Развитие вокальных данных у детей дошкольного возраста

Разделы: Музыка


В детстве пела в школьном хоре, в юности – в студенческом хоре, часто солировала, в молодости была участницей академического хора. Продолжаю петь в хоре и сейчас. Я очень люблю петь! Эту любовь к пению стараюсь привить детям МДОУ №56.

Двенадцать лет назад я организовала вокальную студию. Вместе с участниками придумали название: “Дружная семейка”, а девизом нашей студии стали слова Е. Благининой:

Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем:
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

Занимаются в студии дети от 3 до 7 лет. Порой приходят ребятишки, которые и слова правильно не могут говорить. Чтобы проверить их вокальные данные, я придумала своеобразную диагностику. Ребенок пропевает не песенку, а своё имя, имена своих родных: папы, мамы, дедушки, бабушки. Желающих заниматься из года в год становится все больше, поэтому разделила детей на две подгруппы: 3-5 лет (младшая группа), 5-7 лет (основная группа).

Большое внимание уделяю развитию речи у детей: проговариваем скороговорки, чистоговорки, проговариваем и пропеваем звуки в разных тональностях.

Распевки, порой, рождаются сами собой: учим скороговорки, а затем начинаем их петь. Часто дети приносят на занятие сборнички стихов-четверостиший. Понравившиеся стихи также ложатся на незатейливую мелодию, которую мы с удовольствием поём в разном характере, с разной динамикой и темпом.

Особое внимание уделяю дыханию: “надуваем шарик”, “нюхаем цветочки”, “сдуваем пыль”, “дуем на платочек”, “греем руки дыханием”, “дуем, как холодный ветер”.

Играя, дети начинают вдыхать через нос, а выдыхать через рот, держат себя за рёбрышки, чтобы почувствовать, как они раздвигаются.

Изучив методы работы по формированию голоса В. Емельянова и Д. Огороднова, оформила наглядные пособия для распевания “Весёлые распевки”, приближенные для детей дошкольного возраста. По этим пособиям дети легко осваивают разные интервалы, поют протяжно, отрывисто, с разной динамикой, темпом. Дети без труда показывают голосом фальцет и штро – бас. Постепенно начала вводить нотную грамоту. Для детей оформила пособия: “Музыкальная сказка”, “Будем с нотками дружить”, “С песенкой по лесенке”. Играя, дети знакомятся с нотками, с их названием, с их расположением на нотном стоне. Пробуем петь двухголосье, каноны. Детям очень нравится “играть в двухголосье”. Поём подгруппами, дуэтом. Они сами придумывают несложные вторые партии.

Из года в год песенный репертуар подбираю очень тщательно: чтобы песни нравились детям, чтобы в них можно было показать разный темп, динамику, характер.

Один раз в два года в нашем городе проводится конкурс “Жемчужина Братска”, где дети участвуют в разных номинациях: “Вокальное искусство” и т.д. В номинации “Хоровое искусство” - среди хоров из музыкальных школ, музыкальных училищ, хоровые студии дворцов культуры, выступает мой хор – хор дошколят. Пока он единственный и уникальный. У нас есть Диплом 1 степени, 2 Диплом “Гран При”, две “Жемчужинки”, медаль. Каждого участника хора награждали “Благодарственными письмами”. Наша студия стала называться вокально-хоровой. Практически, мы участвуем в каждом городском конкурсе, если он связан с пением. Ребята с удовольствием выступают на городских мероприятиях, перед детьми других детских садов.

Родители оказывают посильную помощь во время выступления детей, сопровождают на конкурсы, концерты, приобрели концертную форму.

Большую поддержку в работе оказывает администрация ДОУ: купили новые мягкие игрушки, озвученные игрушки, которые способствуют освоению музыкального песенного репертуара, приобрели стерео-магнитолу, радио-микрофоны, микрофоны с усилителями. Дети очень любят петь в микрофоны. На стерео магнитолу записываем выступления, прослушиваем, отмечаем, что не получилось, над чем нужно еще поработать. После каждого выступления дети поощряются сладкими призами. Традицией в нашем саду стал “Сладкий стол” - праздник для вокалистов после творческого сезона в конце учебного года. Для детей специально печется сладкий пирог, покупаются фрукты, разные сладости.

Очень приятно, что многие наши воспитанники, теперь уже школьники, продолжают своё музыкальное образование.

Предлагаю авторские упражнения и песенки-распевки, песни и конспекты занятий вокальной студии.

Приложение 1,

Приложение 2,

Приложение 3;

фотографии (Приложение 4).