Действующие лица:
- Ведущий
- Профессор Винчестер, доктор компьютерных наук
- Ада Паскалевна, программист
- Архиватор Винрарович, хранитель музея
Вступление
Ведущий: Сегодня мы отправляемся в путешествие по прекрасной и удивительной стране Информатике. В это путешествие с нами отправятся наши друзья (представляет их). Страна очень большая, и в ней очень много интересного.
Итак, в путь!
Первая остановка
История вычислительной техники
Архиватор Винрарович. На экскурсии в музее вычислительной техники мы увидим много интересного. Здесь есть и древние счетные палочки, и счеты, и логарифмические линейки, и арифмометры, и современные компьютеры. То есть все то, на чем когда-либо считали люди (рассказывает историю развития компьютеров, показывает презентацию – приложение 1).
Вторая остановка
Устройство компьютера
Ведущий: Без компьютера очень сложно производить вычисления, мы так привыкли обращаться к ним за помощью, что уже и не задумываемся, как они устроены. У компьютера, как и у человека, есть мозг, есть память, устройства, которые получают информацию (у человека это — органы чувств), есть устройства, которые информацию выдают (руки, язык у человека). Итак, познакомимся с устройством компьютера. Послушайте старую сказку на новый лад (рассказывает сказку - приложение 2.)
Третья остановка
Алгоритм и его свойства
Профессор Винчестер: Алгоритм — это задание, состоящее из команд. «Что, из чего и как» - вот основной смысл любого алгоритма. Рецепт приготовления блюда, инструкция по сбору какого-либо устройства, правила перехода улицы, инструкция по вождению автомобиля - все это алгоритмы, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни. Если все команды придуманы правильно, то поставленная задача будет решена. Вспомним, например, алгоритм вытаскивания репки в сказке «Про репку» (дедка – за репку, бабка – за дедку и т.д.), или алгоритм спасения девочки и ее брата от гусей, слуг Бабы – Яги в сказке «Гуси-лебеди» (яблонька говорит девочке: «Если съешь моего яблока, то спрячу тебя»), или в сказке «Золотой ключик» Дуремар предлагает Карабасу Барабасу свой алгоритм добывания золотого ключика: «Еще 10000 ведер из озера – и ключик у нас в кармане»).
Правильный алгоритм придумать очень нелегко. Так, Вовка из сказки «Вовка в тридесятом царстве» задает такой алгоритм приготовления пирожков своим помощникам: «Ну-ка, Двое из ларца, одинаковы с лица! Замесить и нарубить!» И эти двое рубят тесто и месят дрова. В чем ошибся Вовка? Верно. Он задал неправильный алгоритм. Я вам расскажу историю, которая произошла с Петей Бейсиковым. Попросили его почистить картошку.
— А роботы для чего? — возмутился Петя. — Эй! Робот! Бери нож и чисть картошку!
Но не тут-то было! Долго мучался бы робот. Какой алгоритм надо предложить роботу? Давайте составим его вместе!
- В правую руку взять нож за ручку.
В левую — взять нечищеную картошку. - Острой стороной лезвия тонко срезать у картошки кожуру.
- Положить картошку в кастрюлю.
- Если картошка не кончилась, вернуться к пункту 2.
- Конец работы.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Третья остановка
Языки программирования
Ада Паскалевна. В одной далекой стране жил всемогущий волшебник, который знал все на свете языки. Он мог одинаково легко разговаривать и с деревьями, и с птицами, и с животными. Он знал даже машинный язык — язык компьютера. Это очень необычный язык — в нем все слова состоят из единиц и ноликов. Вот как на этом языке записывается слово «фея»:
1100110 1100101 1110001
Вот какой это необычный язык!
Выучили и люди этот язык, стали писать на нем программы для управления компьютерами и другими автоматами, но язык-то сложный, в нем легко ошибиться. Компьютер тогда не будет правильно работать — а человеческий язык он не знал. И придумал тогда добрый волшебник специальный язык, который понятен и людям, и компьютерами — язык программирования. Людям писать на этом языке программы и быстро и легко, а компьютеры переводили его на свой машинный и работали так, как их просили. Красота, да и только! Люди придумали много языков программирования, для каждой работы — свой язык. Каждому языку придумали имя: Фортран, Кобол, Алгол, Паскаль, Си, Ада и много-много других...
Четвертая остановка
Занимательная информатика.
Ведущий задает ребусы, кроссворды. Дети отгадывают (приложение 3 или презентация «Ребусы»)
Ведущий: Мы побывали с вами в удивительной стране Информатике, но это не последнее наше путешествие. Нас ждут великие открытия и новые приключения.
Литература
- В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова .«Открытые уроки информатики 8-11 классы. Издательство «Феникс». Ростов на - Дону, 2002 г.
- Диск «Роботландия»
Примечание. Сценарий и сказка – авторская разработка учителя Дудкиной Н.Н.