Цель урока: развитие мотивации к техническому моделированию воздушных змеев.
Задачи урока:
Образовательные:
- Научить изготавливать плоский воздушный змей по технологической карте.
- Совершенствовать умения работать по технологическим картам, эскизам.
- Продолжить формирование межпредметных связей.
Воспитательные:
- Воспитание творческого подхода к работе, желание экспериментировать.
- Воспитание у детей активного интереса к техническому творчеству.
- Воспитание культуры труда.
Развивающие:
- Развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы.
- Развивать способность логически рассуждать, умение применять знания для решения задач.
- Развивать и формировать конструкторские способности и навыки через изготовление воздушных змеев.
Материалы: рейки, клей ПВА, нитки, полиэтиленовая пленка, кольца, ткань, капроновая нить, скотч узкий и широкий.
Инструменты: ножницы, карандаш, ручка, линейка, угольник, лобзик, кисточка для клея, наждачная бумага, игла.
Оборудование: плакаты.
План урока
- Организационный момент.
- Повторение сведений о воздушных змеях.
- Организация рабочего места.
- Практическая работа.
- Физкультминутка.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово педагога.
Немногие знают, что воздушный змей - это давно известный и самый простой летательный аппарат тяжелее воздуха, который способствовал появлению многих изобретений и открытий, изучению законов аэродинамики, и великому достижению человечества - созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Сегодня вам предстоит сделать плоский воздушный змей Эдди. Наша задача - научиться изготавливать плоский воздушный змей по технологической карте. Данный технологический процесс распространяется на все виды плоских воздушных змеев и, освоив процесс изготовления одного вида, вы можете в дальнейшем изготавливать любые конструкции плоских воздушных змеев.
2. Повторение сведений о воздушных змеях.
Из названия темы урока видно, что вам нужно сделать плоский воздушный змей.
– Какие типы воздушных змеев вы знаете?
– Воздушные змеи бывают:
Каркасные: плоские, двугранные, коробчатые,
полужесткие.
Бескаркасные: кайты, парапланы.
– Из каких конструктивных элементов состоит воздушный змей?
– Обшивка, каркас, соединительные детали, уздечка, хвост, леер, катушка для запуска.
– Где и когда появились воздушные змеи? Их распространение? Появление их в Европе?
– Воздушные змеи появились в Китае более 3 тысяч лет назад. Из Китая воздушные змеи распространились в Азию, позднее в Европу, Америку, Австралию. В Европу воздушные змеи попали в XVI веке.
– Какой формы воздушные змеи были в то время в Европе?
– В XVI веке в Европе воздушные змеи были плоские, ромбовидной формы, и долгое время она была основной.
– Педагог: воздушный змей Эдди именно такой ромбовидной формы и назван он по имени своего изобретателя англичанина-метеоролога Уильям Эдди. Начиная с 1893 года, воздушный змей использовался для метеорологической работы в течение более чем тридцати лет.
3. Организация рабочего места.
Повторение правил по ТБ при работе с инструментами. Проверка наличия материала и инструментов.
4. Практическая работа
Знакомство с технологической картой и изображением воздушного змея.
Технологическая карта изготовления плоских воздушных змеев
- Начертить в тетради эскиз воздушного змея с нанесением точных размеров.
- Нарезать рейки согласно размерам в эскизе.
- Обработать рейки наждачной бумагой.
- Сделать лобзиком пропилы с торцов реек.
- Отметить места пересечения реек.
- Закрепить места пересечения реек ниткой.
- Зафиксировать нитку, промазав ее клеем ПВА.
- Обтянуть каркас змея ниткой, леской, протягивая ее через пропилы с торцов реек.
- Зафиксировать нитку, леску с торцов реек, промазав их клеем ПВА.
- Расположить каркас змея на ткани, пленке, бумаге и разметить контур змея с припуском в 2 сантиметра.
- Вырезать обшивку по размеченным линиям.
- Обтянуть каркас змея обшивкой, подворачивая припуск вокруг нитки, лески и фиксируя его скотчем.
- Привязать уздечку к воздушному змею.
- Закрепить кольцо на уздечке воздушного змея в месте, соответствующем углу атаки воздушного змея в 10-15 градусов.
- Привязать хвост воздушного змея.
Педагог: Сейчас можно приступать к практической работе, но перед этим обратим внимание на некоторые моменты, которые могут вызвать затруднение в работе.
Педагог: Согласно технологической карте вам нужно в тетради выполнить эскиз воздушного змея Эдди.
– Что такое эскиз?
– Эскиз - это чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций.
Педагог: Вы можете размеры на эскизе проставить как в миллиметрах, так и в сантиметрах.
– В каких случаях рядом с цифрой указывают наименование измерения?
– В техническом черчении размеры проставляют в миллиметрах, при этом наименование измерений не указывают. Если размеры наносят в сантиметрах, то рядом с цифрой указывают наименование.
В ходе выполнения практической работы ребятам задаются вопросы:
– Как определить длину двух реек, если указано их соотношение как 4/5?
– Как найти отрезок рейки, если его длина составляет 1/4 от длины всей рейки?
– Что такое прямой угол? (угол в 90 градусов).
– Что такое развернутый угол? (угол в 180 градусов).
– Что такое угол атаки у воздушного змея? (угол, образованный плоскостью воздушного змея и направлением ветра).
– Какой угол атаки у плоского воздушного змея? (10 –15 градусов)
– Какой угол атаки у коробчатого воздушного змея? (45 – 60 градусов)
5. Физкультминутка
6. Итог урока
Вывод о проделанной работе. Анализ деятельности обучающихся.
Уборка рабочего места.
– А сейчас можно проверить сделанные вами модели в действии, проведя соревнования по запуску воздушных змеев.