Проведённое среди учащихся 11-х классов анкетирование, в котором принимали участие 29 человек, показало, что большинство школьников не знакомы с правилами написания и оформления реферата. Результаты анкетирования представлены на диаграмме (Приложение 1). Назвать основные, структурные элементы реферата смогли 55% опрашиваемых, правила оформления текста известны 10% анкетируемых, грамотно оформить титульный лист и библиографический список литературы могут лишь 35% и 10% школьников соответственно. Лишь 20% учеников в общих чертах представляют, что необходимо отразить во введении и заключении.
Как показывает практика, зачастую в 11-м классе школьники, выбирая такую форму экзамена по физике как реферат, искренне полагают, что они выбрали одну из простейших форм экзамена. Но в ходе работы над рефератом, становится совершенно очевидным тот факт, что дети не обладают навыками реферативной работы, что большинство из них понятия не имеют о структуре реферата, о правилах его оформления, в т.ч. о правилах оформления библиографического списка литературы, не знают, что должно быть отражено во введении и заключении. (Это подтверждается и результатами анкетирования). Последнее указывает на тот факт, что не только оформление реферата, но и само написание работы вызывает у выпускников затруднения. Ученики, как правило, пытаются переписать “кусками” разные учебные пособия, не умеют выбрать главное, не могут сформулировать свою мысль, не умеют работать с книгой и т.п. Таким образом, выбирая “меньшее из зол”, старшеклассники попадают в затруднительное положение.
Для того чтобы написать реферат (даже не исследовательского характера) необходимо обладать определёнными общеучебными навыками и умениями. Очевидно, что все эти знания и умения, необходимые для написания школьного реферата, будут востребованы и в дальнейшем при написании курсовой, дипломной, а может быть, и диссертационной работ. Поэтому, школьный реферат в 11-м классе следует рассматривать как первую ступеньку для будущей научно-исследовательской работы ученика, и написание реферата раскрывает для школьника методологию исследовательской деятельности.
Готовить учеников к написанию реферата по физике в 11-м классе необходимо задолго до выпускного класса. В рамках учебного предмета “физика” это может осуществляться по следующим направлениям.
Во-первых, целесообразно ввести обязательное написание выпускной работы по физике в 9-м классе с последующей публичной защитой. При желании можно назвать выпускной реферат курсовой или аттестационной работой (это вносит элемент новизны в школьную жизнь и, как правило, способствует более серьёзному отношению учеников к работе). Это неплохая тренировка перед 11-м классом, а в некоторых случаях и накопленный материал, который может быть в дальнейшем расширен и положен в основу выпускного реферата по физике в 11-м классе.
Вторым направлением является подготовка докладов на различного рода ученические конференции. В ходе написания работы ученики приобретают необходимые навыки работы с литературой, знания о структуре и правилах оформления реферата. При подготовке доклада на конференцию учащиеся узнают общепринятые нормы и правила построении доклада. Как правило, выступление сопровождается компьютерной презентацией, и школьники знакомятся также с правилами оформления публичной презентации. Во многих случаях результатом этой работы учащихся становится готовое средство обучения (компьютерная презентация), которое может быть использовании в дальнейшем в процессе обучения физике. Именно таким образом мы с учениками нашей школы пополняем банк презентаций по физике в медиатеке школы. Готовые презентации могут быть представлены и на специально организованный в школе конкурс презентаций. Такой конкурс ежегодно проходит в нашей школе.
В школе может быть введён элективный курс “Правила написания и оформления реферата” или организован семинар по данной теме для учителей и учащихся. В результате проведения такого семинара в рамках нашей школы для оказания помощи школьникам была создана компьютерная презентация “Правила написания и оформления реферата”, которая находится в свободном доступе на сайте нашей школы по адресу www.sc15.sarov.ws.
Это лишь некоторые пути, которые способствуют развитию общеучебных навыков школьников и раскрывают для них методологию научного исследования.
Совершенно очевидно, что необходимо учить детей грамотному написанию реферата, доклада, построению своего выступления. При этом следует избегать формализма. Обучение правилам написания реферата должно не столько касаться формальной стороны дела (каким шрифтом, кеглем оформить текст, как разбить его на параграфы и т.п.), сколько должно быть направлено на формирование навыков исследовательской деятельности. Школьник должен уметь сформулировать цель и задачи работы, выбрать методы исследования, при необходимости сформулировать гипотезу исследования, должен уметь подвести итоги своей работы и сформулировать выводы. Написание школьного реферата, также как и участие в конференциях, работе НОУ необходимо в первую очередь для привлечения учащихся к исследовательской деятельности.