Урок-путешествие по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Научить склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе; учить распознавать падежи.
  2. Развивать познавательную активность учащихся, память.
  3. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование: карта с маршрутом, кроссворд, сказочный герой Незнайка.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Ребята сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой Незнайка. Он приглашает вас отправиться с ним в путешествие.

В пути вас ждут разные препятствия. Для того, чтобы преодолеть эти препятствия надо быть дружными, хорошо вести себя и помогать друг другу.

Итак, отправляемся в путь!

Перед нами гора Чистописания. Нам надо её перейти. Возьмите в руки ручки и напишите безотрывно, соблюдая одинаковую высоту и одинаковое расстояние между элементами.

Ветер листья осенние носит,
Словно письма от птиц и зверей
Осень, щедрая русская осень,
У моих постучалась дверей.

- Найдите в этих предложениях имена существительные и обозначьте их.

- Что такое имя существительное?

- Мы начинаем большую тему “Имя существительное”. Будем повторять род, число, склонение. Но прежде чем начинать новую тему, нам нужно повторить изученное. И мы подходим к поляне “Разминка”.

1. “Корректор” - 1 ученик у доски. Исправь ошибки в тексте.

Облители листя склёна,

Клён отхолода дражит.

На дарожке убалкона

Залотой кавёр лижит.

2. “Путаница” - 2 ученик у доски.

Подбери к слову схему. Соедини их линией.

3. “Третий лишний” - 3 ученик у доски.

Что объединяет записанные слова? Какое из них лишнее? Подчеркни это слово.

а) Рисунок, рисовый, зарисовка.

б) Чудесный, местный, опасный.

в) Тяжёлый, позвонил, берёза.

4. Синтаксический разбор предложения.

Все выполняют в тетради.

Один ученик записывает предложение на доске. По полям и по долинам дождик хлынул проливной.

Молодцы! Все справились с заданиями. Наш путь продолжается дальше. Дорога привела нас к реке Слов. Нам нужно перейти мост. Для этого надо разгадать кроссворд.

Один ученик работает у доски.

Догадайтесь, о чём идёт речь, и замените одним словом.

  1. Надпись на письме с указанием места назначения и получателя. (Адрес)
  2. Учреждения, где хранятся и выдаются книги для общественного пользования. (Библиотека)
  3. Мера длины, равная тысяче метров. (Километр)
  4. Человек, совершающий подвиг. (Герой)
  5. Всеядная птица, серая с чёрным. (Ворона)
  6. Листы бумаги, на которых печатаются сообщения о событиях в стране и за рубежом. Чаще всего это ежедневное издание. (Газета)
  7. Ящичек для ручек, карандашей. (Пенал)
  8. Человек, совершающий поездку на поезде, самолёте или ином виде транспорта. (Пассажир)
  9. Двенадцатая часть года. (Месяц)

- Посмотрите! Какое слово у нас получилось?

Тема сегодняшнего урока - “Склонение имён существительных”. Мы пришли к озёру Склонение.

- Что же такое склонение? (Склонение – это изменение имён существительных по падежам.)

- Посмотрим, как вы помните падежи и вопросы к ним.

Работа по учебнику: упражнение №109. Просклонять имена существительные по вариантам: ученик, звонок.

Двое учащихся работают у доски, остальные учащиеся выполняют в тетрадях.

Проверка задания.

- Хорошо! Молодцы! Вспомнили все падежи и вопросы к ним. Незнайка доволен вами.

- Как же определить падеж существительных в предложении?

-Обратимся к памятке на странице 53 (читают).

- Теперь попробуем определить падежи имён существительных в предложении.

Работа с упражнением №111 (устно).

- Прочитайте стихотворение. Из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о золотой рыбке”).

Читают предложения по строчкам, ищут выделенное слово, определяют падеж.

- Какое выделенное слово?

- Как определить падеж?

- Хорошо! Справились с заданием. Недалеко от озера “Склонение” находится лес “Здоровье”. Давайте немного отдохнём в нём.

Физминутка “Листочки”.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.

- Итак, продолжаем наш путь. Недалеко от леса мы видим поляну “Письмо по памяти”.

- Теперь проверим, какая у вас память.

Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи, лежат, как ковёр.

Перед записью уточняется смысл слова поблёкнуть (потерять яркость), написание слов жёлты, ещё.

- Найдите имена существительные. В каком числе они стоят?

- Вот мы пришли в село “Предложений”. Вам надо составить предложения из данных слов (упражнение №110).

- Определите падеж имён существительных.

- Молодцы, ребята! Все справились с заданиями.

Вот и закончилось наше путешествие. Давайте подведём итоги:

- Что вам понравилось на уроке?

- Что было трудно?

- Запишите домашнее задание упражнение №112, страница 53 памятку учить.

Объяснение домашнего задания.

Оценки за урок.

Незнайка остался доволен вами. Он прощается с вами и уходит в свою сказку.