Цели урока:
1. Установить роль водного транспорта в развитии экономики России как фактора экономического успеха страны.
2. Продолжить формирование умения анализа карт, диаграмм, картосхем, работать со справочной литературой, текстом учебника.
3. Определить место Санкт-Петербурга в развитии водного транспорта России.
Оборудование урока:
1. Географическая карта России ( настенная карта)
2. Географические атласы на столах учащихся « Атлас. География России. 8-9 кл» Роскартография 2005г.
3. Контурные карты по географии 8 – 9 классы. ВСЕГЕИ, 2005г
4. В.Я.Ром, В.П.Дронов « География. Население и хозяйство России», Москва, «Дрофа» 2005г.
5. Иллюстрации морской символики Санкт-Петербурга (проекция на экран)
6. Таблица « Преимущества и недостатки водного транспорта» (проектируется на экран)
7. Фрагмент видеофильма « Голубая революция»
Ход урока.
Учитель: на уроке продолжаем изучение транспортного комплекса России, рассматриваем водный транспорт. Предложите план работы ( учащиеся предлагают вопросы для изучения темы)
Учитель: на уроке рассмотрим следующие вопросы:
- Уникальность географического положения России.
- Факторы успеха в развитии экономики страны.
- Санкт-Петербург – морская столица России. Морская символика города.
- Преимущества и недостатки водного транспорта.
- Причины, определяющие эффективность работы водного транспорта.
- Проблемы водного транспорта России, пути их решения, перспективы развития.
Вопрос 1. Уникальность географического положения России.
Сообщение учащегося с опережающим заданием. Одновременно второй ученик на доске составляет схему географического положения страны.
Россию омывают 12 морей, 3 океана – больше, чем любую другую страну мира.
Протяженность морских границ России – 44,3 тыс. км, это почти в 3 раза больше, чем длина сухопутных границ.
Схема на доске:
Вывод учащихся: Россия имеет уникальное географическое положение, ей географической судьбой предопределено иметь развитый водный транспорт для связи удаленных районов страны, для развития отношений с миром.
2 вопрос. Факторы успеха в развитии экономики.
Учитель: назовите самые развитые территории Царской России в XIX – начале XX века?
Учитель: определите главный фактор, обеспечивший уровень развития территорий
(«Держалась на коммуникациях». Вырвавшись к морям, наше государство развивало экономику с опорой преимущественно на сухопутный транспорт, потому что от мировой экономики оно было практически изолировано.
В XX веке экономически развитые страны в значительной мере исчерпали свои природные ресурсы, важнейшим фактором развития становится транспортный фактор.
Россия начала XXI века – страна, вступающая в мирохозяйственные связи. В 2000 г. был разработан проект Север – Юг, подписано межправительственное соглашение между Россией, Ираном, Индией по созданию транспортного коридора, который соединит Индию, Иран, страны Персидского залива, страны СНГ ( Казахстан, Туркмению). Россия становится транспортным мостом Север-Юг.
Вывод: успешное развитие России, как и прежде, зависит от транспортно - экономических связей.
3 вопрос. Санкт – Петербург – морская столица России. Морская символика города.
(опережающее задание к уроку выполняли три человека)
«В осеннем тумане,
В январском снегу
Стоит Петербург
На морском берегу.С дворцами и парками
Строг и красив,
Как будто вплывает
В широкий залив».( Надежда Полякова)
«Наш город, Балтикою пахнущий,
Стоит на Невском берегу,
Как хлебосольный дом, распахнутый,
Стоит, неотданный врагу».( Ю. Капустина)
Именно Петербург три века являлся морским центром России, ее морской столицей:
1. Наш город – главные ворота России в Северо-Западном регионе, самый крупный порт, окно в Европу.
2. В первую половину XIX века русские моряки из Кронштадта совершили 36 кругосветных и полукругосветных плаваний.
3. Именно в нашем городе находится Российское Географическое общество, где проектировались все экспедиции.
4. При Петре 1 в Санкт – Петербурге положено начало систематическому изучению географии и картографии России, работает картографическая фабрика.
5. Образованы учреждения, готовившие кадры для флота( Морской корпус). Офицеры Морского корпуса дали на географической карте 300 новых названий.
