Без целенаправленной аналитической работы педагогического коллектива школы невозможно планирование методической работы на новый этап педагогической деятельности. Анализ состояния преподавания в школе является основным для планирования и организации методической работы в школе.
1. Анализ состояния преподавания в школе.
Развитие школы как целостной системы зависит:
- от соответствия целей и задач образовательного процесса;
- от обусловленности процесса развития программно-целевого планирования.
Одним из компонентов программно-целевого планирования является состояние преподавания в школе. Ведущими педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное преподавание в школе, являются:
- уровень профессиональной подготовленности педагогов к решению образовательных и педагогических задач;
- уровень эффективности совместной деятельности педагогов в классах, параллелях на ступенях обучения.
1.1. Анализ профессиональной подготовленности педагогов к решению образовательных и педагогических задач.
Как основное направление эффективного обучения учащихся является успешное решение обязательного круга профессиональных задач учителями школы на основе применения профессиональных знаний, ориентированных на высокие результаты в обучении учащихся. В каком направлении развивается учебно-воспитательный процесс напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагогического коллектива школы.
Сведения о стаже работы в школе
Стабильность коллектива отражает степень привлекательности работы в нем его членов. Она проявляется в сохранении постоянного состава учителей в течение длительного времени или незначительной, постепенной его изменчивости. Неудовлетворенность работой приводит к текучести и снижению результатов в обучении учащихся.
Год | Педстаж | Педстаж в данной школе | ||||||||
05 - 06 | 1 - 5 | 6 - 10 | 11 - 15 | 15 - 20 | Свыше20 | 1 - 5 | 6 - 10 | 11 - 15 | 15 - 20 | Свыше20 |
в % |
Вывод:
- просматривается стабильность коллектива;
- число молодых специалистов, которым требуется методическая помощь;
- число опытных учителей, которые имеют свой стиль, свои апробированные методы и формы работы, обеспечивающие результативные показатели.
Качественный показатель педагогических кадров
Аттестация - необходимое условие для профессионального роста путем саморазвития, самореализации и самооценки, когда приходит ощущение успеха, признания и одобрения и меняется характер ведущих мотивов трудовой деятельности, а значит, растет качественный показатель труда.
Всего педагогов | Из них имеют кв. кат. | Высшей кат. | Первой кат. | Второй кат. | |
2003 – 2004 | |||||
2004 – 2005 | |||||
2005 - 2006 |
Имеют категорию по предметам:
№/№ | Учебные предметы | Всего учителей | Высшая категория | Первая категория | Вторая категория |
1. | |||||
2. |
Вывод:
- степень влияния профессиональной деятельности учителей на результаты образовательной деятельности школы;
- оценка педагогического профессионализма, позволяющая соотнести его с качеством педагогического труда;
- уровень педагогического мастерства, необходимый школе для работы в режиме развития;
- деятельность МО по повышению квалификации педагогов.
Повышение квалификации через курсовую переподготовку
Наиболее развитый педагогический коллектив способен не только эффективно использовать имеющийся образовательный потенциал школы, но и эффективно наращивать его за счет новшеств путем самообразования, повышения профессионализма через курсовую подготовку и др.
Всего учителей | Всего прошли КП | Ф. И. О. учителя, прошедшего курсовую переподготовку | |
2003 – 2004 | |||
2004 – 2005 | |||
2005 - 2006 |
Целостное развитие образовательного процесса в школе обеспечивает нововведенческий процесс в педагогическую систему. За счет внедрения в учебный процесс учителями инновационных процессов имеет место повышения качественных показателей в учении учащихся на различных ступенях обучения.
Учителя, работающие в инновационном режиме.
Качественные критерии инновационных процессов и их оценки необходимы как учителям-новаторам с целью повышения результативности в обучении учащихся, так и администрации школы для определения потенциальной полезности на предмет перспективности и качества данной инновации.
№/№ | Направления инноваций | Ф. И. О. учителя | Кв. категор. | Класс | Результат | ||
Усп. | Кач. | ||||||
В конце года учителям предлагается анкета “Диагностика самооценки педагогической деятельности учителей”, в которой есть пункт “Отношение к инновационным процессам”. Согласно данным опроса, изучается отношение учителей школы к инновационным процессам и формулируются выводы, ориентирующие на работу по обозначенные проблемам.
Вывод: при большем % положительного отношения к инновациям развитие образовательного процесса школы можно будет интенсифицировать, если:
- непрерывно совершенствовать структуру научно-методической работы;
- мобилизовать инновационный потенциал школы через разработанную систему стимуляции;
- усилить интеграцию инновационных процессов, устраняя разрывы между системами обучения и частными технологиями как внутри компонентов, так и между ними, постоянно повышая взаимодействие между компонентами всей системы школьного образования;
- организовать целенаправленное инновирование традиционных технологий, переводя их из системы традиционного обучения в систему развивающего (чем активнее будет перевод, тем интенсивнее будет процесс развития) .
