Цели:
1. Организационный момент
- Вы снова исследователи секретов математики. Напомните, какие операции должен уметь выполнять исследователь.
Дети называют операции. Учитель вывешивает на доску таблички:
- Свою работу сегодня будете оценивать сами в конце урока. А как - пока секрет.
2.Разминка.
- Проверим ваше внимание. Исследователям оно необходимо.
- Росли две вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
- На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 яблока меньше. Сколько всего было яблок?
3.Введение в тему урока.
(Ответы к заданиям дети пишут маркерами на индивидуальных досках и показывают учителю.)
- Неизвестное число увеличили на 12 и получили 62. Какое число увеличили?
- Задача в стихах:
Гномы в старом подвале
Однажды клад откопали:
45 звонких монет.
Домой принесли - 3 нет.
Сколько осталось монет?
3. Какое число больше 3 на 7 десятков?
- Была ли среди заданий задача?
Как догадались?
Дети доказывают свои ответы. На доске появляются слова:
-Кто из вас догадался над чем сегодня будем работать?
(По теме «Задача»)
4. Исследование задачи
- Сегодня продолжим исследование задачи. Откройте учебники, №144.
«На одной ветке 7 яблок, а на другой – 9. Сколько машин проехало по улице?»
-Прочитайте текст. Это задача?
(Нет, условие и вопрос не соответствуют.)
-А почему вопрос должен соответствовать условию? Может это совсем необязательно?
(Если вопрос не подходит, не сможем решить задачу.)
-Предложите вопрос, подходящий к данному условию. Запишите его и решите задачу.
- Сколько яблок на двух ветках?
- На сколько больше яблок на второй ветке, чем на первой?
- На сколько меньше яблок на первой ветке, чем на второй?
При проверке ученики рассказывают решение задачи, доказывают выбор действия.
5. Закрепление
1. Через мультимедиа-проектор демонстрируется условие задачи и вопросы.
«Красная Шапочка испекла 12 пирожков с яблоками и 7 пирожков с грибами» (Приложение 1)
- Сколько пирожков с яблоками испекла Красная Шапочка?
- Сколько всего очень вкусных пирожков испекла Красная Шапочка?
- Сколько пирожков с грибами испекла Красная Шапочка?
- На сколько меньше пирожков с грибами, чем с яблоками испекла Красная Шапочка?
- Прочитайте, что можете сказать?
(Дано условие и несколько вопросов.)
- Давайте проверим, все ли вопросы подходят к этому условию?
На экране подставляю по очереди вопросы к условию задачи. Дети читают задачу. Обсуждают, подходит или не подходит вопрос. Если подходит - решают задачу.
Проверка: демонстрируется слайд с решениями.
Физминутка
3 раза присядьте.
4 раза наклонитесь вперед.
5 раз поднимите руки вверх.
Сделайте 4 прыжка.
2 раза потянитесь вверх.
-Сколько разных упражнений сделали?
2. На столе учителя плакаты с вопросами к задачам. Ученик выбирает любой. Читает классу.
- Сколько зеленых и красных шаров?
- Сколько наклеек осталось у девочки?
- Сколько было грузовиков?
-Составьте подходящие условия.
(Дети рассказывают свои условия задач, класс на индивидуальных досках маркерами пишет решения.)
Эти решения сравниваются. Дети делают вывод, что числа разные, а решаются все задачи, составленные к данному вопросу, одинаково.
6. Итоги. Продуктивные задания на воспроизведение новых знаний
Какие вопросы по теме «Задача» можете задать классу?
- Из каких частей состоит задача?
- Что такое данные?
- Что такое искомое?
- Обязательно ли вопрос должен соответствовать условию?
2) Тест.
- У каждого из вас карточка. Прочитайте.
- Что в правой части карточки?
(Вопросы.)
- А в левой части?
( Условия)
- Соедините стрелками условия и соответствующие вопросы.
Волк и семеро козлят играли в салочки. Волк гонялся за козлятами 6 минут, а козлята за волком на 7 минут дольше. | Сколько детей сошло с карусели? |
Игорь решил 12 примеров. Ему осталось решить 6 примеров. | Сколько минут длилась игра? |
На карусели каталось 15 детей, когда несколько детей сошло, осталось 9 детей. | Сколько примеров нужно решить Игорю? |
Когда работа выполнена, проводится взаимопроверка.
7. Итог урока. Домашнее задание по выбору.
- Что вы хотите сказать об уроке?
- Что особенно понравилось?
- Что бы вы изменили?
- Кому понравилось как он работал? Наградите себя наклейками, которые лежат у вас на столах.
- Кто считает, что работал не в полную меру своих сил? Наградите себя за честность.
Домашнее задание:
- Составить условие задачи для товарища.
- Придумать вопросы к задачам для товарища.
- № 150 в учебнике.
- №13 в печатной тетради №2