Тема урока: "Изготовление плоского воздушного змея Эдди"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цель урока: развитие мотивации к техническому моделированию воздушных змеев.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Научить изготавливать плоский воздушный змей по технологической карте.
  2. Совершенствовать умения работать по технологическим картам, эскизам.
  3. Продолжить формирование межпредметных связей.

Воспитательные:

  1. Воспитание творческого подхода к работе, желание экспериментировать.
  2. Воспитание у детей активного интереса к техническому творчеству.
  3. Воспитание культуры труда.

Развивающие:

  1. Развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы.
  2. Развивать способность логически рассуждать, умение применять знания для решения задач.
  3. Развивать и формировать конструкторские способности и навыки через изготовление воздушных змеев.

Материалы: рейки, клей ПВА, нитки, полиэтиленовая пленка, кольца, ткань, капроновая нить, скотч узкий и широкий.

Инструменты: ножницы, карандаш, ручка, линейка, угольник, лобзик, кисточка для клея, наждачная бумага, игла.

Оборудование: плакаты.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение сведений о воздушных змеях.
  3. Организация рабочего места.
  4. Практическая работа.
  5. Физкультминутка.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово педагога.

Немногие знают, что воздушный змей - это давно известный и самый простой летательный аппарат тяжелее воздуха, который способствовал появлению многих изобретений и открытий, изучению законов аэродинамики, и великому достижению человечества - созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Сегодня вам предстоит сделать плоский воздушный змей Эдди. Наша задача - научиться изготавливать плоский воздушный змей по технологической карте. Данный технологический процесс распространяется на все виды плоских воздушных змеев и, освоив процесс изготовления одного вида, вы можете в дальнейшем изготавливать любые конструкции плоских воздушных змеев.

2. Повторение сведений о воздушных змеях.

Из названия темы урока видно, что вам нужно сделать плоский воздушный змей.

– Какие типы воздушных змеев вы знаете?

– Воздушные змеи бывают:

Каркасные: плоские, двугранные, коробчатые, полужесткие.
Бескаркасные: кайты, парапланы.

– Из каких конструктивных элементов состоит воздушный змей?

Рисунок 1

– Обшивка, каркас, соединительные детали, уздечка, хвост, леер, катушка для запуска.

– Где и когда появились воздушные змеи? Их распространение? Появление их в Европе?

– Воздушные змеи появились в Китае более 3 тысяч лет назад. Из Китая воздушные змеи распространились в Азию, позднее в Европу, Америку, Австралию. В Европу воздушные змеи попали в XVI веке.

– Какой формы воздушные змеи были в то время в Европе?

– В XVI веке в Европе воздушные змеи были плоские, ромбовидной формы, и долгое время она была основной.

– Педагог: воздушный змей Эдди именно такой ромбовидной формы и назван он по имени своего изобретателя англичанина-метеоролога Уильям Эдди. Начиная с 1893 года, воздушный змей использовался для метеорологической работы в течение более чем тридцати лет. 

3. Организация рабочего места.

Повторение правил по ТБ при работе с инструментами. Проверка наличия материала и инструментов.

4. Практическая работа

Знакомство с технологической картой и изображением воздушного змея.

Технологическая карта изготовления плоских воздушных змеев

  1. Начертить в тетради эскиз воздушного змея с нанесением точных размеров.
  2. Нарезать рейки согласно размерам в эскизе.
  3. Обработать рейки наждачной бумагой.
  4. Сделать лобзиком пропилы с торцов реек.
  5. Отметить места пересечения реек.
  6. Закрепить места пересечения реек ниткой.
  7. Зафиксировать нитку, промазав ее клеем ПВА.
  8. Обтянуть каркас змея ниткой, леской, протягивая ее через пропилы с торцов реек.
  9. Зафиксировать нитку, леску с торцов реек, промазав их клеем ПВА.
  10. Расположить каркас змея на ткани, пленке, бумаге и разметить контур змея с припуском в 2 сантиметра.
  11. Вырезать обшивку по размеченным линиям.
  12. Обтянуть каркас змея обшивкой, подворачивая припуск вокруг нитки, лески и фиксируя его скотчем.
  13. Привязать уздечку к воздушному змею.
  14. Закрепить кольцо на уздечке воздушного змея в месте, соответствующем углу атаки воздушного змея в 10-15 градусов.
  15. Привязать хвост воздушного змея.

Рисунок 2

Педагог: Сейчас можно приступать к практической работе, но перед этим обратим внимание на некоторые моменты, которые могут вызвать затруднение в работе.

Педагог: Согласно технологической карте вам нужно в тетради выполнить эскиз воздушного змея Эдди.

Что такое эскиз?

– Эскиз - это чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций.

Педагог: Вы можете размеры на эскизе проставить как в миллиметрах, так и в сантиметрах.

В каких случаях рядом с цифрой указывают наименование измерения?

– В техническом черчении размеры проставляют в миллиметрах, при этом наименование измерений не указывают. Если размеры наносят в сантиметрах, то рядом с цифрой указывают наименование.

В ходе выполнения практической работы ребятам задаются вопросы:

– Как определить длину двух реек, если указано их соотношение как 4/5?

– Как найти отрезок рейки, если его длина составляет 1/4 от длины всей рейки?

– Что такое прямой угол? (угол в 90 градусов).

– Что такое развернутый угол? (угол в 180 градусов).

– Что такое угол атаки у воздушного змея? (угол, образованный плоскостью воздушного змея и направлением ветра).

– Какой угол атаки у плоского воздушного змея? (10 –15 градусов)

– Какой угол атаки у коробчатого воздушного змея? (45 – 60 градусов)

5. Физкультминутка

6. Итог урока

Вывод о проделанной работе. Анализ деятельности обучающихся.

Уборка рабочего места.

– А сейчас можно проверить сделанные вами модели в действии, проведя соревнования по запуску воздушных змеев.

Приложение1

Приложение2