Цели урока:
- Познакомиться с особенностями состояния организма будущей матери (питание, физическая активность), с факторами, влияющими на внутриутробное развитие ребенка (курение, алкоголь, наркотики).
- Рассмотреть возрастные особенности ребенка и уход за ним в первые недели жизни.
Задачи:
- Формировать представление о природном предназначении женщины.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и ответственность за здоровье будущего ребенка, культуру здоровой семьи.
- Познакомить с факторами, влияющими на внутриутробное развитие ребенка (курение, алкоголь, наркотики), с особенностями состояния организма будущей матери (питание, физическая активность).
- Формировать умение интегрировать знания из других образовательных областей, находить, осмысливать и обобщать информацию из разных источников.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал приложение №1, карточки-задания для самостоятельной работы приложение №2. Для практической части урока: кукла, пеленка, подгузник, памперс, “кенгуру”.
Тип урока: комбинированный.
Формы обучения: индивидуальная и фронтальная.
Методы обучения: постановка проблемного вопроса, рассказ учителя, презентации учащихся по предложенным темам, наглядность, создание ситуации эмоциональных переживаний, практикум “пеленание ребенка”, обобщение и закрепление полученных знаний в виде самостоятельной работы по карточкам.
Межпредметные связи: биология, информатика.
ПЛАН УРОКА
- Приветствие. Вступительное слово учителя (5 мин.), постановка проблемного вопроса "Почему заботиться о здоровье ребенка следует начинать задолго до его рождения?"
- Доклад-презентация "Как должна питаться будущая мама", (7 мин., Rf 3 мин.); ученицы, слушая рассказ, заполняют карточки приложение №1)
- Доклад-презентация "Ни капли спиртного будущей маме", (7 мин., Rf 3 мин.).
- Доклад-презентация "Ох, уж эта сигарета!", (7 мин., Rf 3 мин.).
- Доклад-презентация "Да здравствует гимнастика!", (7 мин., Rf 3 мин.).
- Рассказ учителя, постановка проблемного вопроса "Какой вид кормления полезнее для ребенка, каково ваше мнение?", (5 мин.)
- Рассказ учителя + практикум “пеленание”, (10 мин.)
- Рассказ учителя “Восстановление брюшной мускулатуры”, (10 мин.)
- Вывод урока "Почему заботиться о здоровье ребенка следует начинать задолго до его рождения?", фронтальный опрос, (5 мин.)
- Самостоятельная работа по карточкам приложение №2, подведение итогов, выставление оценок за устные доклады, (15 мин.)
КОНСПЕКТ УРОКА
Слайд № 1. Приветствие. Вступительное слово. (5 мин.)
Слайд № 2. Тема сегодняшнего урока "Младенец", но прежде чем начать разговор о младенце, я думаю, сначала следует поговорить о том, какой образ жизни должна вести будущая мама, если она хочет, чтобы у нее родился здоровый ребенок.
Как должна питаться будущая мама? Насколько активно она может двигаться? Можно ли курить и употреблять спиртные напитки? Ответы на эти вопросы мы сейчас услышим от наших докладчиков.
Доклад ученицы "Как должна питаться будущая мама" (Задание: прослушав доклад, вам необходимо заполнить таблицу приложение 1, которая составит часть конспекта и поможет в написании самостоятельной работы в конце урока (слайд № 3). Подумайте над вопросом: "Почему заботиться о здоровье ребенка следует начинать задолго до его рождения?".
Слайд № 4 (Задание: из примерного меню вы видите, какие продукты предпочтительнее и, пользуясь знаниями, полученными на биологии, сможете сами выделить микроэлементы, которыми данные блюда богаты), (7 мин, Rf 3 мин.)
