Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы, специально организованной деятельности, способствующей к формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Это форма воспитательной работы, которая направлена на развитие личности ребёнка.
Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Основные понятия личностно-ориентированного подхода – это индивидуальность, самовыражение, субъектность, выбор и педагогическая поддержка.
Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе с детьми выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все учащиеся класса (групповая и индивидуальная деятельность).
Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.
Классный руководитель должен подумать, что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.
Анализ и оценка результативности классного часа – это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.
Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:
- личная значимость для учащихся
- благоприятный психологический климат
- возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников
- обогащённость жизненного опыта
- духовно-нравственная ценность
- вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа
Когда мы готовили наш классный час, ребята проделали большую работу.
Одной из групп было дано задание оформить фотовыставку «Мой город». (Ребята сами сфотографировали самые красивые места города, исторические здания, парки и т.д.) Другая группа занималась организацией ещё одной фотовыставки «Природа родного края».
Узнали об улицах города, почему они так называются.
Дети побеседовали дома с родителями, с бабушками и дедушками и выяснили интересные сведения о своих родственниках.
Написали сочинения «С чего начинается Родина?».
После всей этой работы и был проведён классный час.
Уважаемые коллеги, опираясь на эту разработку, вы можете подготовить и провести свой классный час. Желаю творческих успехов и удачи.
Цели:
- привить чувство патриотизма и гордость за свою Родину
- воспитывать добрые чувства к Отечеству и уважение к её защитникам
Эпиграф:
1) «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»
К.Ушинский2) «Человек счастлив, пока у него есть Родина»
В.Беляев
Оборудование: рисунки детей на тему; фотовыставка «Природа родного края», «Мой город» (фотографии современного города Бийска)
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя (на фоне музыки)
Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла.
Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Королёва.
О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.
2) Читают стихотворения дети
На Родине.
На Родине крушина зацвела,
От запаха её хмелеют сосны,
И снова от села и до села,
Берёзы бродят разнотравьем рослым.
По берегам лопочут тальники,
Склоняясь над неторопливою волною,
И коростель-отшельник у реки
Непримиримо спорит с тишиною.
У сельской школы светлой и большой
Шумит моё несбывшееся детство,
И на душе моей так хорошо,
Как будто мир я получил в наследство,
И хочется неодолимо мне
С любым прохожим дружески обняться,
Здесь от любви к родимой стороне,
Родное сердце может разорваться.
(Н.Некрасов)
Родина.
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон, звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина.
(М.Пляцковский)
2) Учитель
Сколько знаменитых поэтов земли русской воспели Родину в прекрасных стихотворениях. Как сказал А.С.Пушкин: «Тебе, Отчизна, посвятим души прекрасные порывы…»
Наш классный час называется «С чего начинается Родина?», мы сегодня поговорим о нашей родине.
3) Работа с первым эпиграфом
«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К.Ушинский
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?
- Что такое Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой принадлежит. Где жили наши деды и прадеды)
- Почему Россию он назвал Родиной? (В России мы родились, говорим на родном русском языке и т.д.)
- Почему Россия – Матушка? (Она вскормила нас своим хлебом и т.д.)
5) Учитель
Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека мать – одна у него Родина.
Россия – Родина очень многих людей. У нас есть родной город, улица, дом, семья – всё это тоже родина. Всё это мы любим, даже если и не задумываемся об этом. И русский язык, на котором мы говорим – это часть нашей Родины.
У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.
- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (С домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.)
6) Посмотрите на фотографии города Бийска. Они были сделаны ещё тогда, когда нас не было на свете. Самая старая фотография – это улица Советская. Другие были сделаны позднее. (Обсуждение фотовыставки «Бийск купеческий»)
- Сравните, каким был город и каким стал. (Обсуждение фотовыставки «Мой город»). Что изменилось?
- Почему считают Алтайский край – жемчужиной Сибири? (Очень красивая природа). Рассматриваем фотографии «Природа родного края».
7) Готовясь к этому классному часу, мы проделали огромную работу и узнали много нового о нашем городе. Я попрошу ребят рассказать нам историю города Бийска. (Ребята рассказывают в каком году и как был основан город Бийск; о самых известных зданиях города).