6. В настоящее время целый ряд высших учебных
заведений причастны к изучению Мирового океана:
Государственный университет инженеров водного
транспорта, кораблестроительный, горный и др.;НИИ
Институт Арктики и Антарктики и др.
Наш город – мозговой центр изучения арктических
и антарктических районов планеты.
7. Музеи города: Военно-Морской музей, музей Арктики и Антарктики, легендарный ледокол « Красин»
8. Санкт-Петербург – самый крупный центр судостроения. « Северная верфь» входит в число крупнейших предприятий страны.
Морская символкиа города
(на экране демонстрируются иллюстрации):
1. Герб города.
2. Кораблик Адмиралтейства.
3. Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова.
4. Никольский морской собор.
Морская тематика прослеживается и в топонимике: Большая и Малая Морская, Смольный собор и т.д.
Вывод учащихся: Петербург по праву называется морской столицей России.
Работа с текстом учебника, стр.192 ( 3 мин.)( работа в парах)
4 вопрос. Преимущества и недостатки водного транспорта – 1 ряд
5 вопрос. Факторы, определяющие эффективность работы водного транспорта – 2 ряд
6 вопрос. Проблемы развития морского транспорта России – 3 ряд.
Отчет учащихся по самостоятельной работе.
4 вопрос. ( таблица демонстрируется на экране) Отчет 1 ряда.
Преимущества и недостатки водного транспорта.
Преимущества | Недостатки |
1. Низкая себестоимость перевозок | 1. Зависимость от природных условий ( в зимний период навигация прекращается) |
2. Большая грузоподъемность, малое потребление топлива. |
2. Загрязнение окружающей среды (водных масс) |
Выступление учащегося по опережающему заданию: влияние водного транспорта на окружающую среду.
При движении кораблей происходит загрязнение вод отходами топлива и хозяйственно – бытовыми стоками. Но особенно большую опасность представляют аварии на нефтеналивных судах. При аварии танкера нефть широко разливается по поверхности моря в виде пленки. Площадь загрязнения зависит не только от количества, но и от качества нефти.
1 тонна легкой нефти за 10 мин. образует пятно диаметром 50 метров и толщиной пленки в 1 мм. За несколько часов такое пятно может охватить тысячи кв. км, прекращается доступ кислорода, гибнет все живое.
Показ фрагмента видеофильма « Голубая революция» (2 мин.)
Способы борьбы с нефтяными загрязнениями: распыление химических веществ, при этом нефтепродукты образуют комки, их собирают сетями с мелкой ячеей спец. суда. Нефть – загрязнитель №1 вод Мирового океана.
5 вопрос. Факторы, определяющие эффективность работы водного транспорта (отчет 2 ряда)
1. Государственная программа развития транспорта ( Программа принята в 2002 году «Модернизация транспортной системы РФ»)
2. Современный подвижной состав – суда.
3. Современные портовые терминалы
Работа с терминами, контурными картами, картосхемой, диаграммами учебника стр.194.
Учащиеся открывают атласы, контурные карты « Транспортный комплекс России»( на к.к. выполнено опережающее домашнее задание: обозначены моря России, реки, порты).
Два ученика дома работали со справочной литературой (словарями), дали определения
новым терминам (карточка – термин прикрепляется к магнитной доске)
Работа с терминами. (Учащиеся на к. к. обозначают начальными буквами типы судов в главных портах России)
1. Портовый терминал.
2. Паром
Особенно актуально создание паромной переправы Санкт-Петербург – Калининград. Паромная переправа уже действует. Паром идет по нейтральным водам Балтики, минуя таможенные барьеры.
Планируется создание паромной переправы Санк-Петербург – Гамбург( ФРГ).
Давно существует паромная переправа, связывающая Сахалин с материком ( Ванино – Холмск)
3. Контейнеровозы
Более всего контейнеровозы востребованы в портах Санкт-Петербурга, Новороссийска, Владивостока
4.Лихтеровозы
Лихтеровозы крайне необходимы на Северном морском пути, т. к. навигация( без ледоколов) в этом районе длится чуть больше месяца.
