Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Развитие умений соотносить временную форму глагола с его начальной формой.

2. Распознавать спряжение глаголов с ударными окончаниями.

3. Спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

4. Развитие речи, обогащение словарного запаса.

Оборудование: учебник русского языка (4 кл.), карточки со словами, этимологический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка. Слышится весенняя капель, журчание ручейков, щебет птиц (дети проверяют готовность к уроку).

У.

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
В далёких просеках в бору.

У. Ребята, какое сегодня число?

Д. 4 апреля.

У. Запишите число. Классная работа.

II. Развивающий момент.

У. Прочитайте слова, записанные на доске

На доске: Зовут, лежат, разгрызёт, запомнить, позовёте, молчать, записать, верить.

У. Чем похожи и чем отличаются эти слова?

Д. Похожи тем, что все они глаголы, а отличаются тем, что у них разное время и спряжение.

У. Верно. Определите время и спряжение этих глаголов. (Дети определяют время и спряжение).

У. Запишите себе в тетрадь эти глаголы.

У. Давайте выделим в словах знакомые нам орфограммы.

Д. В слове зовут – безударная гласная о. Проверочное слово – зов, и т.д.

3. Сообщение темы урока.

У. Как вы думаете, для чего нам нужно уметь определять спряжение глагола?

Д. Чтобы правильно писать окончания глаголов.

У. Верно. Мы продолжим работу над распознаванием и спряжением глаголов в настоящем и будущем времени.

IV. Распознавание формы глагола. Комментированное письмо. Развитие орфографической зоркости.

У. А сейчас выполним письмо с комментированием.

- Весеннее солнце заливает всю окрестность.

Д. Солнце (какое?) весеннее. В этом слове безударная гласная е. Проверочное слово вёсны.

Солнце – среднего рода. Значит и прилагательное весеннее – среднего рода. Поэтому пишем окончание – ее.

Д. В слове солнце непроизносимая согласная л. Глагол заливает – имеет окончание ет, т. к. это глагол 1 спряжения. В этом же слове безударная гласная и. Проверочное слово лить.

В слове окрестность непроизносимая согласная т. Проверочное слово – крест. В конце предложения ставится точка.

У. Белые цветы покрывают зелёные листочки. Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют.

(Дети подробно комментируют предложения.)

У. Давайте ещё раз вернёмся к глаголам в предложениях и устно поставим их в неопределённую форму.

Д. Заливает (наст. вр.) – заливать (неопред. форма)

Покрывают (наст. вр.) – покрывать (непред. форма)

Зеленеют (наст. вр) – зеленеть (неопред. форма)

V. Работа по учебнику.

№ 450 – чтение, разбор, письмо.

Дифференцированная работа. (В последней строчке отметить словосочетания).

VI. Физкультминутка.

VII. Обогащение словаря. (Работа с этимологическим словарём.)

У. Ребята, какой сейчас месяц?

Д. Апрель.

У. Откройте этимологический словарь. Найдите родину этого слова и что оно обозначает.

Д. Родина слова Апрель – Древний Рим; обозначает – “тёплый”, “солнечный”. Апрель – снегогон, водолей, цветень. Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы.

У. Какие цвета дружат с апрелем?

Д. Голубой; зелёный; красный.

У. Какие синонимы можно подобрать к слову голубой?

Д. Лазурный, бирюзовый, небесный.

У. К слову зелёный?

Д. Изумрудный, малахитовый.

У. К слову красный?

Д. Румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновый.

VIII. Развитие речи.

На доске: Апрельский цветок ломает снежок.

У. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д. Пробуждаются первые цветы – подснежники, 13 апреля зацветает мать-и-мачеха.

У. Определите спряжение и время глагола, выделите изученные орфограммы.

Д. Глагол ломает (1спр., наст. время).

В слове цветок безударная гласная е. Проверочное слово цвет.

В слове ломает безударная гласная о. Проверочное слово ломка.

В слове снежок безударная е. Проверочное слово снег.

IX. Работа по группам.

У. Ребята, каждой группе даны карточки, в которых два глагола. Эти глаголы стоят в неопределённой форме. Нужно изменить лицо, число глагола и определить спряжение.

1 группа:

благодарить (в 3 лицо, ед. число) –

удивлять (в 1 лицо, мн. число) –

2 группа:

посылать (в 3 лицо, ед. число) –

спросить (в 1 лицо, мн. число) –

3 группа:

рассказать (во 2 лицо, ед. число) –

начинать (в 3 лицо, ед. число) –

4 группа:

бывать (в 3 лицо, мн.число) –

играть (во 2 лицо, мн. число) –

5 группа:

работать (в 1 лицо, мн. число)-

рубить (во 2 лицо, ед .число) –

6 группа:

толкать (в 3 лицо, мн.число) –

тонуть (в 3 лицо, ед. число) -

X. Развитие оперативной памяти.

На доске: Зажурчат ручейки. Зацветут подснежники.

У. Ребята, ваша задачараспространить предложения.

Д. В апреле зажурчат говорливые ручейки.

Д. На проталинке зацветут первые подснежники.

У. Запишите предложения. Найдите глаголы. Определите время и спряжение. Выделите изученные орфограммы.

XI. Итог урока.

XII. Домашнее задание.