Тема урока: "Правописание окончаний имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе. Правильно писать окончания прилагательных.

Оборудование:

1) диск с презентацией;

2) карточки с тестом;

3) фрукты: яблоко, слива, лимон.

Ход урока

- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы отправимся в “кругосветное путешествие”.

- Вспомните, какие материки вы знаете?

I. Работа с тестом

- Сейчас вы должны узнать, на чём мы отправимся в путешествие. Для этого надо правильно выполнить тестовую работу.

- Возьмите карточку с цифрами. Я буду читать предложения, а вы, если согласны с этим утверждением, обведите цифру кружком, если нет, зачеркните её. Затем номера правильных ответов последовательно соедините.

Тест:

1) Имя прилагательное “добрая” согласуется с существительным шимпанзе.

2) Имена прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие?

3) Имя прилагательное “круглое” определяет имя существительное “зеркало” по форме.

4) Имена прилагательные согласованы с именем существительным в роде, числе, падеже.

5) В устойчивом словосочетании “вывести на … воду” пропущено прилагательное “тёплую”.

6) Имена прилагательные чаще всего в предложении бывают определением.

7) Имя прилагательное “стеклянный” определяет имя существительное “стакан” по материалу.

8) Имена прилагательные чаще всего являются главными членами предложения.

9) Имена прилагательные обозначают признаки предметов.

- Какой рисунок получился? Проверте выполнение задания по экрану.

III. Повторение окончаний имен прилагательных.

Внимание на экран.

- К путешествию вы готовы. Но неожиданно испортилась погода. Мы сможем отправиться в путь, если разгоним тучи.

Тёплая погода
Лёгкий ветерок
Спокойное море
Широкие паруса

- Подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные

- Что вы можете сказать о первом прилагательном?

- Что вы можете сказать о втором, третьем, четвёртом прилагательном?

- Какой частью речи являются слова первого столбика?

III. Америка.

Внимание на экран:

- Вы, наверное, знаете, что многие культурные растения были привезены к нам из Америки.

На экране написаны названия некоторых растений. Древние индейцы называли их так:

Землян… яблоко – (картофель)
Золотист… шар – (помидор)
Шоколадн… дерево – (какао)

- Попробуйте догадаться, что это за растения. Напишите современные названия растений рядом.

- У имен прилагательных напишите окончания. Объясните их написание.

- Почему так назвали эти растения?

- Объясните орфограммы.

- Разберите по составу имена прилагательные:

земляное, золотистый, шоколадное.

- Какое значение имеет суффикс “ист”?

IV. Африка

- Какую самую большую пустыню Африки вы знаете? (Сахара)

- Прочитайте, как описывает пустыню Николай Сладков.

“Пустыня – это жёлтое и голубое. Пески и небо. Земля, опалённая солнцем.

Всюду сугробы золотого песка – барханы. Топкие болота, засыпанные белой солью – солончаки. Кусты, похожие на шапки колючей проволоки. Цветы, протыкающие пальцы шипами. Камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары.

Земля без земли. Текучее море песков, зыбкие волны песчаных барханов. Страна солнечного огня”.

- Почему пустыня – это “желтое и голубое”?

- Что такое барханы?

- А что такое солончаки?

- Почему пустыня – “страна солнечного огня”?

Внимание на экран:

- Прочитайте словосочетания. Распределите их на три группы. Допишите окончания.

Золот… песок

Голуб… небо

Колюч… куст

Неприхотлив… животное

Жарк… погода

Суров… жизнь

Песчан… барханы

- Какое слово лишнее? Почему?

- На какие три группы можно разделить словосочетания

V. Антарктида

- Перед вами самый холодный материк Земли, символом которого является пингвин.

- От вторых существительных образуйте имена прилагательные и соедините их с первым существительным.

Полюс на юге – южный полюс.

Глыба из снега – снежная глыба.

Дно с камнями – каменистое дно.

Гора изо льда – ледяная гора.

- Как образовали эти прилагательные?

- Каким способом?

- Объясните орфограммы.

- К какому прилагательному можно подобрать антонимы? (южный – северный)

1) Найдите лишнее словосочетание.

Подводный айсберг (неживая природа)

Белый медведь (живут на северном полюсе)

Полярная чайка (ж. р.)

Неуклюжий пингвин

2) Подберите синоним к слову “неуклюжий” (нескладный, мешковатый, неловкий, неповоротливый) .

VI. Австралия

- Какое животное является символом этого материка?

- Что вы знаете о кенгуру?

- В каком роде вы будете употреблять прилагательные в словосочетании со словом “кенгуру”?

- Почему?

(иностранные слова, обозначающие животных, обычно мужского рода) : огромный шимпанзе, розовый фламинго.

- Составьте предложения со словом “кенгуру”. В предложении должно быть имя прилагательное.

Например: Маленький кенгуру быстро передвигается прыжками.

Синтаксический разбор.

VII. Азия

Мир растений и животных Азии поражает богатством и разнообразием.

В Азии очень хорошо приспособились к климатическим условиям известные нам фрукты.

А сейчас мы поиграем в игру.

“Отгадай, какой фрукт”

Один человек из команды с закрытыми глазами ощупывает фрукт и описывает его. Команда должна отгадать, какой фрукт спрятан в корзине (яблоко, лимон, слива) .

- Какую часть речи использовали для описания фрукта?

Внимание на экран:

- Запишите существительные “яблоко”, “лимон”, “слива” вместе с подходящими прилагательными.

Красное яблоко

Кислый лимон

Сладкая слива

- Какие окончания вы написали? Почему?

VIII. Европа

- Нам пора возвращаться домой.

- А в какой части света мы живём?

- Да, часть России, где находится наш город, принадлежит Европе.

- Какое дерево является символом России?

Берёза – любимое дерево русского народа. Ни об одном дереве не сложено столько стихов песен, сколько о березе.

Внимание на экран.

Берёза – (любимое) дерево русского народа.

Ствол у берёзы (стройный, изящный) , кора (белоснежная, серебристая) . (Длинные, тонкие) ветви, словно (зелёные) гирлянды, низко свешиваются к земле.

(Шелковистые, душистые) листочки ласкают наш взгляд.

Берёза – (прекрасное) дерево.

- Какие окончания вы написали у имени прилагательных?

- Объясните написание.

IX. Игра.

- Путешествие подошло к концу. Проверим, как усвоили написание окончаний имён прилагательных. Поиграем в игру. Соедините окончания имени прилагательного с родом.

X. Итог урока.

- Продолжите мою мысль. Сегодня на уроке мы …

Приложение 1