Цели:
- Сформировать умение выполнять проверку решения уравнения.
- Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения.
- Закрепить умение решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме; закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
- Развивать логическое мышление, речь, творческие способности.
- Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (доброжелательность друг к другу, уважении мнения других, умение слушать товарищей), прививать интерес к предмету.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями, улыбаются, желают друг другу удачной работы.
II. Актуализация знаний.
1) Счет до 10 и обратно.
Даны три числа 6; 4; 10.
- назовите число, которое является суммой двух других чисел;
- назовите наименьшее и наибольшее число;
- на сколько 10 больше 4; на сколько 4 меньше 10;
- как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого;
- замените каждое из чисел суммой одинаковых слагаемых.
2) Какие числа надо записать в «окошках»?
+ 4 = 9 - 3 = 7 3 + = 10
Как найти неизвестные компоненты?
3) Что лишнее?
3 + 2 = 5
х – 2 = 8
5 + у =10
10 > а
- Лишнее неравенство 10 > а.
- Лишним может быть также равенство 3 + 2 = 5, потому что только в этом равенстве все компоненты известные.
- Как называются равенства, в которых есть неизвестный компонент?
- Такие равенства называются уравнениями.
3) Задание №1 учебника, с.64.
Помоги Вове отметить в уравнениях и на схеме целое и части и подобрать к уравнениям нужные схемы.
у – 4 = 3 7 – у = 4 у - 3 = 4
Выполняем задание, формулируем основное правило.
Как найти неизвестное целое. Как найти неизвестную часть.
Называем компоненты действий в каждом из уравнений.
III. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
Выполняем задание №2, с.64.
Как Лене заполнить схему к каждому уравнению и решить уравнения?
х – 8 = 2
3 + у = 9
8 – х = 5
Аргументируем свои действия с помощью введенного правила.
- А вдруг решения найдены неверно? Ведь мы могли ошибиться в вычислениях, а это также ошибка. Как вы думаете, что нам делать, чтобы избежать ошибок?
2) Текст под знаком
Как можно проверить, верно ли мы решили уравнения?
Дети высказывают свои предположения.
- Петя, Катя и Вова сделали проверку решения наших уравнений. Они хорошо умеют это делать и могут научить нас. Давайте посмотрим, как они это сделали, и постараемся научиться этому сами.
- Как ребята делали проверку? (Они брали число, которое получили при решении уравнения (значение х) и подставляли его вместо буквы.)
- Что они делали потом? (Находили значение выражения, которое у них получилось.)
- Почему в проверке записаны такие равенства: 3 = 3; 10 = 10; 4 = 4 ?
Что означают числа в этих равенствах? (Здесь сравнили числа, которые стояли в уравнениях после знака равенства и значение выражения, которое получили, когда вместо х подставили его значение.)
- Какое же число можно назвать решением уравнения? (Решение уравнения – это такое число, которое мы можем записать (подставить в уравнение) вместо буквы, выполнить с ним действие, которое записано в уравнении, и получим то же число. которое стояло в уравнении после знака равенства.)
- Что нового мы с вами узнали? (Узнали, как делать проверку решения уравнения.)
- Полезно это знание для нас?
- Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке?
IV. Первичное закрепление изученного.
Выполняем на доске с комментированием по опорной записи задание № 4 (первое и второе уравнения):
а) пишу: х + 4 = 9;
б) отмечаю целое и части. Неизвестна часть;
в) чтобы найти неизвестную часть надо из целого вычесть другую часть.
Пишу: х = 9 – 4;
г) пишу: х равен пяти;
д) делаю проверку: подставляю вместо х в уравнение найденное число. Пять плюс четыре равно 9;
е) х – 4 равно девяти и 5 + 4 равно девяти, значит х равен 5.
V. Самостоятельная работа.
Третье уравнение решаем самостоятельно в тетради с последующей проверкой и комментированием по ходу работы.
VI. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
1) Задание № 5, с.65.
Помоги ребятам решить задачи.
Записываем решение задач в тетрадь самостоятельно с последующей проверкой.
- Придумайте, пожалуйста, к условию каждой из задач еще один вопрос.
2) Совместно ищем решение задачи № 6 на с.65.
- Прочитайте задачу.
- Петя задумал число. Потом он прибавил к нему 4, из суммы вычел 5, к разности прибавил 2 и в результате получил число 3. Какое число задумал Петя?
- Какие предложите решения?
- Задуманное число обозначим через х и составим уравнение.
- Какое получится уравнение?
- х + 4 – 5 + 2 = 3
- Как решим такое уравнение?
- Выполним обратные действия! 3 – 2 + 5 – 4 = 2.
- Как ответим на вопрос задачи?
- Петя задумал число 2.
- Есть другой способ решения задачи?
- Можно составить цепочку.
Чтобы найти задуманное число, из 3 вычтем 2, прибавим 5, вычтем 4 и получим 2.
3) Задание № 7.
Каких предметов и чисел нет на рисунке?
4) Задание № 9 – для индивидуальной работы с последующей проверкой в классе.
Как Лене пройти через двое ворот, чтобы набрать числа в кружках? Найди все способы.
8 – это 7 и 1 9 - это 6 и 3
8 – это 6 и 2 9 – это 5 и 4
VII. Итог урока.
- Чему научились на уроке?
- Научились проверять решения уравнения.
- Как вы считаете, выполнили мы сегодня план
урока?
– Подведите итоги своей работы.
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Что понравилось на уроке?