Внеклассное занятие по теме: "Снежная фантазия"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: всестороннее развитие личности.

Задачи:

  • создание таких ситуаций, которые дают возможность каждому ученику проявить себя в одном из видов деятельности;
  • создание условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов и потребностей;
  • развитие кругозора, межпредметных связей;
  • обобщение и систематизация знаний о природе зимы;
  • воспитание доброты и заботливого отношения ко всему живому.

Принципы:

  • научности;
  • субъектности;
  • культурологический;
  • доступности;
  • оздоровительной направленности;
  • связи теории с практикой.

Комплекс средств обучения: музыка П.И. Чайковского “Времена года”, костюмы (сороки, медведя, белки, синицы), фонограмма песни “Три белых коня”, листы белой бумаги, синие мелки, кормушки.

Ход занятия

Учитель:

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

– Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение?

Дети: Зиме.

Учитель: Докажите это.

Дети: Мороз трещит. В речке замёрзла вода, вьюга и снег кружится.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес. Какая у нас зима?

Дети: Холодная и снежная. Пушистая и белоснежная.

Учитель: Наша зима, действительно очень разная. На первый взгляд, каждый год одно и тоже: снег да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная, и с оттепелью, снежная и с солнцем.

И день зимой разный!

Утро раннее – тихое, неслышное, со съёжившимся в морозной синеве солнцем и хрустящим снегом.

А вечер – длинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки.

И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света Луны и неожиданного громкого треска сучьев в замёрзшей тишине ночного воздуха.

Слайд 1.

Ученик:

Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.

Учитель: Наша зима у поэтов, художников, музыкантов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон.

Вот как она появляется у А.С. Пушкина – холодная, спокойная и величественная.

Ученик:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный снег один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Учитель: Но есть в зиме и что-то очень молодое и весёлое.

Другой поэт, К.Бальмонт, встречая зиму, восклицает:

Ученик:

Светло – пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Учитель: Расскажите, какие вы видели снежинки.

Дети: Ажурные, серебристые, нежные пушистые, кружевные, лёгкие.

Учитель: Что делают лёгкие снежинки?

Дети: Летают, падают, кружатся.

Ученик: Снежинка – это ледяной кристалл, который имеет самую удивительную форму.

Люди собрали громадную коллекцию форм снежинок, более пяти тысяч, и ни одна из них не повторяет другую.

Сколько форм она может принимать, этого ещё никто не знает. Но установлено, что две формы: шестиугольная пластинка и шестиугольная звёздочка.

Учитель: А сейчас я расскажу вам тайну рождения снежинок.

Слайд 2 (Снежинка).

Под музыку П.И. Чайковского “Времена года” учитель рассказывает.

Высоко над землёй из водяных поров образуются крохотные льдинки – кристаллики. Медленно опускаясь, эти кристаллики начинают расти и превращаются в снежинки, которые собираются хлопьями и падают на землю.

Снежинки – это подарок, которым одаривает нас природа.

Они все разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок.

А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну-единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите синий мел и нарисуйте её.

(Дети рисуют снежинку мелом на листе бумаге).

Игра – разминка.

На еловых лапах – снег! Снег!
Пни в пушистых шляпах – снег! Снег!
Заискрилось поле – снег! Снег!
Белое раздолье – снег! Снег!
По лучам, полянам – снег! Снег!
На катке стеклянном – снег! Снег!
И летит, кружится – снег! Снег!
Нам румянит лица – снег! Снег!
Вьётся белым роем – снег! Снег!
Ловим мы в ладони – снег! Снег!

Учитель: Зима навела строгий порядок в лесах. Всё у неё прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям тёплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несёт с собой зима, есть свои прелести: чистый, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая лёгкость, бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.

Посмотрите, какие следы на снегу?

Слайд 3 (Следы на снегу).

Кто рисует на снегу длинные цветочки,
Кто расставил на бегу крестики и точки?

Дети: Конечно же, это птицы.

Слайд 4 (Зимующие птицы).

Учитель: Расскажите, чем питаются птицы, которые остаются зимовать

Слайд 5 (Клёст, синица, куропатка, тетерев)

Учитель: Расскажите, какие интересные явления происходят в жизни этих птиц.

Слайд 6 (Птичьи рекорды).

Гимнастика для глаз.

(Дети выходят на улицу).

