Цикличное тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с приказом Министерства образования №41 “О документации детских дошкольных учреждений” от 20.09.88 г. план воспитательно-образовательной работы с детьми является обязательной документацией для воспитателя ДОУ.

Существуют различные формы и варианты календарного планирования. Мною разработан и апробирован в течение нескольких лет вариант цикличного тематического планирования воспитателем работы в группе.

Планирование организованного обучения в нашем детском саду осуществляется в соответствии с образовательной программой “Развитие” центра Л.А.Венгера, с учебным планом и сеткой занятий. Однако сложность заключается в планировании педагогами внеучебной работы. Как педагогу охватить все сферы познания, давать детям не только обрывочные знания об окружающей действительности (зачастую в зависимости от своих личных предпочтений), а вести работу в системе, планировать деятельность в унисон с напарником, работающим на группе, а также со всеми специалистами ДОУ?

Решить данные проблемы нам помогает составляемый в начале каждого учебного года “Цикличный тематический план работы”, а также схема примерного планирования на неделю. На основе этих двух документов, предлагаемых старшим воспитателем, педагогами планируется работа на неделю в календарных планах.

Цикличный тематический план работы включает в себя 8 основных тем, над каждой из которых работают педагоги в течение недели (“Крылатые друзья”, “Образы природы”, “Жизнь людей в быту”, “Жизнь людей в окружающем мире”, “Зверье мое”, “Глубины океана”, “Светофорик”, “Фантазеры”, а также тема “Здоровье”.) Темы, представленные в плане охватывают широкий спектр сторон окружающей действительности, с которыми мы знакомим дошкольников в повседневной жизни. Если представить данный план в цветовом решении, то первые буквы названия тем созвучны с обозначением цветов спектра: Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый. Такой план выглядит интересно, красочно, “по-дошкольному”. А соотнесение с цветами спектра символизирует природосообразность, естественность и гармонию.

Предложенные в плане темы повторяются в течение учебного года 4-5 раз, тем самым, позволяя педагогу вместе с детьми закрепить знания, полученные по данной теме ранее и изучить, узнать что-то новое (по спирали). Так, например, тема “Зверье мое” проходит интегрировано, через разнообразные формы работы с детьми (наблюдения, чтение художественной и научно-популярной литературы, рисование, лепку, психогимнастические, развивающие, подвижные игры и т.д.) в начале сентября, конце октября, в конце декабря, в начале марта и в начале мая. Это позволяет вести наблюдение и изучать, сравнивать условия существования, внешний вид, поведение животных в разное время года. Вместе с тем, если данного планирования будут придерживаться и специалисты ДОУ на занятиях по изодеятельности, музыкальных, физкультурных занятиях, то эффективно будет решаться проблема взаимодействия всех педагогов детского сада и построения образовательного процесса в ДОУ на принципах интеграции и систематизации.

Тема “Здоровье” приурочивается нами к каникулам. Здесь приоритет отдается проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий (праздников, досугов, дней здоровья, бесед о ЗОЖ, и т.д.).

Вторым документом, помогающим воспитателям планировать работу с детьми эффективно, является, на мой взгляд, “Примерное планирование видов детской деятельности на неделю”. Каждый день в неделе имеет свое название. День изоискусства – “Краски радуги”, день спорта – “Физкульт-ура!”, день знаний – “Умники и умницы”, день сказки – “Сказка и фантазия”, день музыки – “Мир музыки”. Воспитатели закрепляют за каждым днем недели свое название, ориентируясь на сетку занятий. И планируют работу в этот день, используя данную схему. Это помогает педагогу охватить в работе в течение недели самые разнообразные виды детской деятельности, способствуя максимально возможному раскрытию потенциала каждого воспитанника.

На основе этих документов воспитатели разрабатывают календарный план на неделю, используя традиционную структуру: планируя утренний отрезок времени, занятия, прогулки, 2 половину дня и вечерний отрезок времени.

Индивидуальная работа с детьми планируется каждым педагогом ежедневно в разных видах деятельности.

Взаимодействие педагогов в системе “Детский сад – родители – дети” оформляется в начале года в подробном перспективном плане в каждой возрастной группе.

Такой вариант планирования работы воспитателем в ДОУ, как показывает опыт, позволяет педагогам эффективно реализовывать педагогический процесс, выстраивая работу с детьми целенаправленно, системно, целостно.

Приложения:

Приложение 1. “Цикличный тематический план работы ДОУ”

Приложение 2. “Примерное планирование видов детской деятельности на неделю”