Цель: Способствовать повышению мотивации к изучению культуры Древнего Египта.
Задачи:
1. Содействовать воспитанию взаимовыручки, взаимопомощи, чувства коллективизма и дружбы.
2. Прививать интерес к познанию культуры и мифологии Древнего Египта.
3. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти.
4. Способствовать закреплению полученного материала через игровую деятельность; учить применять полученные знания на практике.
Оборудование: наглядные пособия (священные животные, олицетворяющие богов и богинь Древнего Египта), раздаточный материал, доска.
Ход внеклассного мероприятия
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами, чтобы совершить небольшое путешествие по Египту - загадочной стране, которая никого не оставляет равнодушным и по сей день. Ребята, скажите, пожалуйста, что вам приходит в голову, когда вы слышите название этой страны?
Сегодня мы будем гостями у богов и богинь Древнего Египта. Честно говоря, у них был очень долгий путь. И они пришли не с пустыми руками. Каждый из них приготовил вам сложные задания, но я знаю, что вы справитесь с ними. Прежде всего, разделитесь на три команды. Сегодня победит сильнейший. Оценивать боги вас будут с помощью “БА” - это один из элементов, составляющих человеческую сущность. В период Древнего царства приписывался только богам и фараонам как воплощение их силы и могущества. Позднее считался жизненной силой всех людей. Итак, за лучший ответ вы будете получать 3 БА, за хороший - 2 БА и за неполный ответ - 1 БА. Подсчёт БА будем вести на доске. Будьте внимательны!
Итак, 1 тур.
Мы в гостях у Нун и Наунет. Прежде всего, познакомимся с ними. Нун - это олицетворение первозданного водного хаоса. Наунет - олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью. Нун и Наунет - первая пара богов, от которой произошли все боги. Она возглавляет совет богов.
Их задание: придумайте название своей команде, выберите своего предводителя. Название оценивается по оригинальности, а также по тому, как вы сможете связать его с их страной- Египтом.
2 тур.
А теперь мы в гостях у Аписа - бога плодородия в облике быка. Кстати, в период Нового царства на саркофагах изображали бегущего Аписа с мумией на спине.
Итак, Апис предлагает вам выслушать небольшой рассказ об одном из семи чудес света. Вы догадываетесь, о каком из них?
Будьте внимательны, так как потом он хочет услышать ответы на свои вопросы. Этот бог очень горд этим чудом света и наказанием за неправильный ответ будет 0 БА.
Апис: “Уважаемые мои! Я бы хотел вам поведать историю одного из семи чудес света. Да, именно о пирамидах Хеопса. Я уверен, что они долгие годы будут поражать людей размерами и своими тайнами. Их строительство началось задолго до появления Ветхого завета и за три тысячелетия до возникновения христианства. Европу тогда населяли немногочисленные племена, не знавшие ни письменности, ни математики, ни тем более высокого строительного искусства.
В Египте же крупнейшие учёные того времени - жрецы, прошедшие сложный обряд посвящения, - скрывали свои главные сокровища - математические, религиозные, астрономические и другие знания, придавая им зашифрованную, понятную только избранным форму. Часть этих знаний закодирована в пропорциях пирамиды Хеопса великим зодчим древности жрецом Хемиуном.
Эпоха пирамид – это расцвет египетской цивилизации, время жизни мудрецов и мыслителей, оставивших о себе память на многие века”.
А теперь вопросы (отвечают по жребию)
Вытяните себе любой листочек с вопросом. У вас есть пол минуты на подготовку.
Вопросы:
1. Кто поведал вам историю о пирамидах? Богом чего он является?
2. Когда началось строительство пирамид?
3. Как называют крупнейших учёных того времени?
4. Как называют сложный обряд, который проходили видные учёные того времени?
5. Как зовут человека, которому удалось зашифровать часть знаний в пропорциях пирамиды?
6. Охарактерезуйте эпоху пирамид.
3 тур.
Попрощаемся с Аписом. Нас ждёт Баст – богиня радости и веселья. Её священное животное – кошка. Она любит веселье и поэтому предлагает вам нарисовать своё священное животное закрытыми глазами. (1 участник от каждой команды рисует на подготовленных чистых листах кошку закрытыми глазами).
4 тур.
Мы перешли в 4 тур. Вам предлагается прослушать письмо молодого человека, которому посчастливилось провести одну ночь в гробнице Хеопса.