Историческая справка:
- В 1810 году в городе было 2 каменных и 1 деревянная церкви, комендантский дом, офицерские дома, соляной и винный магазины, пороховой склад и 350 жителей.
- С 1870 года начинают ходить пароходы до Бийска.
- 28 марта 1900 года – Бийск, один из первых городов Сибири, увидел электрический свет.
- В 1909 году в городе появился первый телефон.
- В 1915 году закончено строительство железной дороги до Бийска. Пошли первые поезда.
- В 1957 году построен телецентр, и прозвучали первые позывные.
- В 1959 году пущен трамвай. Протяжённость путей 22 км.
- Дети читают стихотворение о Бийске
1.
Уносят краны солнце к небосводу,
К вершинам дальних дремлющих снегов…
Люблю тебя в любое время года,
Таёжный Бийск на кромке берегов.
2.
Среди вольных просторов Алтая,
На слиянии ласковых рек,
Городок наш, огнями играя,
Порастает уже третий век.
Есть, наверное, земли и краше,
Пусть на карте почти не видна,
Только малая Родина наша
Среди русских просторов одна.
3.
Плывут над Бией утренние зори,
Звонки трамваев льются над водой.
Встаёт мой горд юношей задорным
На новый, славный подвиг трудовой.
Тайга глаза зелёные раскрыла,
Шагнула в город, к людям на поклон,
Над Бией мост раскинул руки-крылья,
Ветром открытый с четырёх сторон.
4.
Такой не встретишь бесконечной шири,
Нет, несравненны вольные края.
Не зря Алтай жемчужиной Сибири
Зовёт Россия гордая.
9) Учитель
- Что ещё вам нравится в нашем городе? (Зимний ледяной городок, парки и т.д.)
А ещё наш город славится людьми. Мы посетили музей «Боевой славы», нам очень интересно рассказывали о людях, которые ушли на фронт и погибли, защищая своё Отечество. Кого из них вы можете назвать? (Трофимов, Васильев, В.Максимова и т.д.)
- Почему в честь этих людей назвали улицы нашего города? (Учитель рассказывает о подвиге В.Максимовой, подготовленный ученик – о Васильеве).
Да, самым весомым словом «Родина» становится для каждого, когда его родному краю угрожают враги.
9 мая исполняется 62 года со дня победы нашего народа над фашистами.
62 года назад советские люди отмечали великую победу. И нам с вами есть с кого брать пример, учиться храбрости, стойкости, мужеству. В первую очередь, конечно, с наших дедов и прадедов.
ВОВ коснулась каждую семью. И вы можете с гордостью рассказать о своих родственниках.
- Шматина Настя рассказывает о своём дедушке Кайгородове Н.В., который ушёл на фронт в составе самого первого полка из Бийска и погиб в первом же бою под г.Ельней. (Настя показала фотографию дедушки ещё довоенного времени).
- Шебалин Никита тоже рассказал о дедушке, показал его ордена и медали. Его дедушка был шофёром, он возил продукты в осаждённый Ленинград по «дороге жизни».
- Крючкова Яна показала медали своего деда и Благодарственное письмо под подписью Сталина. (В семье оно хранится, как реликвия0.
- Лялина Настя рассказала о дедушке, который был танкистом и о бабушке, которая тоже прошла войну.
10) Учитель
- Много наших сограждан погибло, защищая Родину на Афганской и Чеченской войнах. Александр Штейзель был учеником нашей школы, он погиб в Чечне в городе Грозном. На фасаде нашей школы находится мемориальная доска памяти Александра.(Учитель рассказывает о гибели А.Штейзеля, показывает его фотографию).
- Мы всегда будем гордиться такими людьми и помнить о них. Защищать Родину всегда было почётной обязанностью каждого. Я думаю, наши мальчики будут достойными продолжателями дел отцов и дедов.
Учитель выразительно читает стихотворение, написанное матерью А.Штейзеля
Память о сыне.
Мать растила сыночка,
И надежда была только в нём,
Но Чечня забрала его
И беда пришла в дом.Эту страшную весть
В Рождество сообщили мне,
Сын геройски погиб,
В той ненужной войне.Потемнело в глазах,
Все поплыло кругом,
И как будто на все
Опрокинулся дом.Опустела квартира,
Жизнь пошла кувырком.
