Состав чисел в пределах 10 из двух слагаемых, одно из которых – 1, 2, 3

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить формирование навыков прибавления и вычитания чисел 1,2,3;
  • отрабатывать знание соответствующих случаев состава чисел;
  • отрабатывать умение решать задачи;
  • развивать вычислительные навыки, мышление;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, дружеское отношение друг к другу.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Устная работа.

Учитель: - Сегодня мы отправимся в страну, где живут маленькие человечки. Выберите кубики, посчитав от 1 до 9 через одно число.(рисунок 1)

- Поставьте выбранные кубики по порядку, и вы узнаете, кто живет в этой стране . (гномы)

Этот гномик встретил вас первым. Что бы вы у него спросили? (Как тебя зовут?)

Отгадав кроссворд, вы узнаете его имя.

  1. Число, которое называют при счете перед числом 7.
  2. Число, которое называют при счете после числа 3.
  3. От какого числа надо отнять 1, чтобы получить 4.
  4. Увеличьте 2 на 1.
  5. Какой знак надо поставить вместо снежинки в равенство: 8 * 2 = 6.
  6. На сколько надо увеличить 9, чтобы получить 10.

(рисунок 2)

Как зовут этого гномика? (Шептун).

Шептун будет говорить примеры шепотом. Слушайте их внимательно и показывайте ответ карточками.

а) 8 плюс 1 б) 7 уменьшить на 1
в) 5 минус 2 г) из 10 вычесть 3
д) 3 увеличить на 2 е) 5 плюс 3
ж) 9 уменьшить на 3 з) от 6 отнять 3

Физминутка:

Мы считали и устали.
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз, два, три,
Ножками потопали – раз, два, три.
Сели, встали, сели, встали
И друг друга не толкали.
Поднимите руки, класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире
Развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Учитель: - Перед вами еще три гномика. Их зовут Умник, Прибавлялкин и Вычиталкин.

Умник любит решать задачи и он предлагает вам решить его задачи.

  1. В вазе лежало 5 яблок. Бабушка добавила туда 3 груши. Сколько фруктов стало в вазе?
  2. Во дворе гуляло 9 цыплят. 2 цыпленка ушли. Сколько цыплят осталось?
  • Определите, где здесь Вычиталкин, а где Прибавлялкин. Есть подсказка: Вычиталкин выше Прибавлялкина.
  • А как вы думаете, какие примеры любит решать Прибавлялкин? (на сложение)
  • А Вычиталкин? (на вычитание)
  • Гномики приготовили вам свои любимые задания. У каждого на карточках записаны примеры. Надо соединить пример с ответом.
  • Учащиеся 3 группы должны дописать по одному примеру и сосчитать (рисунок 3).

3. Работа по теме урока.

  • Белоснежка украшала домик гномов к Новому году. Она вырезала 8 маленьких снежинок и 2 больших. Сколько всего снежинок вырезала Белоснежка? (10 снежинок).
  • А почему Белоснежка вырезала снежинки, а не цветочки или грибочки? (Новый год отмечают зимой, а зимой выпадает снег).
  • А вы любите праздник Нового года? Почему?
  • А сколько снежинок выпало на улице? (много). А Белоснежка сколько вырезала? (10)

Как получили 10 ? (8 + 2)

А как еще можно получить 10 ? (7 + 3; 9 + 1).

  • Поработаем в группах. Из картинок составить пример, как можно получить 10.

1 группа – картинки грузовых и легковых машин.
2 группа – картинки овощей.
3 группа – картинки животных.

4. Повторение.

Наши гномы предлагают вам открыть тетради и записать, как же можно получить 10.

9 + 1 = 10
8 + 2 = 10
7 + 3 = 10

Изобразим при помощи отрезков.

5. Итог урока.

Урок подходит к концу и гномики хотят узнать, как вы закрепили материал. Для этого вы должны решить примеры, а вместо чисел в ответе будут буквы.

7 + 2 = м 7 + 1 = д
8 + 1 = о 9 + 1 = ц
7 + 3 = л 3 + 7 = ы
8 + 2 = о 2 + 8 = !

Прочитаем слово, которое у нас получилось. (молодцы!)

Значит, хорошо мы поработали?

А над чем мы работали? (над составом числа 10)