Цель: Научить детей ценить дружбу, отличать настоящего друга от товарища.
Задачи:
- Учить взаимопомощи, взаимовыручке.
- Развивать речь, умение вести диалог, развивать воображение.
Оборудование: аудиозапись «Настоящий друг», карточки с пословицами, текст сказки «Что дороже?».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Класс разбивается на группы.
2. Сообщение темы урока и актуализация знаний и опыта учащихся.
Звучит аудиозапись «Настоящий друг».
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-А как вы понимаете, что такое дружба?
-Какими чертами характера должен обладать настоящий друг?
-Где и как проявляется настоящая дружба?
-Сегодня мы познакомимся со сказкой осетинского народа «Что Дороже?»
3. Знакомство с текстом.
4. Анализ прочитанного произведения.
-О чем поспорили юноши?
-Что они отправились искать?
-Удалось ли им найти счастье?
-Настоящих ли друзей нашел герой сказки?
-А сам он был настоящим другом?
-Подумайте, в каких строках заключена главная мысль сказки.
-А какие бы пословицы подошли к этой сказке?
5. Творческая работа в группах.
А) Целевая установка: у вас на столах лежат карточки с пословицами о дружбе. Попытайтесь обыграть ситуацию, в которой можно было бы ее применить.
ВАРИАНТЫ ПОСЛОВИЦ:
- Верному другу цены нет.
- Друга на деньги не купить.
- Какую дружбу заведешь, такую и жизнь поведешь.
- Друга ищи, а найдешь – береги.
Б)Подведение итогов творческой работы: выступление групп.
В) Много написано стихотворений о дружбе. Сейчас мы послушаем стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг». (Стихотворение читает ученик, заранее подготовленный)
-Почему с девочкой никто не захотел дружить?
-А как вы дружите? Расскажите о своих друзьях, о своем отношении к ним.
6. Моделирование проблемной ситуации.
В нашем классе есть настоящие друзья! Но, к сожалению, не всегда так бывает. Девочка из другого класса обратилась к нам за советом. Послушайте, что она пишет.
«В нашем классе учится мальчик, у которого бывает очень часто плохое настроение. В классе он чувствует себя чужим, одиноким. На переменах он стоит у окна совсем один. Глаза у него грустные-грустные. Он смотрит на ребят, которые веселятся, играют, смеются. Иногда он делает шаг вперед, но потом опять отходит, не решаясь включиться в игру. Ребята! Помогите советом, как ему помочь?»
- Что бы вы посоветовали?
Обсуждение в группах, диалог между детьми.
7. Итог, рефлексия.
- Какими же чертами должен обладать настоящий друг?
- Что понравилось в занятии?
- Какие темы хотели бы обсудить еще?