Методы использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе начальной школы

Разделы: Информатика


Сейчас много говорится о материально-технической стороне создания компьютерной базы учебных заведений, о ликвидации компьютерной неграмотности обучающих и обучающихся, о том, как учить пользоваться все усложняющимся программном обеспечением, работать в Интернете и т.д. Но, совершенно недостаточное внимание уделяется важнейшей, первоочередной задаче – разработке общей методики применения современных информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебном процессе и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля для каждодневной работы.

Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Так как урок в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения можно разделить на три большие группы:

  • методы организации учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из названных групп методов состоит из конкретных методов обучения.

Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков), практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.). Традиционный урок начинает играть новыми гранями, когда в качестве школьной доски используется проектор и компьютер. Качественный демонстрационный материал значительно обогащает уроки “Окружающего мира”, наглядные интерактивные модели упрощает понимание математики, а использование текстового редактора помогает организовать коллективную работу над текстом. Поддержка в форме тезисов, цитат, изображения и звука помогает учащимся начальной школы значительно больше, чем взрослым, позволяя организовать свои мысли и речь.

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

  • практический эксперимент;
  • метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
  • групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
  • мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
  • деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
  • ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух “игроков”, каждому из которых предполагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
  • баскет – метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предполагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;
  • тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
  • анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения.

Дидактические цели занятий Метод активного обучения Использование ИКТ
Обобщение ранее изученного материала Групповая дискуссия, мозговой штурм Презентация
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала Мозговой штурм, деловая игра Просмотр видеоролика, работа с компьютерной программой
Развитие способности к самообучению Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Презентация, просмотр видеоролика, работа с компьютерной программой
Повышение учебной мотивации Деловая игра, ролевая игра работа с компьютерной программой
Отработка изучаемого материала Тренинги работа с компьютерной программой; презентация; тестирование
Применение знаний, умений и навыков Баскет – метод работа с компьютерной программой; презентация
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала Групповая дискуссия Презентация, просмотр видеоролика, прослушивание аудиозаписи
Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Работа с компьютерной программой.
Обучение навыкам межличностного общения Ролевая игра Работа с компьютерной программой, презентация
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта Метод проектов Презентация, текстовой и графический редактор
Развитие навыков работы в группе Метод проектов Работа с компьютерной программой, офисными программами
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции Баскет-метод Программа “ИБИС”
Развитие навыков принятия решений Анализ практических ситуаций, баскет-метод Просмотр видеороликов, работа с компьютерной программой
Развитие навыков активного слушания Групповая дискуссия Прослушивание аудиозаписи, просмотр видеоролика

Хочется уточнить, что под ИКТ следует понимать любые носители информации: бумажные (традиционная библиотека), магнитные (аудио- и видеокассеты), цифровые (компьютеры и программное обеспечение) и телекоммуникационные (компьютерные сети). В свою очередь информационные компьютерные ресурсы для образовательных целей можно разделить на следующие категории:

- электронные учебники;

- электронные справочники (словари, энциклопедии и т.п.)

- электронные библиотеки объектов (базы данных текстовой, графической, звуковой и видеоинформации).

Централизованные хранилища цифровых образовательных объектов пока не стали у нас достаточно популярны. Однако существуют Интернет-ресурсы энциклопедического характера, которые позволяют пользователям применять их материалы. Среди них:

- группа энциклопедических ресурсов “Рубрикон www.rubricon.com);

- виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия mega.km.ru);

- “Открытый Колледж” компании “Физикон”www.college.ru)

В рамках реализации федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной среды” создаются сетевые сообщества или объединения учителей. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущих в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень: например, сайт Федерации Интернет Образования, Московского центра Интернет-образования (htth://center.fio.ru/som), сайт “Школьный сектор” www.school-sector.relarn.ru), проект “Интернет-государство учителей” (htth://intergu.ru/), Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)

Возможно, кто-то скажет, что говорить об информатизации обучения, имея современный компьютерный кабинет и довольно большой материал медиатеки, легко. Возможно, легко, но в тоже время и ответственно. Поэтому, я хочу поделиться собственным опытом работы в этом направлении и опытом работы нашего образовательного учреждения.

Итак, рассмотрим первый случай, когда на вооружении педагога имеется всего один компьютер. Республиканская программа “Каждому учителю по компьютеру” планирует вооружить педагогов этим мощным средством обучения. С чего начать? С формирования банка данных по своему предмету, в который могут войти такие разделы, как список учащихся, тематическое планирование, мониторинг успеваемости, работа с родителями, внеклассная работа, передовой педагогический опыт, открытые уроки и многое другое. Благодаря банку данных можно легко подготовить отчет по учебно-воспитательной работе, обобщить опыт работы.

Хорошо известно, что любые два учителя работают с одним и тем же учебным предметом, по одному и тому же курсу, используют один и тот же учебник, по-разному. Каждый из них ориентируется на аудиторию, на традиции и учебную среду собственной школы, использует собственную манеру изложения, варьирует методические средства, примеры, что все вместе и составляет его индивидуальный стиль. Имеющие наглядные средства и дидактические материалы часто недостаточны, поэтому учителю приходится самому работать над наглядным материалом, изготовлять различные схемы, графики, таблицы, раздаточный материал, разрабатывать тесты для предварительного (тест на знание понятий), текущего (типовые задачи), рубежного (задачи для самостоятельного выполнения) и итогового (индивидуальные и творческие задания) контроля. В этом случае компьютер является мобильным образовательным средством.

Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

В прошлом году, мы с учителем начальных классов Чебурахтиной Т.С. подготовили и провели интегрированный урок в 4 классе по теме “Единицы длины. Стандартные программы БЛОКОТ и КАЛЬКУЛЯТОР. Закрепление” Продумали каждый этап урока, предусмотрели индивидуальную и групповую работу, вычисления на карточках и за компьютером. Были приглашены учителя информатики и учителя начальных классов города. Урок получил хорошую оценку, отличные отзывы, но … мы понимали, что, проведя урок самостоятельно (урок математики и урок информатики), смогли бы выполнить большую работу в плане закрепления изученного материала и проверки знаний учащихся. Поэтому решили пойти другим путем.

Учитель начальных классов Прокопьева А.С. предложила провести заключительный урок по природоведению в 3 классе на тему: “Свойства воды и воздуха” Она подготовила вопросы, сгруппировала их по темам, определила стоимость вопроса, я составила программу. Игра – аналогична телевизионной программе. Ученики выбирали конкретную тему и стоимость вопроса, совещались в группе и выдавали ответ. Довольны были и педагоги и, самое главное, дети. За короткое время они продемонстрировали знание темы, ответили на большое количество вопросов.

Использование компьютерных технологий на уроке математики в 3 классе по теме “Разные задачи” (учитель Прокопьева А.С) смогли увидеть учителя начальных классов, работающих по программе УМК “Перспективная начальная школа”. Их мнение было единогласным – компьютерные технологии сделали урок динамичным, насыщенным и зрелищным. Учащиеся решали предложенные задания, сравнивали полученный ответ с правильным оформлением задачи и верным решением. Было сэкономлено время работы у доски за счет смены слайдов в пользу самостоятельной работы учащихся, работы в паре и группах.

Применив компьютерные технологии на уроке, мы стали использовать их и на внеклассных мероприятиях. КВН по русскому языку в 4 классе (учитель Чебурахтина Т.С.) на тему: “Удивительное имя существительное”, был сопровожден презентацией, смена заданий сопровождалась сменой слайдов, причем за компьютером сидел ученик.

В городском конкурсе Театров здоровья участвовали ученики 4 класса (воспитатель Беляева Е.А., валеолог Мавлявиева А.А.). Ребята рассказали о “Необыкновенном путешествии Васи Иванова”. (Или поучительная история для всех о вреде курения). Все, о чем говорилось по ходу постановки, о том, какие органы страдают при курении, демонстрировалось на экране. Отличная игра артистов, синхронное сопровождение спектакля презентацией были оценены строгим жюри. Мы получили диплом “Лучший театр здоровья” 1 степени.

Прощание с начальной школой, всегда очень волнительно. Дети не просто переходят в следующий класс, они прощаются с детством. Для педагогов прогимназии это мероприятие ответственно вдвойне – мы выпускаем своих учеников, передаем их в опытные руки учителей БОЛЬШОЙ ШКОЛЫ. Сделать выпускной вечер ярким, таким, чтобы он запомнился на всю жизнь, задача каждого сотрудника прогимназии. В этом году компьютерное сопровождение играло роль конферансье, что в значительной мере облегчило роль ведущих.

Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время (с этого учебного года кружок проводится для учеников 3-4 классов), позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат. Дети изготавливают поздравительные открытки, помогают в показе презентации, а Тютрин Александр, заняв 3 место с презентацией “Искусственный интеллект” в городском конкурсе “Юный программист”, принял участие в X Республиканском конкурсе, где был отмечен жюри и награжден памятным подарком.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к начальному общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.

НИТ в органическом сочетании с традиционными средствами воспитания и обучения входят в жизнь на ранней ступени образования, повышая качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности.

Информатизация начального уровня образования приводит к радикальной перестройке содержания и методов воспитания и обучения. Новые информационные технологии входят в систему дидактики по ряду направлений: они становятся новыми средствами игровой деятельности, умственного, речевого, физического развития детей, обогащают новым содержанием общения детей друг с другом и с учителем, входят в систему с традиционными методами и приемами, техническими средствами обучения, разнообразят ассортимент и содержание дидактических пособий. Открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.

Приложение

Литература

  1. Владимирова Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах// Информатика и образование №6-2006
  2. Гаммершмидт И.И., Гаммершмидт Д.А. Информационные технологии в сельской школе // Информатика и образование №7, 2005
  3. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса (http: // www: rusedu.inf
  4. Зубрилин А.А., Юртанова Е.М. Виды и средства контроля знаний, умений и навыков обучаемых, применяемых на элективных курсах по информатике. // Информатика и образование №10, 2006
  5. Козлова В.А. Потрогать информатику руками. // Информатика №6, 2006
  6. Муранов А.А. Начальная школа учебно-воспитательного комплекса “Измайлово” №1811 г. Москвы // Информатика №23, 2005
  7. Уваров А.Ю. На пути к общественной коллекции цифровых образовательных ресурсов. // Информатика и образование №7 2005
  8. Фалина И.Н., Мохова М.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики. // Информатика, №9, 2006