Воспитание любви к малой родине на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Одним из принципов государственной политики в области образования провозглашается «воспитание гражданственности и любви к Родине». Академик Д.С.Лихачев писал: «Любовь к Родине дает смысл жизни... Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких неудач» [1].

Одной из задач школы является воспитание у подрастающего поколения любви к родной стране и малой родине.

Наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, история, большой потенциал в этой области у уроков иностранного языка.

Я считаю, что информация о родной стране, родном городе, полученная на уроках английского языка (на английском языке), имеет большое воспитательное значение. Это связано, прежде всего, с тем, что любая информация, получаемая на английском языке в начальной школе является эмоционально окрашенной, сам факт понимания вызывает положительные эмоции, что переносится на воспринимаемый материал в целом. Во-вторых, в современных условиях, когда у детей сильны установки, ориентирующие их на западную культуру (мультфильмы, фильмы, книги и т.д.), когда они с восхищением читают тексты о Британии, США, гордятся поездками, а одним из главных мотивов изучения языка, называют желание общаться с представителями другой страны, авторитет страны (родного города) отходит на второй план. Дети в начальной школе идеализируют мир иноязычной культуры, так как получают лишь позитивную информацию о ней, в то время как условия жизни в родной стране зачастую приносят разочарование, даже в столь юном возрасте. Поэтому значимым является не развеивание мифа об англо-американском благополучии, а постоянное обращение к достижениям, успехам, славной истории нашей страны наряду с изучением опыта стран иноязычной культуры, что позволит развивать не только языковую компетенцию, но и воспитывать гордость и любовь к родине.

На мой взгляд, в учебниках по английскому языку для начальной школы один из важнейших принципов межкультурной коммуникации (принцип сопоставления родной и иноязычной культур) представлен не достаточно полно.

Поэтому при изучении каждой темы я стараюсь обращать внимание детей на сближающие и различающие элементы культур. В качестве примера в приложении 1 представлены пособия, разработанные на основе текстов учебников по программе И.Н.Верещагиной, О.В Афанасьевой английский язык 3-й, 4-й год обучения к темам «Seasons», «School life», предполагающие самостоятельное дополнение информации о родной стране, что способствует более прочному и осознанному усвоению материала, развитию коммуникативных навыков (описание, сопоставление).

Одной из приоритетных целей обучения английскому языку, помимо образовательных, я ставлю перед собой воспитание гордости и любви к родному городу Мурманску. Так, в рамках темы «Town life. London» в 4 классе (программа И.Н.Верещагиной, О.В Афанасьевой английский язык 4-й год обучения) я обязательно оставляю несколько часов для изучения достопримечательностей, а так же истории Мурманска.

На уроках мы анализируем информацию, полученную детьми на уроках краеведения, читаем специально разработанные тексты об основании, развитии города, его спортивной жизни, славных днях победы и процветания, памятных местах. В приложении 2 представлены некоторые примеры текстов. После чего пишем сочинение «My Murmansk» (фотографии детских работ в приложении 3 (фото 1, фото 2, фото3)), в котором дети отражают наиболее запомнившиеся им факты, а также свое отношение к родному городу.

Самой интересной и сложной, на мой взгляд, является работа по изучению памятников города-героя Мурманска, на территории которого располагается более 30 мемориалов.

Дети с большим удовольствием включаются в небольшую исследовательскую работу, первым этапом которой является нахождение и нанесение их на карту, при этом дети работают самостоятельно или вместе с родителями, используя материалы библиотек. Далее мы переводим названия памятников на английский язык, так же отражаем их на карте, составляем план описания памятника, включающий дату открытия, имена скульпторов, некоторые особенности композиции, местоположение в городе. Ребята выбирают один из мемориалов и продолжают работу по исследованию согласно пунктам плана. Затем в классе мы обсуждаем полученную информацию, вместе переводим на английский язык, оформляем (фотографии детских работ в приложении 3 (фото 1, фото 2, фото3)).

Заключительным этапом работы является презентация (обобщение результатов работы). В прошлом году мы с ребятами проводили ее в виде экскурсии по памятным местам города Мурманска, приуроченной к его 90-летию. Были выбраны экскурсоводы из числа детей, с которыми разработали маршрут, пояснения, остальные представляли результаты своей деятельности (рассказывали о памятниках).

В этом году с четвероклассниками мы планируем выпуск рукописной книги на английском языке о родном городе Мурманске, в которую также войдут творческие работы учащихся 2-х и 3-х классов.

Во 2-х классах, в рамках темы «Sport», знакомлю учащихся с историей и проведением ежегодного фестиваля «Праздник Севера», что также сопровождается творческой работой детей по описанию своих впечатлений, опыта родителей, отношения к этому значимому событию в жизни города.

В 3-х классах, в рамках темы «Pets and other animals», упор делаю на изучение животного и растительного мира Кольского полуострова (фотографии детских работ в приложении 3(фото 1, фото 2, фото3)), также уникальных уголков Лапландского заповедника и заповедника Пасвик, используя материал Краеведческого музея. В рамках темы «Clothing», обучая детей описанию одежды, знакомлю с национальной одеждой саамов, особыми узорами и колоритом. Дети с большим интересом изучают, работают, творят.

Я бесконечно люблю свой Мурманск и стараюсь, чтобы мои ученики относились к нему с такой же теплотой. Изучение родного края на английском языке позволяет поднять его в детских глазах на международный уровень, воспитывает гордость и интерес, любовь, патриотизм. Недаром говорят, что начинать осваивать мир нужно с близкого – малой родины, затем страны, и, исходя из этого, смотреть на весь мир.

Литература

  1. Лихачев Д.С. Земля родная. М., 1983. С. 3, 8