Нет родного сыночка,
Только память осталась о нём.Никогда он не прятался
За чужой спиной,
Был он смелым и сильным
И с открытой душой.Он писал в своих письмах,
Что попал в Ленинград,
Что служит на отлично,
Что хороший комбат.А потом написал он
Тревожные строчки:
«Не пугайтесь, родные,
Нас готовят в горячие точки».«Не тревожьтесь, любимые,
Всё будет ОКЕЙ,
Не могу я остаться и бросить друзей».И поехал с дивизией
Он служить на Кавказ,
Далеко, далеко
Он уехал от нас.
Замрите, матери, не плачьте,
В день памяти погибших сыновей,
Зажгите свечи на могилах павших,
И поклонитесь матушке земле.Простых рабочих отцов и матерей,
За тех, кто занимает место в свете,
Кто прячет за границей сыновей.Они богаты, знамениты,
Большие должности захапали в Кремле,
Как могут эти люди жить на свете?
Ходить спокойно по земле?Где же совесть их была?
Когда ребята призывались
В Российской Армии служить.
Они лишь тем и занимались,
Как своё чадо откупить.Как за границу их отправить,
Как в ВУЗ старались протащить.
В России всё теперь доступно,
За деньги можно всё купить.Проклятье всем кто был повинен
В развязывании войны,
Прощения от нас не будет
Им никогда не снять с себя вины.
11) Вы написали сочинения на тему нашего классного часа.
Я хочу зачитать некоторые фрагменты:
1. Чанцева Оля: «Родина!.. Это короткое, но дорогое слово. Оно звучит, как музыка. С чего начинается Родина?
Может, с «заветной скамьи у ворот, с той самой берёзки, что в поле под ветром склоняясь, растёт…». Да, всё это Родина. Это всё то, что нам дорого и близко.
Любовь к своей Родине, к своему отечеству поднимала людей на подвиг. Много героев погибло, защищая свою страну. Их имена стали для нас символом мужества и чести. Родина начинается и с памяти о них».
2. Полушкин Саша: «Мне кажется, что родина, прежде всего начинается с семьи. Когда вечером все собираются за одним столом. Приятно, когда все разговаривают о проведённом дне, когда, усевшись на диван, все смотрят интересный фильм. Это счастье, и так начинается Родина. Теперь я понимаю, почему мой прадедушка и другие солдаты шли на смерть, защищая свои семьи, свою землю, свою Родину».
3. Терентьев Паша: «С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Но смысл каждого ответа один – любовь, патриотизм, нежность… Родина, можно сказать, начинается с малого – с детской кроватки, в которую нас клали мамины нежные руки, колыбельные песни и прочитанные сказки, весёлые игры во дворе. Со школы, где дорогие наши учителя дают нам знания. Ведь всё это тоже Родина».
4. Радина Яна: «Щедра земля алтайская и на таланты. Пример тому является известный актёр, режиссёр и писатель В.М.Шукшин. Далеко за его пределами прославил Шукшин наш край. Я очень горжусь тем, что мне довелось жить на этой земле».
12) Заключительный этап.
Учитель:
- Послушайте ещё одно высказывание В.М.Шукшина: «Родина… Я живу чувством, что когда-нибудь я вернусь на Родину навсегда… Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу…».
- Как вы понимаете выражение «врачуют душу»? (Родина силы даёт, исцеляет, помогает, врачует – лечит).
- Что такое «чувство Родины»? (Гордость за свою страну и т.д.)
Люди, которые уезжают за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям.
Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваясь из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.
Человеку на всё хватит сил, если дело его делается ради своей Родины.
13) Работа со вторым эпиграфом.
«Человек счастлив, пока у него есть Родина» В.Белов
(Родина – основа всего существования. Только Родиной жив человек, только Родиной он силён, одухотворён, добр и красив).
14) Заключительное слово учителя
Чувство Родины весомо.
Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.
Учитель выразительно читает стихотворение Александрова «Если скажут слово – Родина…».
На этом мероприятие завершается. (Можно включить запись песни «С чего начинается Родина…»).