Цель:
1. Развитие умений соотносить временную форму глагола с его начальной формой.
2. Распознавать спряжение глаголов с ударными окончаниями.
3. Спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
4. Развитие речи, обогащение словарного запаса.
Оборудование: учебник русского языка (4 кл.), карточки со словами, этимологический словарь.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка. Слышится весенняя капель, журчание ручейков, щебет птиц (дети проверяют готовность к уроку).
У.
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
В далёких просеках в бору.
У. Ребята, какое сегодня число?
Д. 4 апреля.
У. Запишите число. Классная работа.
II. Развивающий момент.
У. Прочитайте слова, записанные на доске
На доске: Зовут, лежат, разгрызёт, запомнить, позовёте, молчать, записать, верить.
У. Чем похожи и чем отличаются эти слова?
Д. Похожи тем, что все они глаголы, а отличаются тем, что у них разное время и спряжение.
У. Верно. Определите время и спряжение этих глаголов. (Дети определяют время и спряжение).
У. Запишите себе в тетрадь эти глаголы.
У. Давайте выделим в словах знакомые нам орфограммы.
Д. В слове зовут – безударная гласная о. Проверочное слово – зов, и т.д.
3. Сообщение темы урока.
У. Как вы думаете, для чего нам нужно уметь определять спряжение глагола?
Д. Чтобы правильно писать окончания глаголов.
У. Верно. Мы продолжим работу над распознаванием и спряжением глаголов в настоящем и будущем времени.
IV. Распознавание формы глагола. Комментированное письмо. Развитие орфографической зоркости.
У. А сейчас выполним письмо с комментированием.
- Весеннее солнце заливает всю окрестность.
Д. Солнце (какое?) весеннее. В этом слове безударная гласная е. Проверочное слово вёсны.
Солнце – среднего рода. Значит и прилагательное весеннее – среднего рода. Поэтому пишем окончание – ее.
Д. В слове солнце непроизносимая согласная л. Глагол заливает – имеет окончание ет, т. к. это глагол 1 спряжения. В этом же слове безударная гласная и. Проверочное слово лить.
В слове окрестность непроизносимая согласная т. Проверочное слово – крест. В конце предложения ставится точка.
У. Белые цветы покрывают зелёные листочки. Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют.
(Дети подробно комментируют предложения.)
У. Давайте ещё раз вернёмся к глаголам в предложениях и устно поставим их в неопределённую форму.
Д. Заливает (наст. вр.) – заливать (неопред. форма)
Покрывают (наст. вр.) – покрывать (непред. форма)
Зеленеют (наст. вр) – зеленеть (неопред. форма)
V. Работа по учебнику.
№ 450 – чтение, разбор, письмо.
Дифференцированная работа. (В последней строчке отметить словосочетания).
VI. Физкультминутка.
VII. Обогащение словаря. (Работа с этимологическим словарём.)
У. Ребята, какой сейчас месяц?
Д. Апрель.
У. Откройте этимологический словарь. Найдите родину этого слова и что оно обозначает.
Д. Родина слова Апрель – Древний Рим; обозначает – “тёплый”, “солнечный”. Апрель – снегогон, водолей, цветень. Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы.
У. Какие цвета дружат с апрелем?
Д. Голубой; зелёный; красный.
У. Какие синонимы можно подобрать к слову голубой?
Д. Лазурный, бирюзовый, небесный.
У. К слову зелёный?
Д. Изумрудный, малахитовый.
У. К слову красный?
Д. Румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновый.
VIII. Развитие речи.
На доске: Апрельский цветок ломает снежок.
У. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Д. Пробуждаются первые цветы – подснежники, 13 апреля зацветает мать-и-мачеха.
У. Определите спряжение и время глагола, выделите изученные орфограммы.
Д. Глагол ломает (1спр., наст. время).
В слове цветок безударная гласная е. Проверочное слово цвет.
В слове ломает безударная гласная о. Проверочное слово ломка.
В слове снежок безударная е. Проверочное слово снег.
IX. Работа по группам.
У. Ребята, каждой группе даны карточки, в которых два глагола. Эти глаголы стоят в неопределённой форме. Нужно изменить лицо, число глагола и определить спряжение.
1 группа:
благодарить (в 3 лицо, ед. число) –
удивлять (в 1 лицо, мн. число) –
2 группа:
посылать (в 3 лицо, ед. число) –
спросить (в 1 лицо, мн. число) –
3 группа:
рассказать (во 2 лицо, ед. число) –
начинать (в 3 лицо, ед. число) –
4 группа:
бывать (в 3 лицо, мн.число) –
играть (во 2 лицо, мн. число) –
5 группа:
работать (в 1 лицо, мн. число)-
рубить (во 2 лицо, ед .число) –
6 группа:
толкать (в 3 лицо, мн.число) –
тонуть (в 3 лицо, ед. число) -
X. Развитие оперативной памяти.
На доске: Зажурчат ручейки. Зацветут подснежники.
У. Ребята, ваша задача – распространить предложения.
Д. В апреле зажурчат говорливые ручейки.
Д. На проталинке зацветут первые подснежники.
У. Запишите предложения. Найдите глаголы. Определите время и спряжение. Выделите изученные орфограммы.
XI. Итог урока.
XII. Домашнее задание.