Цели.
- Уяснить принцип действия подвижных игрушек.
- Собрать по схеме игрушку.
- Развивать воображение детей, их творческие способности и познавательный интерес.
- Воспитание аккуратности, экономии, трудовой культуры, любви к природе.
Оборудование.
Для учителя:
- образец игрушки в сборе, трафареты деталей,
- схема соединения деталей, иллюстрации,
- инструкции по работе с ножницами,
- шилом, клеем, иглой.
Для учащихся:
- цветной картон, бумага, толстая нить,
- карандаш, клей, кисточка
- для клея, ножницы, подрезная доска.
Ход урока.
1. Проверка готовности к уроку.
- Сегодня мы будем делать поделку, для которой нужны будут те материалы и инструменты, которые я просила вас приготовить. Давайте проверим, готовы ли вы к уроку.
Учитель читает стихотворение, а дети показывают материалы и инструменты, приготовленные к уроку.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела.
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить,
Клеёнку надо постелить.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
И игла, а также шило
На столе чтоб тоже было.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
2. Работа над правилами работы на уроке.
Ребятам розданы карточки с правилами, среди которых есть и такие, которые не подходят к данному уроку. Дети выбирают нужные и прикрепляют их на магнитную доску. В результате на доске появляется ряд правил, о которых не нужно забывать на уроке.
1. Каждый работает за своим рабочим местом.
2. Перед началом работы правильно приготовь рабочее место.
3. Во время работы держи рабочее место в порядке.
4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
5. Кончил работу – быстро и аккуратно убери рабочее место.
6. Работать надо дружно.
3. Определение темы и целей урока.
- А теперь послушайте и подумайте, о ком идет речь? У этой птицы острые когти, кривой клюв, она хищник. Увидать её на охоте нелегко – она охотится ночью. Но услыхать можно – страшно и громко кричит она, далеко разносится её голос. Но не надо пугаться – это голос друга. Так что же это за птица? (Сова). На доску вывешиваются иллюстрации. (Приложение№1)
- Что вы ещё знаете об этой птице?(Дети высказываются)
Послушайте очень интересные сведения о совах, которые отыскали ребята.
Два ученика зачитывают приготовленные сообщения из рубрики «Это интересно».
В Северной Америке встречается сова, которая вьёт гнёзда в . норах грызунов. Если её испугать, она издаёт шипение, очень похожее на то, которое можно услышать только от гремучей змеи. Человеку практически невозможно отличить эти звуки друг от друга. Исследователи установили, что шипение помогает сове выжить грызуна из норы. Кроме того, враги совы – койоты, куницы, ласки – могут также устрашиться «змеиного» шипения и оставить птицу в покое.
А вот рассказ одного мальчика, который называется «Совушка».
Однажды к нам в уголок живой природы принесли небольшую ушастую сову. У нас нашлась большая клетка. Сова в ней быстро освоилась, но ничего не ела. Мы знали, что она питается живыми мышами или хомячками. Но не отдавать же ей наших питомцев, которые тоже жили у нас в уголке!
Мы изучали, что совы схватывают живой движущийся корм, но где его взять?
И тут Коля, один из юннатов, который что-то молча делал в сторонке, подходит к клетке, открывает дверку, кладёт перед совой кусочек мяса и немного отходит. И мы видим, что кусочек начинает двигаться. Сова резким движением мгновенно набрасывается на добычу, и мясо исчезает в её широко раскрытом клюве. А Коля быстро обрезает нитку, за которую он тянул это мясо. За первым куском последовал второй, третий…
Через несколько дней, когда сова окрепла, поздним вечером мы вынесли клетку с совой на улицу и открыли дверцу. Птица осторожно вышла, взмахнула крыльями и полетела в сторону леса.
- Вот эту удивительную птицу мы сегодня будем делать, т.е. подвижную игрушку-сову. (Учитель демонстрирует образец. Приложение№2)
Но мы должны не только сделать игрушку, но и создать страничку в наш творческий журнал «Родничок» для рубрики «Сделай сам».
Как вы думаете, что должно быть на этой страничке?
Выясняют: рисунок образца, чертежи деталей, рекомендации по выполнению работы.
4. Анализ конструкции изделия.
- Выяснение принципа действия игрушки-дергунчика.
- Определение размера, цвета.
- Определение количества деталей.
- Выяснение принципа соединения.
На доске начерчены различные детали, в том числе и лишние. Ребята должны определить, какие детали нужны для изготовления совы. Ненужные стереть. (Приложение №3)
5. Обсуждение вопросов технологии. Составление плана работы.
- Как сэкономить время при изготовлении парных деталей (глаза, отделка на крыльях, лапках)? (Размечать один раз на сложенном вдвое кусочке бумаги).
- А теперь составим план работы по изготовлению игрушки, который также поместим на страничке «Сделай сам». (План записывается на доске).
План работы.
- Перенести выкройки основных деталей (туловища и крыльев) на цветной картон. Дополнительные детали вырезаем из цветной бумаги.
- Наклеить глаза (можно их сделать объёмными), нос.
- Сделать декоративную отделку крыльев, хвоста, туловища.
- Подвижно соединить крылья с туловищем.
- Соединить крылья между собой крепкой нитью.
- Привязать к её середине вертикальную нить,
опираясь на схему
(Приложение №4). - Проколоть шилом отверстия и вставить в них крепёжные детали.
- С обратной стороны закрепить кусочками ластика.
- Подойти творчески к оформлению игрушки.
5. Повторить правила безопасности. (Инструкции по ТБ)
6. Самостоятельная работа по изготовлению совы-дергунчика.
Учитель в процессе работы осуществляет контроль за соблюдением правил безопасности, оказывает индивидуальную помощь, консультацию.
7. В итоге урока:
1. Проводится выставка работ и взаимооценка. Учитель корректирует высказывания детей и обобщает.
2. Проводится творческая работа по составлению загадки о сове для странички «Сделай сам». Даны рифмованные слова. Придумать начало строк. На доске:
---------------------------- ---------------------летает,
--------------------------------------------------добывает,
----------------------------------------------------светло,
----------------------------------------------------дупло.
В результате получается загадка примерно такая:
Всю ночь она летает
И пищу себе добывает.
А как только станет светло,
Спать летит к себе в дупло.
3. Принимается решение подарить игрушки детям подготовительного класса.
8. Дома.
Изготовить по желанию любую игрушку-дергунчика. Можно использовать образец. (Приложение №5)