Методическая разработка классного часа по теме: "Мы за мир! Нам война не нужна!"

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры. Формирование у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Классный час «Мы за мир! Нам война не нужна» проведен в международный День мира и задуман для того, чтобы сформировать у учащихся чувство сострадания и отвращения к жестокости, к жестоким историческим фрагментам во всем мире.

Цели и задачи

  1. Формирование лучших качеств человека;
  2. Воспитание состарадания, патриотического воспитания и уважения к своей Родине;
  3. Развитие познавательных способностей учащихся;

План

  1. Беседа о жестокости.
  2. Сообщение о концлагерях.
  3. Песня «Бухенвальский набат».
  4. Сообщение о трагедии в Хиросиме и Нагасаки.
  5. Звучит Гимн демократической молодежи мира.
  6. Сообщение учащихся о трагедии в Беслане.

Память мне стучится в сердце,
Бьёт набатом каждый день.
Помни пепельный Освенцим,
Хиросимы помни тень…

Учитель. Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его окружали добрые, уважающие его люди, чтобы не надо было бояться выйти на улицу поздно вечером, чтобы не надо было запирать свою квартиру на две железные двери и три разные замка, чтобы не надо было строить на окнах решетки, чтобы, встретив на улице незнакомого человека, не надо было бояться, что он тебе может сделать что-то плохое. Но жестокость все-таки существовала и существует.

Ученик. Символом террора, страданий и массовых убийств невинных стали концлагеря нацистской Германии. Создание системы началось в марте 1933г, когда были построены Бухенвальд, Дахау, Закенхаузен. В годы Второй мировой войны число концлагерей выросло. К концу войны на территории рейха их было 1100, через них прошли 18 млн. человек. На территории Польши были построены «лагеря смерти» (т. е. предназначенные для уничтожения узников) Освенцим, Биркенау, Майданек, на территории Латвии – концлагерь Саласпилс для детей. Голодные и беззащитные заключенные содержались хуже скота, подвергались пыткам, унижениям, изнурительному труду, на них ставились антигуманные псевдонаучные эксперименты. В газовых камерах Освенцима ежедневно гибло до 12 тыс. человек. Трупы заключенных подлежали утилизации – из них варилось мыло, делались удобрения и т. п. Бухенвальд был оснащен газовыми камерами, крематориями, специальными местами казни…На воротах лагеря была помещена ставшая всемирно известной надпись «Каждому своё», а над ней «Справедливо или несправедливо – это моя Родина». Первоначально в лагере содержались заключенные граждане Германии, 16. 09. 1941 года сюда прибыл первый транспорт с советскими военнопленными. Заключенные работали на большом количестве промышленных предприятий. В лагере производились медицинские эксперименты над живыми людьми; в основном здесь занимались разработкой противотифозной вакцины. Кроме того, в Бухенвальде проводились опыты по заражению узников желтой лихорадкой, оспой, паротитом, дифтеритом. В марте 1945 году в Бухенвальде находилось 80436 заключенных.

Песня: «Бухенвальдский набат»

Слова А. Соболева
Музыка В. Мурадели

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь, и восстали вновь.
И восстали
И восстали
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожженных
Строятся, строятся в шеренгу к ряду ряд
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это, вихрем атомным объятый,
Стонет океан. Тихий океан.
Это стонет
Это стонет
Тихий океан.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое.
Берегите мир, берегите мир!
Берегите
Берегите
Берегите мир!

Учитель. Что вы можете сказать об услышанном? Посмотрите на высказывания о жестокости.

Тот, кто не имеет сострадания, жесток.
(Б. Мандевиль)

Жестокость – безжалостность, беспощадность, бесчеловечность.
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
(Гельвеций)

Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца.
(Л. Ариосто)

Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости.
(Сенека)

Ученик. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – первое в истории применение ядерного оружия в боевых целях.

