Цели урока:
- Научить склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе; учить распознавать падежи.
- Развивать познавательную активность учащихся, память.
- Воспитывать культуру поведения.
Оборудование: карта с маршрутом, кроссворд, сказочный герой Незнайка.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Ребята сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой Незнайка. Он приглашает вас отправиться с ним в путешествие.
В пути вас ждут разные препятствия. Для того, чтобы преодолеть эти препятствия надо быть дружными, хорошо вести себя и помогать друг другу.
Итак, отправляемся в путь!
Перед нами гора Чистописания. Нам надо её перейти. Возьмите в руки ручки и напишите безотрывно, соблюдая одинаковую высоту и одинаковое расстояние между элементами.
Ветер листья осенние носит,
Словно письма от птиц и зверей
Осень, щедрая русская осень,
У моих постучалась дверей.
- Найдите в этих предложениях имена существительные и обозначьте их.
- Что такое имя существительное?
- Мы начинаем большую тему “Имя существительное”. Будем повторять род, число, склонение. Но прежде чем начинать новую тему, нам нужно повторить изученное. И мы подходим к поляне “Разминка”.
1. “Корректор” - 1 ученик у доски. Исправь ошибки в тексте.
Облители листя склёна,
Клён отхолода дражит.
На дарожке убалкона
Залотой кавёр лижит.
2. “Путаница” - 2 ученик у доски.
Подбери к слову схему. Соедини их линией.
3. “Третий лишний” - 3 ученик у доски.
Что объединяет записанные слова? Какое из них лишнее? Подчеркни это слово.
а) Рисунок, рисовый, зарисовка.
б) Чудесный, местный, опасный.
в) Тяжёлый, позвонил, берёза.
4. Синтаксический разбор предложения.
Все выполняют в тетради.
Один ученик записывает предложение на доске. По полям и по долинам дождик хлынул проливной.
Молодцы! Все справились с заданиями. Наш путь продолжается дальше. Дорога привела нас к реке Слов. Нам нужно перейти мост. Для этого надо разгадать кроссворд.
Один ученик работает у доски.
Догадайтесь, о чём идёт речь, и замените одним словом.
- Надпись на письме с указанием места назначения и получателя. (Адрес)
- Учреждения, где хранятся и выдаются книги для общественного пользования. (Библиотека)
- Мера длины, равная тысяче метров. (Километр)
- Человек, совершающий подвиг. (Герой)
- Всеядная птица, серая с чёрным. (Ворона)
- Листы бумаги, на которых печатаются сообщения о событиях в стране и за рубежом. Чаще всего это ежедневное издание. (Газета)
- Ящичек для ручек, карандашей. (Пенал)
- Человек, совершающий поездку на поезде, самолёте или ином виде транспорта. (Пассажир)
- Двенадцатая часть года. (Месяц)
- Посмотрите! Какое слово у нас получилось?
Тема сегодняшнего урока - “Склонение имён существительных”. Мы пришли к озёру Склонение.
- Что же такое склонение? (Склонение – это изменение имён существительных по падежам.)
- Посмотрим, как вы помните падежи и вопросы к ним.
Работа по учебнику: упражнение №109. Просклонять имена существительные по вариантам: ученик, звонок.
Двое учащихся работают у доски, остальные учащиеся выполняют в тетрадях.
Проверка задания.
- Хорошо! Молодцы! Вспомнили все падежи и вопросы к ним. Незнайка доволен вами.
- Как же определить падеж существительных в предложении?
-Обратимся к памятке на странице 53 (читают).
- Теперь попробуем определить падежи имён существительных в предложении.
Работа с упражнением №111 (устно).
- Прочитайте стихотворение. Из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о золотой рыбке”).
Читают предложения по строчкам, ищут выделенное слово, определяют падеж.
- Какое выделенное слово?
- Как определить падеж?
- Хорошо! Справились с заданием. Недалеко от озера “Склонение” находится лес “Здоровье”. Давайте немного отдохнём в нём.
Физминутка “Листочки”.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
- Итак, продолжаем наш путь. Недалеко от леса мы видим поляну “Письмо по памяти”.
- Теперь проверим, какая у вас память.
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи, лежат, как ковёр.
Перед записью уточняется смысл слова поблёкнуть (потерять яркость), написание слов жёлты, ещё.
- Найдите имена существительные. В каком числе они стоят?
- Вот мы пришли в село “Предложений”. Вам надо составить предложения из данных слов (упражнение №110).
- Определите падеж имён существительных.
- Молодцы, ребята! Все справились с заданиями.
Вот и закончилось наше путешествие. Давайте подведём итоги:
- Что вам понравилось на уроке?
- Что было трудно?
- Запишите домашнее задание упражнение №112, страница 53 памятку учить.
Объяснение домашнего задания.
Оценки за урок.
Незнайка остался доволен вами. Он прощается с вами и уходит в свою сказку.