Учитель: Давайте, ребята, устроим птичью ёлку, нанижем кусочки сала на ветки, в кормушки положим семечки – арбузные и тыквенные. Затаимся и посмотрим, сколько птиц прилетело. Настоящая птичья ёлка!

Да, красивы птицы! Но чтобы они не погибли от холода, мы должны их подкармливать зимой, чтобы нам не пришлось встречать весну без песен

Какие правила кормления вы должны знать?

Дети:

1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, не оставляйте там газеты, бумагу и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

3. Корма в кормушке должно быть немного и только полезного для птиц: семена дикорастущих трав, подсолнечные семечки, кусочки несолёного сала.

4. Кормите птиц регулярно!

(Дети демонстрируют изготовленные дома кормушки и развешивают их).

Учитель: Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно видеть в нём: то хитрая лисица пробежит, вынюхивая след, то белка покажется из дупла, щёлкая орешки.

Тсс-с-с! Кто это так громко разговаривает.

(Дети инсценируют разговор птиц и зверей).

Сорока: Эй, медведь, спишь, что ли?

Медведь: Хррр! Уснешь с такой. Чего тебе стрекотуха?

Сорока: Да вот, не пойму, почему тебя медведем зовут?

Ну, заяц-беляк, ну птица-глухарь,– это понятно. А вот медведь. Ну что такое медведь?

Медведь: Охо-хо! Бестолковая ты птица, “мед- ведь”– значит мёд ведающий. Знаю, где мёд в лесу мёд спрятан, потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица. Покоя нет. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И никто про то не ведает, только я, медведь ведаю. И будто бы …хрр, …хрр.

Учитель: Почему медведь зимой спит?

Ученик: (Сообщение о медведе).

Чтобы зимой медведю спокойно спать, ему нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для медведей много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых. С большим удовольствием медведи лакомятся диких пчёл и ос. Накопят жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. Живут медведи до 50 лет.

Синица: Ты чего белка из гнезда не выходишь?

Белка: Я, синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в дупло мхом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить.

Синица: А чем же ты кормишься?

Белка: А у меня с лета сушёные грибки припасены, орешки жёлуди. Вот, в морозы-то и отсижусь.

Учитель: Как зимует белочка, почему она зимой не впадает в спячку?

Ученик: (Сообщение о белке).

Белка живёт в лесах, где для неё есть корм: шишки, орехи, жёлуди, ягоды; поедают они и насекомых. Зимой белки не спят, ведут очень подвижный образ жизни. Корм на зиму они запасают летом.

Беличий склад может содержать до нескольких килограммов вкусной еды. Белки плетут из тонких веток прочные и тёплые гнёзда, которые похожи на приплюснутые шары. Гнезда эти строятся в ветвях. Дупел белка готовит 8-9. Если в нескольких дуплах запасы погибнут, белочка находит запасные дупла. У белки пышный хвост, который служит ей парашютом, когда она прыгает с дерева на дерево. При помощи хвоста белка предсказывает погоду. Если она замкнула дупло хвостом и сидит в дупле значит, будет холодно.

(Дети возвращаются в класс).

Слайд 7 (Это интересно).

Учитель: Все вы знаете, как важна сегодня природа в жизни человека, без понимания этого, без доброго отношения ко всему живому мы можем оказаться на грани катастрофы.

Ученик 1:

Будь милосерден, человек!
У всех людей – одна планета,
И ветрам нет до ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелётам диких птиц.

Ученик 2:

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю,
Лететь в одном поёте.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

Ученик 3:

О! Как природе – мать
Терпима и добра!
Но чтоб её лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стержнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таёжных дебрях тигра.

Ученик 4:

Нам суждено дышать всем воздухом одним.
Давайте-ка мы все на век объединимся!
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

Учитель: Вот и закончилось наше удивительное путешествие в зимний лес. Скажем на прощанье лесу: До свиданья! (Исполняется песня “Три белых коня”).

Литература:

  1. Что такое? Кто такой? издательство “Педагогика-Пресс”, Москва, 2001г., том 1-3.
  2. Н. Сладков “В лес по загадки” издательство “Детская литература” 1983г.
  3. В.М. Храбрый “Школьный атлас – определитель птиц”, Москва, “Просвещение”, 1988г.
  4. “Муравейник” – детский журнал о природе для семейного чтения, №12-2003г, №4-5-2004г, №11-2005 г.

Приложение