Витамины и микроэлементы | Характеристика | Содержание в продуктах |
Витамин А | Способствует размножению клеток и их росту, повышает сопротивляемость организма к инфекциям. | Сливочное масло, яичный желток, морковь |
Витамин С | Необходим для правильного роста и развития, в организме не синтезируется | Свежие овощи, фрукты, ягоды, особенно много в черной смородине. |
Витамин Е | Способствует развитию половых клеток, процессу оплодотворения, необходим для роста беременной матки. При его недостатке возможны самооборты. | Растительные масла, салатные овощи. |
Витамин Д | Способствует усвоению кальция в организме, образуется под действием ультрафиолетовых лучей. | Рыбий жир, морепродукты. |
Витамины группы В | Способствует лучшему усвоению кальция в организме, развитию нервной системы, ЖКТ, мышечного тонуса. | Печень, почки, мясо, рыба, дрожжи. |
Витамины группы К | Принимают участие в свертывании крови и моторике кишечника | Витаминные препараты |
Кальций | Принимают участие в строении скелета | Молочные продукты |
Йод | Способствует хорошему функционированию щитовидной железы | Морская капуста, салат листовой |
Железо | Способствует улучшению кроветворения | Печень, мясо, яблоки |
- Доклад ученицы "НИ КАПЛИ СПИРТНОГО БУДУЩЕЙ МАМЕ", (7 мин., Rf 3 мин.).
- Доклад ученицы "ОХ, УЖ ЭТА СИГАРЕТА!", (7 мин., Rf 3 мин.)
- Доклад ученицы "ДА ЗДРАВСТВУЕТ ГИМНАСТИКА!", (7 мин., Rf 3 мин.)
Рассказ учителя. Но вот, наконец, ребенок родился (слайд№ 5) и теперь не стоит ждать передышки: начинается каждодневный труд в виде ухода и кормления. Но и на долю новорожденного выпадает немало испытаний: появились свет и тьма, тепло и холод, возникают голод и ощущение сытости, звуки, запахи, вкус. Ребенок самостоятельно должен сосать и проглатывать пищу, переваривать ее и выводить ненужные вещества. Все новое, все совершенно иное, чем было до сих пор.
Новорожденного нельзя назвать милым, привлекательным; нельзя ожидать от него каких-то проявлений любви. Так же и мать не способна полюбить ребенка по взмаху волшебной палочки, лишь только он родился.
Поведение новорожденного случайно и непредсказуемо: он может кричать, требуя еды каждые полчаса, а потом вдруг заснуть и проспать без еды шесть часов подряд. Не пришло в норму и пищеварение.
Пока что новорожденный больше похож на сверток – такой он и есть в свои первые дни жизни. Вся забота о нем пока лишь сводится к тому, чтобы накормить, как только проголодается; заворачивать его в пеленки, чтобы ему не было холодно; разговаривать с ним, улыбаться ему и не тормошить зря. Если у ребенка мирное настроение, значит, вы сделали все, как нельзя лучше.
А теперь пришло время поговорить о том, как правильно ухаживать за младенцем в первые недели его жизни.
Наверное, вы не раз слышали и читали различные мнения о том, какой вид кормления полезнее (слайд № 6), а может быть удобнее для ребенка и его матери. Каково ваше мнение на этот счет?
Материнское молоко содержит все важные питательные вещества, необходимые для того, чтобы новорожденный мог развиваться здоровым. Минеральные вещества, белки, жиры находятся в молоке в таком соотношении, в котором они особенно хорошо усваиваются пищеварительной системой младенца, поэтому у таких детей меньше проблем с пищеварением, и они меньше страдают аллергическими реакциями, а иммунные вещества, содержащиеся в материнском молоке, позволяют ребенку противостоять различным инфекциям. Ребенок может сам решать как много и часто он хочет есть.
Эмоциональная связь, которая возникает между ребенком и матерью во время кормления не сравнима ни с каким другим ощущением и является тонким душевным переживанием, к которому подключаются все органы чувств.
Кормление грудью оказывает положительное воздействие не только на младенца, оно способствует также здоровью матери.
