Цель:
- развивать представления учащихся о добре и зле;
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Оборудование:
Рисунки с изображением большого сердца и маленьких сердечек (по количеству учеников), ватман, фломастеры, клей, ножницы, медали каждому ученику, подарки-открытки для гостей.
Ход занятия
Как вы понимаете название темы? (Ответы детей)
Ваши одноклассники приготовили для вас и покажут один очень интересный момент из жизни мальчика Юры. (В.А. Осеева “Хорошее”)
"Хорошее" (В.А. Осеева )
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит и думает: "Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!". А сестренка тут как тут:
- Погуляй со мной, Юра!
- Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла. А Юра думает: "Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!". А няня тут как тут:
- Убери посуду, Юрочка.
- Убери сама – некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает: "Вот если бы Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!". А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: "Дай мне попить, Юра!".
- Пошел вон! Не мешай мне думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел: "Что бы мне такое хорошее сделать?".
Что же хорошее мог сделать Юра? (Ответы детей.)
Очень часто бывает так и у нас: мы хотим сделать что-то хорошее, доброе, но то забываем, то у нас не хватает воли, и так наши хорошие думы ими и остаются, не превращаясь в дела.
А давайте представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают как солнышко.
Как вы думаете, чего на Земле больше: добра или зла? (Ответы детей.)
Учитель вывешивает рисунок с изображением сердца грязно-серого цвета.
Посмотрите: это доброе сердце? (Нет, это холодное сердце)
А вспомните, у какого сказочного героя было похожее сердце? (Кай. Г.Х.Андерсен “Снежная королева”)
Какие поступки совершал Кай с ледяным сердцем? (Это и грубость, и предательство, и зависть, и жадность…)
А нам надо попробовать растопить ледяное, холодное сердце. Для этого надо вспомнить все добрые дела, которые вы сделали и наполнить это сердце добротой.
Дети выходят, говорят о своем добром поступке, потом наклеивают красное маленькое сердце на большое.
Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки – в море добра.
Хорошо, когда доброта живет в сердце человека и в будни, и в праздники.
Какой праздник приближается? (Новый год)
Как вы дома будете праздновать? (Ответы детей)
Почему вы любите праздник Новый год? (Ответы детей)
Но рядом с нами живут дети, которые не могут справить праздник в кругу своей семьи, потому что они одни. А давайте задумаемся, каково им приходится?
А мы с вами что можем сделать, чтобы тепло наших сердец передалось и им, чтобы им стало чуточку теплее и веселее? (Подготовить подарки)
Какой подарок мы своими силами можем сделать сейчас? (Открытку)
Подумайте, у нас большая школа и мы с вами только одни решились на это дело. Давайте позовем с собой других детей? А для этого надо придумать и написать обращение к ученикам нашей школы.
Дети делятся на две группы: первая готовит открытку-поздравление для детей сирот.
Работа может быть выполнена в виде аппликации. Вторая группа придумывает и оформляет обращение-призыв к ученикам своей школы. Например:
Хорошо, когда человек живет и оставляет после себя добрый след.
Надо очень добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей.
Мне кажется, что сегодня мы стали действительно чуть-чуть добрее. Почувствовали? А чтобы вы не забывали делать добро, я вам подарю каждому талисманы, которые пусть вас согревают и напоминают о добре.
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
Мир! Свет! Дружба! Добро!
И на прощание давайте подарим нашим гостям небольшие открытки и поделимся и с ними добрым сердечком (ведь все открытки мы делали из добрых намерений), и пусть они напоминают о нас.