Урок физики в 10-м классе по теме: "Решение задач на законы постоянного тока (урок-игра "Делайте ставки")

Разделы: Физика


Задачи урока:

  1. В нестандартной игровой форме выяснить уровень усвоения материала по теме.
  2. Развивать мышление учащихся посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, умения пользоваться знаниями. Продолжить формирование умений работать в группах (развитие коммуникативности). Умение принять решения в данной ситуации.

Оборудование: папель с тремя лампочками, схемы, рисунки, сигнальные карточки.

Ход урока: Вы знаете, что мы сегодня будем делать?

Мы с вами вместе будем размышлять и думать, не боясь ошибиться. В одном журнале мне встретились такие слова: “Дорога к знанию? Ну что ж, ее легко понять. Ответить можно сразу: Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но меньше, меньше с каждым разом”.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним основной материал по теме “Законы постоянного тока” и постараемся применить его при решении различных задач.

Итак, вначале вспомним основной материал, откройте тетради, запишите число и тему урока.

Диктант (на обратной стороне доски пишет ученица, остальные в тетради).

1. Запишите формулы:

  1. Закон Ома для участка цепи;
  2. Закон Ома для полной цепи;
  3. Закон Джоуля-Ленца;
  4. Зависимость сопротивления проводника от его длины;
  5. Работы электрического тока;
  6. Мощность электрического тока;
  7. Законов последовательного соединения проводников;
  8. Законов параллельного соединения проводников;
  9. Начертите схему двух ламп, соединенных последовательно;
  10. Начертите схему двух ламп, соединенных параллельно;

Проверяем (поменялись тетрадями, если ответ верный, ставим +”, неверный “–”.

Считаем “+”.

У вас есть начальный капитал, можете его увеличить в течение урока, если будете правильно решать задачи, можете объединиться в группы и вместе увеличивать свой капитал.

Итак, решили. Если вы увеличиваете начальную ставку, то приобретаете право ответить на вопрос и увеличить свой капитал (если ответите неправильно, то данная сумма баллов вычитается).

I этап – задачи – опыты.

Итак, первая задача – опыт. Кто к концу урока наберет 150 баллов – получит оценку “5”.

Даны три лампочки (белая, синяя, красная).

Выкручиваю белую, все не горят.

Выкручиваю синюю, горят белая и красная.

Выкручиваю красную, горят белая и синяя.

Начертить в тетради схему соединения ламп (1 мин.)

Начальная ставка 10 баллов. Кто может увеличить ставку (20 с.). Продано …

Итак проверяем. Какую схему вы начертили? Поднимите карточку с данным номером. Слушаем объяснение (ответ 1).

Вторая задача – опыт.

Две лампы, рассчитанные на напряжение 220 В соединены последовательно и включены в сеть. Сравнить мощность этих ламп. Обсуждаем 2 минуты. Ставка 10 б. Кто больше? Продано. Слушаем объяснение.

Так как ярче горит первая лампа, то Q1 > Q2, J1 = J2 = J, значит R1 > R2 , a R = , то P1 < P2 .

Кто правильно ответил, добавляем себе 10 баллов.

II этап. Задачи – рисунки.

1.

Найдите общее сопротивление участка цепи, изображенного  на рис. (время 20 с.)

Начальная ставка 10 баллов.  Кто ставит больше? Проверяем, как решили. Ответ: 10 м.

2.

При включении по такой схеме 1, 2, 3, амперметр для измерения силы тока в резисторе R включен правильно?

Начальная ставка 10 б. Кто больше? 20 с.

III этап. Задачи с выбором ответа.

Закрытые задачи. Ставка 20 баллов. Кто больше? Продано. Время для решения 1 мин.

1. Правильно ли утверждение, что вольтметр, подключенный к клеммам источника тока разомкнутой цепи показывает ЭДС.

1. Правильно, если RB << r.

2. Правильно, если RB >> r.

3. Правильно, если RB = r.

4. Утверждение неверное. Ответ: 4. Слушаем объяснение.

2. Ставка 20 баллов. Кто больше? Продано.

Требуется установить в комнате в определенных местах электрическую лампочку, выключатель и розетку. По какой схеме вы будете делать электропроводку, если под напряжением находятся т. А и В.

Ответ: 3

IV этап. Экспериментальное задание.

Начальная цена 30 баллов. Кто больше? Продано.

Определите длину проволоки электромагнита, не разматывая ее (на катушке написан диаметр проволоки). 10 минут на выполнение задания.

Итак, мы выполнили все задания.

Подведем итоги, кто как работал. Поднимите руки, у кого получилось 150 и более баллов. Молодцы. Все хорошо работали. Так как я сказала вначале урока на оценку “5” нужно 150 баллов, то поставьте себе оценки.

Вывод: Урок получил высокую оценку учителей физики района.