К концу Второй мировой войны в США успешно завершилась работа над созданием атомного оружия. 16 июня 1945 г. в пустыне под Лаосом были произведены его испытания. Президент США Трумэн понимал, что обладание этим оружием будет определять влияние государств после Второй мировой войны. Руководители США надеялись на то, что обладание таким сверхоружием позволит добиться уступок от СССР при послевоенном разделе мира. Нужно было как можно скорее продемонстрировать мощь нового оружия. Американцы располагали двумя атомными бомбами («Толстяк» и «Малыш»), чего было явно недостаточно для победы над японцами. Вот-вот советские войска должны были нанести смертельный удар по Японской империи. 6 августа атомная бомба была сброшена на город Хиросиму, а 9 августа – на Нагасаки. Эти города были стёрты с лица Земли. Погибло более 200 тысяч человек ,в основном мирные жители. Сотни тысяч людей были ранены ,обожжены, искалечены. Территория подверглась радиоактивному заражению. Массовое уничтожение людей в Хиросиме и Нагасаки открыло атомную эру в развитии человечества.

Гимн демократической молодежи мира

Слова Л. Ошанина
Музыка А. Новикова

Дети разных народов,
Мы мечтою о мире живем.
В эти грозные годы
Мы за счастье бороться идем.
В разных землях и странах,
На морях, океанах.
Каждый, кто молод
Дайте нам руки,
В наши ряды, друзья

Припев:

Песню дружбы запевает молодежь
Молодежь, молодежь.
Эту песню не задушишь, не убьешь!
Не убьешь, не убьешь!
Нам, молодым,
Вторит песней той
Весь шар земной.
Эту песню не задушишь, не убьешь!
Не убьешь! Не убьешь!

Помним грохот металла
И друзей боевых имена.
Кровью, праведной, алой,
Наша дружба навек скреплена.
Всех, кто честен душою,
Мы зовем за собою,
Счастье народов,
Светлое завтра
В наших руках, друзья!

Припев:

Молодыми сердцами
Повторим мы клятвы слова.
Подымаем мы знамя
За священные наши права.
Снова черные силы
Роют миру могилу, –
Каждый, кто честен,
Встань с нами вместе
Против огня войны!

Учитель. Вопрос о том, почему совершаются преступления и проступки людей, изучался издревле. Одни исследователи считают, что всё зависит от индивидуальных особенностей человека (строения черепа, своеобразной внешности), другие полагают, что преступность напрямую связана с возрастом (молодые люди, подростки не отдают себе отчет в своих действиях и поступках), третьи думают, что все зависит от воспитания человека, от безысходности трудной жизни и т. д.

Беслан — центр Правобережного района Северной Осетии, в 30 км от Владикавказа, на правобережье реки Терек. Образован в 1950 году. Население города - 35,5 тыс. человек. 6 лет назад этот город уже фигурировал в центре событий, связанных с вылазкой террористов. 8 июня 1998 года в районе североосетинского города Беслан преступники захватили пассажирский автобус, выполнявший рейс Назрань - Нальчик, в котором находилось около 40 пассажиров — в основном жителей Ингушетии. После длительных переговоров заложники были освобождены.

1 сентября

9. 15—9. 20. Группа боевиков на двух автомобилях подъехала к школе №1 в городе Беслан (Северная Осетия). В школе только что закончилась торжественная линейка. Боевики загоняют детей и родителей в здание школы. Некоторым удается сбежать.

11. 10. По информации МЧС Северной Осетии, в здании находятся от 200 до 400 человек. Появляется первая информация о количестве террористов — по предварительным данным, их от 15 до 25 человек.

11. 25. Террористы выдвигают первые требования. Они требуют выпустить боевиков, арестованных за нападение на Ингушетию. Также они требуют вызвать на переговоры президента Северной Осетии Александра Дзасохова, главу Ингушетии Мурата Зязикова и врача Леонида Рошаля. Боевики обещают расстреливать за каждого убитого террориста 50 заложников.

12. 31. Из школьной котельной выведены 15 человек, спрятавшихся там во время захвата.

20. 15. В Беслан прилетел врач Леонид Рошаль.

2сентября

01. 30. Террористы выходят на контакт с доктором Леонидом Рошалем. Разговор продолжался до 3. 00 по мобильному телефону с неопределяемым номером. Затем связь прервалась.

07. 04. Появляются первые уточненные данные о захваченных — 354 человека.

16. 49. Боевики, захватившие школу, освободили трех женщин с грудными детьми.

17. 22. Освободили еще 26 человек — женщин и детей.

00. 24. Со стороны школы раздалось несколько выстрелов, ранен милиционер.

12. 46. С террористами достигнута договоренность об эвакуации 10-20 тел расстрелянных ими заложников.