Письмо: “Представьте, я несколько часов лежал в саркофаге, слушая странные звуки и приглушённое песнопение, исходившее из дальнего угла этой жуткой гробницы. Затем быстро появился ужасающий, но по-своему успокаивающий призрак… Он встал у моего тела, почти бездыханно лежащего в гранитном ложе в полусонном состоянии. Я мгновенно пришёл в себя и вскочил, чтобы убедиться в том, что я не сплю. Холодный пот стекал со лба и застил глаза. У призрака было замечательное мускулистое тело, которое, казалось, блестело в свете моего бойскаутского фонарика, висевшего в углу. На нём была пёстрая набедренная повязка, точно такая, какие я видел много раз на стенах могильников. На бицепсах у него были золотые обручи, а на шее – широкое многослойное ожерелье, которое, судя по внешнему виду, наверное, сделано из меди и золота. Но это существо не было человеком! Над плечами возвышалась чёрная голова собаки или шакала. Глаза его были ярко-жёлтыми, свирепыми! Он подошёл ближе и прошипел своё имя – Анубис!”
Итак, мы в гостях у Анубиса – покровителя умерших, судьи над богами; почитался в образе лежащего шакала чёрного цвета. Анубис приготовил для вас такое задание: “Ребята, как вы думаете, чем закончилась история с молодым человеком, письмо которого вы услышали?”
5 тур.
Мы в гостях у Апопа – чудовищный змей, олицетворение мрака и зла, враг бога солнца Ра. У него задание такое. Подберите правильные ответы на его вопросы (раздаточный материал. ) Листочки с вопросами и ответами перепутаны. Ребята, подберите ответы, логически подходящие к каждому вопросу.
1. Как, согласно мифам, появились первые боги? Ответ: они были рождены Нуном, который выплюнул их изо рта.
2. Какое заклинание должен был произнести древний египтянин, чтобы его оправдали на загробном суде? Ответ: “Я чист, чист, чист”
3. Как древние египтяне называли свою страну? Ответ: Та-Кемет – “чёрная земля” - по цвету местной почвы.
4. Как древние египтяне объясняли восход и заход солнца? Ответ: как проглатывание и рождение его небом.
5. Почему богиня Уто считалась охранительницей фараона? Ответ: она являлась охранительницей Ра, с которым отождествляли фараона.
6. Кто считался судьёй над всеми богами? Ответ: Анубис.
6 тур.
Приветствую вас в 6 туре. Оставьте у себя только вопросы от предыдущего тура. Геб – бог земли хочет, чтобы вы поменялись вопросами, немного подумали и дали свои ответы на вопросы.
7 тур.
Нас в гости приглашает жена Геба – Нут – богиня неба. Она предлагает вам устроить конференцию египтологов, которые компетентны в вопросах мифологии. Вам предлагается небольшая информация. Внимательно прочитайте её, а потом расскажите всем, что вы узнали (раздаточный материал).
1 команда.
1. Хепри, Ра и Атум являются богами Солнца, но они отличаются тем, что Хепри – бог утреннего солнца, Ра – дневного, а Атум – вечернего.
2. Статуэтка Маат была эмблемой судей. В загробном суде на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую – статуэтку Маат как богини истины. Равновесие означало, что покойный оправдан.
2 команда.
1. Жрецы поливали мумию Осириса (царя загробного мира). Его изображение засевалось зерном и покрывалось зелёными всходами, что символизировало возрождение бога.
2. Египетские божества изображались на рисунках различными животными - львицами, ослами, скорпионами, крокодилами, бегемотами, змеями, коровами, антилопами, быками, кошками…
3 команда.
1. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине, так как он способствовал увеличению жертв, приносившихся умершим.
2. Каждый умерший египтянин отождествлялся с Осирисом. Считалось, что, подобно Осирису, умерший оживёт после смерти.
8 тур.
Мы с вами добрались до вершины, где нас ждёт фиванская триада (Фивы – столица Египта в XXI и XVII – VII вв. до нашей эры). Знакомьтесь, Амон – бог солнца, священное животное – баран. Мут – его жена – богиня неба и их сын – Хонсу – бог луны, времени и счёта.
Итак, последнее задание заключается в том, чтобы вы поведали им о результатах своего путешествия. У вас есть 10 минут, чтобы написать небольшое сочинение о том, что вы узнали.
Подведение итогов: подсчёт набранных БА, поздравление победителей.