Ребенок (слайд № 7) требует каждодневной заботы и ухода, которые пока сводятся к тому, чтобы вовремя его накормить, перепеленать, обработать незажившую пуповину и складочки на коже во избежание опрелостей. Брать ребенка на руки следует с большой осторожностью, ведь у него еще не окрепли кости и мышцы, и он не может сам держать голову. Поднимать ребенка следует, взяв его подмышки, одновременно поддерживая за голову, шею и верхнюю часть спины. Отрывать от поверхности следует медленно, чтобы ребенка не напугать и дать ему понять, что его хотят взять на руки.
Во время пеленания ребенка желательно каждый раз обрабатывать пупочную рану перекисью водорода или зеленкой (примерно через 14 дней остаток пуповины засыхает и отпадает сам, до полного ее заживления проходит около полутора месяцев).
При пеленании желательно пользоваться подгузниками __ это кусок мягкой ткани, сложенной косынкой. Ребенка кладут на подгузник и пропускают ему между ног нижний угол подгузника, далее оборачивают боковые концы вокруг живота ребенка. Затем заворачивают ребенка в основную пеленку. Такой способ обеспечивает большую гигиеничность, позволяет быстрее и качественнее прополоскать грязные пеленки. Наряду с "бабушкиным" методом пеленания существует, как может показаться на первый взгляд, более удобный и быстрый __ это использования подгузников промышленного производства (памперсы). Однако не следует злоупотреблять ими; при всей видимой простоте и удобстве, дети, приученные к таким подгузникам, хуже привыкают к горшку, чаще страдают от опрелостей и аллергических проявлений на коже. Все хорошо в меру – такой подгузник удобно использовать, собираетесь идти на прогулку, в гости или в поликлинику.
К ежедневному уходу относится также обработка глаз и носа. Глаза протирают ватными тампончиками, смоченными в кипяченой воде (или специальном растворе, если глаза гноятся). Глаза протирают в направлении от наружного уголка к внутреннему, каждый глаз отдельным тампоном. Нос чистят с помощью ватных турунточек (ни в коем случае не ватными палочками, ими можно поранить ребенку нос); для этого небольшие кусочки ваты скручивают в жгутики и как бы ввинчивают в каждый носовой проход.
Купание (слайд № 8) является поначалу для многих родителей проблемой, так как они боятся, что малыш может выскользнуть из рук и упасть в воду. Чтобы купание действительно доставляло удовольствие ребенку, и не было мукой для родителей, необходимо освоить несложные приемы, позволяющие надежно удерживать малыша во время купания, и, одновременно, дать ему возможность достаточно свободно двигаться. Левой рукой охватывается левое плечо ребенка. Большой палец находится на плече, ладонь поддерживает спину, а голова ребенка лежит на предплечье. Правая рука под ягодицами. Ребенка постепенно опускают в воду. При мытье задействована правая рука, левая крепко держит ребенка. При вынимании правая рука снова подводится под ягодицы, ребенка слегка покачивают, затем медленно вынимают из воды. Если ребенок хорошо переносит купание, то для разнообразия его можно купать в положении на животе.
Обратите внимание на снимки, как вы думаете, какой смысл кроется в том, что здесь изображен младенец, которого купает папа?
Почти для всех детей является особенным удовольствием, если отец или мать купаются вместе с ними в ванной.
В каждодневном уходе за ребенком (слайд № 9) не следует забывать и о себе: несколько дней на то, чтобы привыкнуть к изменениям, произошедшим в жизни и "Да здравствует физкультура!" Во время беременности мышцы живота очень сильно растягиваются, и на их восстановление потребуется немало терпения и регулярных физических упражнений. На этом слайде показаны несколько упражнений, которые помогут мышцам живота восстановить прежнюю форму.
Вы познакомились с факторами, влияющими на внутриутробное развитие ребенка, назовите их; какие последствия могут быть?
Задание: Вам необходимо письменно ответить на два вопроса по данной теме (приложение № 2) и сделать вывод "Почему заботиться о здоровье ребенка следует начинать задолго до его рождения?", это будет ваш ответ на третий вопрос.
Подведение итогов, выставление оценок за устные доклады.