5. Навигация.
6. Рефрижераторы.
Рефрижераторы используются для перевозки рыбы, главные порты – Владивосток и Мурманск.
7. Лесовозы.
Востребованы в Лесном порту – Архангельске, многопрофильном порте – Санкт-Петербурге.
8. Танкеры.
Санкт-Петербург, Новороссийск, Мурманск, перспективно побережье Карского моря, сейчас в этом районе нет современных портов.
9. Газовозы
Газовозов в России нет ( не было потребности в производстве этих типов судов: транспортировка газа шла только по газопроводам).Россия расширяет связи с АТР, регионом, зависимым по энергоресурсам. Уже построен завод по сжижению газа на Сахалине, нужны будут и газовозы.
Анализ диаграммы на стр.194.
Совпадает ли распределение типов судов на к.к. и диаграмме?
6 вопрос. Проблемы водного транспорта России, пути их решения, перспективы развития.
(отчет 3 ряда)
Учитель.1.1. Несовершенство российских законов: только 40% отечественного флота ходит под российским триколором, большая часть – на реках (во внутренние районы страны в целях безопасности иностранные суда не допускаются).
2. Заход в порт отечественному судну стоит на 20% дороже, чем иностранному ( такова налоговая система)
3. При российской регистрации условного судна наши суда платят 957 тыс.долларов, в Великобритании – всего 80, 5 долларов.
4. Если же российская компания регистрирует судно в международном реестре, то вместо 211тыс.дол. убытков, компания получит 657 тыс. дол. прибыли – будут средства для обновления флота.
2. Старение флота (отчет учащихся по работе с текстом)
Пародокс страны: имея судостроение мирового уровня, («Северная верфь» Санкт-Петербурга имеет пакет заказов до 2015 года). Но большая часть судов уйдет под иностранными флагами
За последние 15 лет ВМФ страны сократился в 4 раза!
В 1991 г. торговый флот имел прибыль – 6 млрд. дол. В 2000г - менее 1 млрд. дол.
Только в конце 2006 года правительство заявило, что финансирование ВМФ станет достаточным, т. к. от этого вопроса зависит государственная безопасность страны.
3. Российские суда перевозят только 6% отечественного тоннажа (этот показатель не меняется уже 5 лет!)
Россия для перевозки грузов осуществляет фрахт судов – наем иностранных судов. Ежегодно при этом страна теряет 3 млрд. дол.
4. Стандартизация документации судов.
Все российские суда должны иметь техническую документацию, соответствующую международным требованиям, иначе пароходство, к которому приписано судно, платит большой штраф. За последние годы число штрафов сократилось, это положительный момент.
5. Потеря Россией портов в результате распада СССР (учащиеся ведут запись на листе, прикрепленном к к.к.)
Наибольшие потери имеет Россия на Балтике, от петровского окна осталась только форточка:
Таллинн – Эстония ( Новоталлинский порт был построен в конце 70 – х годов и был самым современным портом СССР)
Рига – Латвия
Вентспилс( нефтеналивной) – Латвия
Портовое хозяйство Латвии – крупнейшее среди государств Балтии. Используются суда: танкеры, газовозы, рефрижераторы.
Клайпеда – Литва
За провоз грузов по территории стран Балтии Россия ежегодно платит до 1,5 млрд. дол.
Пути решения проблемы: строительство новых портов, модернизация существующих.
Работа с картосхемой « Новые порты на Балтике» Картосхема – на каждом столе учащихся.
Учащиеся составляют обобщенную картосхему на листе, прикрепленном к к.к.
1-е очереди новых портов уже введены в действие, строительство продолжается.
Учитель: В чем вы видите роль Балтийского бассейна для России? (1. Традиционные торговые партнеры России. 2. Повышение конкурентноспособности российских производств. 3. Усиление политического, экономического престижа страны)
Модернизазия порта Санкт – Петербург. Грузооборот порта, благодаря техническому переоснащению достиг 40 млн.т. К 2015 г. запланирован дальнейший рост порт – до 62 млн. т в год. Вместе с морскими портами Лен. области и выходом на максимальную мощность в регионе ежегодно будет перерабатываться 160 – 180 млн. т, а это половина грузооборота крупнейшего порта Европы - Роттердам ( Нидерланды).