Результаты посещенных уроков.
“Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. <…> С урока начинается учебно – воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. <…> Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. ” Урок является основным показателем профессионализма учителя. Посещение урока необходимо для познания мастерства каждого учителя с целью использования этих сведений для дальнейшего развития УВП.
Для системного анализа при посещении уроков администрацией школы. Руководителями МО используется “Карта системного анализа урока”, позволяющая оценивать эффективность урока.
Карта системного анализа посещенного урока
Ф. И. О. учителя__________________________ Предмет__________________________
Количество учащихся в классе по списку________ Присутствовало на уроке________
Тема урока____________________________________________
Цель__________________________________________________
Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М: Педагогический поиск,1999, стр. 3,4.
Кульневич С. В. , Лаконцетин. Анализ современного урока. – Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”, 2001.Организаторская сторона урока | Обучающая | Воспитательная | Требования к деятельности уч-ся | ||||
1. Выполнение гигиенических требований | 1. Научность обучения | 1. Влияние урока на н интеллектуальное развитие ученика | 1. Уровень позна-вательной активности | ||||
2. Четкость пос-тавленных целей и мотивация учебн. деятель ности на уроке | 2. Доступность, посильность | 2. Развитие волевых качеств | 2. Наличие интереса к предмету, к уроку | ||||
3. Выбор структуры урока | 3. Наглядность | 3. Привитие интереса к знаниям, предмету | 3. Уровень аналити-ческих и спец. умений и навыков | ||||
4. Организация проверки домаш него задания | 4. Прочность, осознанность, системность ЗУН | 4. Формирование трудовых и учебных навыков | 4. Уровень практических и спец. умений и навыков уч-ся | ||||
5. Наличие обратной связи с уч-ся, контроль и коррекция ЗУН | 5. Проблемность | 5. Создание ситуации успеха | 5. Уровень развития речи, владение терминами. | ||||
6. Качество речи учителя | 6. Связь с жизнью, теорией и практикой | 6. Использование возможностей сло-весной и балльной оценок | 6. Умение работать у доски со спец. прибо-рами (оборудов) | ||||
7. Внешний вид, такт, педагоги-ческая культура | 7. Правильность и эффективность выбранных методов, средств обучения | 7. Стиль руководства деятельности уч-ся (сочетание принципиальности с разумной требо-вательностью) | 7. Развитие навыка парной, групповой, коллективной работы. | ||||
8. Рациональность распределения времени урока | 8. Организация самостоятельной деятельности уч-ся и эффективности проверки | 8. Деловитость, орга- низованность учи теля (воспитат. значение личности учителя) |
8. Степень самостоя-тельности уч-ся на уроке | ||||
9. Реализация основных психолог, требований, создание на уроке спо-койной, деловой атмосферы сот-рудничества | 9. Организация работы с учебни-ком, справочной литературой, схе-мами и т. д. | 9. Эстетическое воздействие урока на уч-ся (эмоцион. настрой, аккурат-ность записей, оформление кабинета и т. п. ) | 9. Внешний вид ученика | ||||
10. Выполнение намеченного плана | 10. Оптимальный объем д/з и эффективность метода доведения до уч-ся | 10. Стиль руководства учениками | 10. Организованность, дисциплина |
Норма оценок: 0,1,2 балла
Критерии оценок: 60 – 70% - урок удовлетворительный
75 – 85 %- урок хороший
90 – 100% - урок отличный
Формула определения
Вывод: ________________________________________
Дата _________________ Подпись ____________ /_______________/
Накопление в течение года карт системного анализа по каждому учителю позволяют не только преодолеть формализм в оценке труда учителя, но и получить полную информацию о выполнении совокупности требований по соблюдению дидактических принципов.
Учителя в самооценке педагогической деятельности
Изучение самооценки педагогической деятельности проводится через анкету “Диагностики самооценки педагогической деятельности учителя” (составлена по материалам П. И. Третьякова) по параметрам:
1. Знание своего предмета (фактор педагогического опыта и квалификации учителей школы) .
2. Отношение к предмету.
3. Умение планировать учебную программу (фактор системности подготовки учителя к урокам) .
4. Отношение к инновационным процессам .
5. Знание психолого-педагогических основ обучения (фактор отношений с детьми) .
6. Индивидуальный подход (фактор дифференциации в обучении учащихся) .
7. Развитие у учащихся навыков учебного труда (стремление учителя к формированию навыков рациональной организации труда или работа над этой проблемой в системе обучения) .
8. Развитие у учащихся мышления (выполнение основных рекомендаций программ по внедрению развивающего обучения, обеспечение эффективного развивающего обучения, ориентирование на запоминание, т. е сторонники традиционной системы обучения) .