12. 55. К школе подъехала техника, сотрудники МЧС начинают эвакуацию тел.

13. 05. В районе школы прогремели два мощных взрыва, началась интенсивная стрельба. В районе поднялись огромные клубы дыма. Правоохранительные органы выводят в безопасную зону всех, кто находится вблизи школы.

13. 12. Из школы выбежала группа заложников — около 30 женщин и детей.

13. 19. В районе школы раздался третий мощный взрыв. Перестрелка усилилась.

13. 27. Эвакуация заложников продолжается. Военные выносят детей на руках, многих сразу отправляют в больницу.

13. 30. В школе обрушилась часть крыши. Над захваченным зданием в воздух поднялись четыре боевых вертолета. Военные стрельбой прикрывают отход большой группы заложников из школы.

14. 07. Боевики пытаются вырваться из здания школы, спецназ блокирует им дорогу. Школа перешла под контроль спецназа.

14. 17. Глава МЧС Сергей Шойгу сообщает, что пострадали несколько спасателей, эвакуировавших детей.

14. 23. Представитель МВД Северной Осетии сообщил, что из школы, которая была захвачена боевиками, могли сбежать две шахидки, они одеты в белые одежды.

Террористы заявили, что «за каждого уничтоженного боевика они будут убивать по 50 детей и за каждого раненого — двадцать», — сообщил глава МВД Северной Осетии Казбек Дзантиев. По его словам, среди заложников много маленьких детей — учащихся 1-2-х классов.

По последним данным, в результате нападения на школу погиб один и ранены 11 человек, сообщил председатель правительства республики Михаил Шаталов. По словам премьера Северной Осетии, террористы не разрешили доставить продовольствие и помощь заложникам. Боевики в прямые контакты пока не вступают. Ранее они выбросили в окно записку, в которой потребовали вывести войска из Чечни, а также освободить тех, кто был арестован в результате расследования обстоятельств нападения боевиков на государственные объекты в Ингушетии в ночь с 21 на 22 июня текущего года. Как известно, по тем событиям задержаны около 30 участников нападения, в результате которого погибли 79 человек. Террористы передали также в оперативный штаб МВД номер мобильного телефона, по которому с ними можно связаться, и видеокассету, на которой, как предполагалось, будет запись того, что происходит в здании захваченной школы, но кассета оказалось пустой.

По-прежнему остаются противоречивыми данные о числе заложников. Ранее сообщалось, что террористы удерживают 400 человек, в том числе 200 детей. Однако, по последним сведениям, на самом деле боевикам удалось захватить порядка 250 человек. Около 50 детей сумели вырваться из рук террористов. Им удалось спрятаться от бандитов еще в момент нападения на школу, а затем, воспользовавшись некоторым затишьем, они покинули ее.

Школьников заминировали живыми бомбами. Основная часть заложников находится в спортивном зале школы. По словам представителя штаба, «боевики приказали всем лечь на пол, причем между заложниками улеглись несколько террористок с так называемыми поясами шахидов».

В Беслане закрыты все учебные заведения, рынки. Места массового скопления людей взяты под усиленный контроль сотрудников правоохранительных органов.

Учитель. Эта трагедия произошла 1 сентября 2004 года. Что, на ваш взгляд, должно предпринять государство, чтобы защитить людей от насилия, жестокости? Что должен сделать каждый конкретный человек?

Ученик.

Разноцветный мир

Трудно даже представить это –
Если мир одного будет цвета!
Оттого шар земной наш чудесен,
Что под радугой яркой рожден.
Сколько в мире цветов – столько песен,
И прекрасен, и радостен он!
Разноцветная наша планета:
В синем небе плывут облака,
Травы нежно-зеленого цвета,
И желтеет полоска песка…
Знамя красное мы поднимаем,
К миру смело идти призываем,
Говорим: нам война не нужна!
Сколько горя и бед причиняет,
Все живое вокруг убивает,
Все цвета разрушает она,
Лишь один чёрный цвет оставляет …
Мы за мир! Нам война не нужна!

Библиогафия

  1. Коч Л. А. Я в мире… мир во мне…// Классный руководитель №6 2004г.
  2. Новейшая история XX век М. , Олма – пресс Образования 2003г.
  3. Российская газета № 190 – 193 2004г.