На Черном море Россия потеряла порты Одесса, Ильичевск, ВМ базу в Севастополе ( Россия арендует у Украины территорию для ВМ базы. Украина планирует вхождение в блок НАТО, этот вопрос для России будет проблематичен).
На Черном море у России остался только порт Новороссийск
Характеристика морских бассейнов России, внутренних водных путей.
Анализируя карту атласа (физ. карта Европ. части России) назовите, благодаря каким каналам Москва, внутриконтинентальный город, становится портом пяти морей.
Канал им. Москвы, Волго-Балт., Беломоро-Балтийский канал создают единую глубоководную речную систему Европейской части России
Из Атлантического океана через Санкт-Петербург поплывем в Северный Ледовитый океан.
Работа с атласом, карта физ. европ. части России, анализ картосхемы Беломоро-Балтийского канала (на каждом столе).
Учитель: какие природные водные пути используем?( Финский залив
река Нева --> Ладожское оз. --> река Свирь --> Онежское оз.
Беломоро – Балтийский канал был построен в 1933 году (В 2003г. – было 70летие), построен в рекордно короткие сроки, строился заключенными Гулага, редко говорят о значении канала для проводки военных судов в годы Великой Отечественной войны с целью укрепления Кольского полуострова. Если бы не действовавший канал, суда не удалось бы провести, трудно представить, как бы развивались события, какой бы была судьба нашего города.
Каково значение бассейна Северного Ледовитого океана для страны?
- Научное значение, организация северных полярных станций.
- Стратегическое значение: Норвегия, США, Канада – страны блока НАТО.
- Экономический интерес: Арктика – перспективный район по добыче углеводородного топлива.
Учитель: Россия имеет самый протяженный в мире морской фасад и широкий выход к морям Сев. Лед. океана, издавна важна проблема освоения Северного морского пути. За организацию работ по исследованию СМП ратовали Д.И.Менделеев, адмирал Макаров. Велика роль Ленина в принятии решений по освоению СМП.
В 1898 – 1899гг в Великобритании по замыслу Макарова был построен для России первый в мире тяжелый ледокол, предназначенный для исследований Арктики. Символично, что первый ледокол носил название «Ермак». Задача первого рейса - пройти пробиться из Европейской части на восток.
И сейчас, несмотря на мощное развитие транспорта, Россия все еще остается « разорванной между западом и востоком». Сухопутная связь держится только на Транссибе (+ БАМ) и на СМ пути.
Ледокол – символ географического положения России. В нашем городе построены все ледоколы, это лучшие ледоколы в мире. Порт приписки ледоколов – Мурманск. Сейчас в арктическом бассейне главный монополист – « Лукойл – Арктика», эта компания владеет всеми семью ледоколами.
Расстояние от Мурманска да Владивостока – 12 тыс. км по СМП, тогда как через Суэцкий канал – 23, 7 тыс.км. К этому пути большой интерес имеют и западные державы, неслучайно он становится частью международного транспортного коридора.
СМП – важнейший путь для внутренних связей: обеспечивает единство европейской части с бассейнами Оби, Енисея, Лены, Индигирки.
Бассейн Тихого океана.
Какова роль Тихоокеанского бассейна для России?
- Связь по СМП европейских и азиатских районов.
- Внешнеторговые связи России со странами Азии, потенциальный рынок сбыта российской продукции.
- Важнейшее стратегическое положение.
- Экономическая роль: ведущий район рыболовства, добыча природных ресурсов.
По таб. 56 установить рейтинг портов Тихого океана по грузообороту.
Вывод урока: Россия станет великой страной только тогда, когда вновь станет великой морской державой.
Домашнее задание:
1. Параграф 37 учебника. По материалу текста параграфа и материала урока составить 5 тестовых заданий.
2. Подготовить к проверке контурные карты.
3. Задание по желанию: подготовить сообщение « Освоение Северного морского пути»
Литература к уроку:
1. Материалы Интернета.
2. Петров « Новые порты России на Балтике: окно в Европу спустя 300 лет» География № 9, 2002 год