9. Развитие у учащихся интереса к предмету (постоянное обеспечение или использование специальных методических приемов) .
10. Умение оценивать качество ОУУН или старание соблюдать объективность.
Результаты диагностики подготовки учителя
Ж. “Завуч”, №5, 2001, стр. 37.
Цель проведения анкетирования – через диагностику подготовки учителя определить слабые звенья, чтобы составить прогноз о необходимости методической помощи учителю. По результатам опроса выявляется:
1) удовлетворенность своей профессиональной подготовкой;
2) желание совершенствоваться в научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовке;
3) считают целесообразным углубить свои профессиональные знания по вопросам:
- изучение личности учащегося в коллективе;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащегося;
- организация личного труда;
- контроль за учебно – познавательной деятельностью учащихся ;
- повысить свои знания по предмету через курсовую ПП.
4) неудовлетворенность профессиональными умениями:
- организаторскими;
- конструктивными;
- коммуникативными.
5) Желание усовершенствовать недостатки в профессиональных умениях. Если бы учителям представилась возможность выбора семинаров, то выбрали бы следующее:
- педагогика и психология учащихся в обучении и воспитании;
- формы и методы сотрудничества учащихся;
- типы урока и методика их подготовки и проведения;
- формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- методы обучения и их эффективное использование;
- технология дифференцированного обучения;
- технология индивидуального обучения;
- технология организации самостоятельной деятельности учащихся;
- учет и оценка знаний;
- аналитическая культура учителя.
Мерой оценки деятельности педагога является отношение к учебе каждого ученика через анкету “Мое учение”:
1. Учиться в школе мне:
а) интересно
б) не интересно
в) не знаю
2. Мои любимые предметы(перечисли) _________________________________________
3. Выполняя самостоятельную работу, я:
а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро;
б) сначала потом делаю без колебаний и быстро;
в) очень долго думаю, не решаюсь к нему приступить , чувствую себя неуверенно;
г) всегда волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что _______________________
д) чувствую себя спокойно, потому что_______________________________________
4. Чаще всего я:
а) не понимаю цели работы; а пытаюсь понять задание, тщательно его обдумываю;
б) не понимаю задания;
в) не знаю, как его выполнить;
г) не умею контролировать ход своей работы;
д) не знаю, как проверить свои результаты;
е) не умею правильно распределять свое время.
5. Очень дорожу мнением учителя, товарищей ( да, нет) .
6. Если б я был бы учителем, то помог бы ученику в следующем:______________________
1. 2. Анализ эффективности совместной деятельности педагогов в классах, параллелях на ступенях обучения.
Цель образования МОУ ПСОШ №2 – получение каждым учащимся школы востребованного (не ниже стандарта) образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. Решение данной проблемы в школе происходит путем создания условий, обеспечивающих запланированные результаты для каждого ученика с учетом факторов, влияющих на образовательный процесс:
- организация образовательного процесса;
- контроль как процесс выявления отклонения от целей через систему мониторинга на уровне стандартов;
- анализ результатов для регулирования процесса.
Создание системы педагогического мониторинга является одной из наиболее важных задач школы. Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. И от того, как сработал каждый учитель-предметник в классе, зависит результат всего класса, параллели, а это значит, можно установить степень слаженности, сработанности всей команды учителей того или иного класса, параллели, что является немаловажным фактором качественного показателя в обучении учащихся класса, параллели.
Начальная школа.
Успеваемость (в%) | Качество (в %) | |
2004 – 2005 | 100 | 64 |
2005 - 2006 | 100 | 57 |
Основная школа
Успеваемость (в%) | Качество (в %) | |
2004 – 2005 | ||
2005 - 2006 |
Старшая школа.
Успеваемость (в%) | Качество (в %) | |
2004 – 2005 | ||
2005 - 2006 |
Чтобы быть объективным при выяснении причин спада и или роста качества, необходимо просмотреть показатели успеваемости и качества по классам и по предметам в сравнении с результатами этого же класса за прошлый учебный год
По классам:
№/№ | Класс | Ф. И. О. классного руководителя | 2004 - 2005 | 2005 - 2006 | ||
усп. | кач. | усп. | кач. | |||
По предметам на параллели
№/№ | Класс | Предмет | Учитель | 2004 - 2005 | 2005 - 2006 | ||
усп. | кач. | усп. | кач. | ||||
В результате проведенного анализа выявляется:
- уровень развития профессиональной компетентности учителей школы;
- уровень мотивации качества в обучении и воспитании учащихся;
- возможность определения траектории повышения качества в обучении учащихся;
- пополнение “школьной копилки” педагогическим опытом учителей школы качественного обучения учащихся.
Полученные данные являются основными критериями в организации методической работы на новый учебный год.