Цель урока: формировать у детей целостное художественное представление о роли посуды в жизни человека и стремление сделать окружающий предметный мир красивым.
Задачи урока:
Художественно-творческие
- Познакомить детей с разнообразными формами посуды и ее декором; показать единство формы и декора при знакомстве с искусством Гжели;
- Формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам Гжельской росписи, в основе которого лежит гжельская роза и мазки разные по характеру;
- Учить выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти);
- Учить насыщать кисть краской, набирая её на одну сторону кисти; или используя прием набора двух красок ( с одной стороны белила, с другой – кобальт);
Развивающие и воспитательные задачи
- Развивать умения классифицировать посуду по материалу и способам украшения
- Развивать умения давать эстетическую оценку декору для разных видов посуды; понимать необходимость этого декора;
- Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.
Тип урока: урок-восхождение
Оснащение урока:
- Натурный фонд – посуда чайная (из разных материалов).
- Сервиз – в репродукции или несколько предметов из сервиза.
- Репродукции и слайды гжельской посуды.
- Подборки открыток, вырезок с изображением посуды, плакаты с образцами элементов росписи посуды.
- Видеофильм, выполненный в программе Windows Movie Maker «Гончарное искусство разных народов».
Ход урока.
Постановка учебной цели: Сегодня на уроке вы познакомитесь с разными видами посуды, научитесь различать ее по материалу, из которого она сделана и по способам украшения. А также самостоятельно научитесь выполнять отдельные элементы росписи гжельской посуды.
Беседа
У всех дома есть разная посуда.
- Кто ее придумал? – Нужна ли посуде красота? – А из всякой ли посуды можно есть? – Из каких материалов сделана эта посуда?
Рассматривание открыток: деревянная хохломская, металлическая, фарфоровая, глиняная посуда.
- Так кто же и как создавал посуду, чтобы она была удобной, красивой, нужной людям? Порассуждайте …
- Сначала художник рисовал посуду, придумывал ее форму. Потом он придумывал, для чего она нужна, нужно ли её украшать и как.
- А что такое сервиз? Похожи ли предметы в сервизе по форме и росписи или можно взять разную посуду и просто поставить ее вместе, рядом? – Кто может рассказать?
Учитель предлагает учащимся посмотреть фрагмент видеофильма, выполненного в программе Windows Movie Maker «Гончарное искусство разных народов». Затем задаются вопросы по увиденному фрагменту:
- Как по-разному называются чашки для жидкости у разных народов?
- Что можно сказать о форме этих чашек?
- Как могут выглядеть сервизы у разных народов?
Практическая работа.
Рассмотрим несколько чашек. Все они разной формы. Возьмем вырезанный из бумаги круг, прямоугольник и трапецию и попробуем из них составить посуду необычной формы. Для посуды нужно еще придумать донышки, ручки, крышки. – Какие из них подойдут к этим формам?
Показ приемов рисования.
На доске мелом или кистью на тонированной бумаге показываю несколько набросков посуды, готовые таблицы и приемы комбинаторики из заготовок разных силуэтов. Придумайте форму одного предмета. А теперь сами придумайте сервиз из 2-3 предметов (сделайте маленькие подмалевки белой краской) Знакомство с промышленной и декоративной посудой.
Просмотр слайдов
- Показ посуды Дулевского завода.
- Показ посуды Хохломы, украинской посуды и посуды Гжели.
- Показ таблиц с элементами росписи Гжели (гжельская роза).
Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к менее насыщенному.
Такой же эффект можно получить, если на палитре рядом будут лежать синяя и белая краски, а кисточка возьмет на одну свою сторону белила, а на другую – синюю краску (показываю переход оттенков при выполнении мазка).
Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, - концом.
Самостоятельная художественная деятельность учащихся.
Учитель напоминает последовательность рисования и дает советы, как лучше выполнить задание. «На белом подмалевке сделайте украшение в стиле гжельской росписи - изображение розы из мазков, следите за заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками». Учитель дает советы или указания учащимся в зависимости от ситуации или трудностей, возникающих в процессе росписи. Еще раз обращается внимание на правильную работу кистью, красками и использование палитры. Если возникает необходимость, то обращается внимание учащихся на наглядно-иллюстративный материал. Правильно выполняемые рисунки периодически показываются всему классу. Учитель информирует остальных школьников об удачных творческих находках отдельных учащихся. За 10 минут до окончания урока учитель предлагает закончить рисование и рассмотреть полученные результаты работы.
Эстетическая оценка работы.
Давайте найдем самые интересные по форме предметы.
- Что сумел найти автор необычного в форме этой посуды? Теперь рассмотрим украшение.
- Какие работы вам больше понравились? Почему?
- В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись и роза? Какая?
- Кому по душе нежный рисунок? Почему?
Рефлексия.
- Как вы можете оценить свою активность на уроке?
- Какие творческие находки были вами сделаны в процессе рисования?
- В чем были затруднения и как вы сумели их преодолеть?
- Как и где можно использовать ваши рисунки?
- Какие новые слова вы узнали из области изобразительного искусства?
Домашнее задание.
Рассмотреть посуду, какая у нее форма, роспись, материал. Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная). И еще – посмотреть, какие платки носят бабушка, мама, девочка.
Урок окончен. Учитель организует дежурных детей на уборку столов и подготовку их к следующему уроку.