Цель: развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе. Правильно писать окончания прилагательных.
Оборудование:
1) диск с презентацией;
2) карточки с тестом;
3) фрукты: яблоко, слива, лимон.
Ход урока
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы отправимся в “кругосветное путешествие”.
- Вспомните, какие материки вы знаете?
I. Работа с тестом
- Сейчас вы должны узнать, на чём мы отправимся в путешествие. Для этого надо правильно выполнить тестовую работу.
- Возьмите карточку с цифрами. Я буду читать предложения, а вы, если согласны с этим утверждением, обведите цифру кружком, если нет, зачеркните её. Затем номера правильных ответов последовательно соедините.
Тест:
1) Имя прилагательное “добрая” согласуется с существительным шимпанзе.
2) Имена прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие?
3) Имя прилагательное “круглое” определяет имя существительное “зеркало” по форме.
4) Имена прилагательные согласованы с именем существительным в роде, числе, падеже.
5) В устойчивом словосочетании “вывести на … воду” пропущено прилагательное “тёплую”.
6) Имена прилагательные чаще всего в предложении бывают определением.
7) Имя прилагательное “стеклянный” определяет имя существительное “стакан” по материалу.
8) Имена прилагательные чаще всего являются главными членами предложения.
9) Имена прилагательные обозначают признаки предметов.
- Какой рисунок получился? Проверте выполнение задания по экрану.
III. Повторение окончаний имен прилагательных.
Внимание на экран.
- К путешествию вы готовы. Но неожиданно испортилась погода. Мы сможем отправиться в путь, если разгоним тучи.
Тёплая погода Лёгкий ветерок Спокойное море Широкие паруса
- Подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные
- Что вы можете сказать о первом прилагательном?
- Что вы можете сказать о втором, третьем, четвёртом прилагательном?
- Какой частью речи являются слова первого столбика?
III. Америка.
Внимание на экран:
- Вы, наверное, знаете, что многие культурные растения были привезены к нам из Америки.
На экране написаны названия некоторых растений. Древние индейцы называли их так:
Землян… яблоко – (картофель) Золотист… шар – (помидор) Шоколадн… дерево – (какао)
- Попробуйте догадаться, что это за растения. Напишите современные названия растений рядом.
- У имен прилагательных напишите окончания. Объясните их написание.
- Почему так назвали эти растения?
- Объясните орфограммы.
- Разберите по составу имена прилагательные:
земляное, золотистый, шоколадное.
- Какое значение имеет суффикс “ист”?
IV. Африка
- Какую самую большую пустыню Африки вы знаете? (Сахара)
- Прочитайте, как описывает пустыню Николай Сладков.
“Пустыня – это жёлтое и голубое. Пески и небо. Земля, опалённая солнцем.
Всюду сугробы золотого песка – барханы. Топкие болота, засыпанные белой солью – солончаки. Кусты, похожие на шапки колючей проволоки. Цветы, протыкающие пальцы шипами. Камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары.
Земля без земли. Текучее море песков, зыбкие волны песчаных барханов. Страна солнечного огня”.
- Почему пустыня – это “желтое и голубое”?
- Что такое барханы?
- А что такое солончаки?
- Почему пустыня – “страна солнечного огня”?
Внимание на экран:
- Прочитайте словосочетания. Распределите их на три группы. Допишите окончания.
Золот… песок
Голуб… небо
Колюч… куст
Неприхотлив… животное
Жарк… погода
Суров… жизнь
Песчан… барханы
- Какое слово лишнее? Почему?
- На какие три группы можно разделить словосочетания
V. Антарктида
- Перед вами самый холодный материк Земли, символом которого является пингвин.
- От вторых существительных образуйте имена прилагательные и соедините их с первым существительным.
Полюс на юге – южный полюс.
Глыба из снега – снежная глыба.
Дно с камнями – каменистое дно.
Гора изо льда – ледяная гора.
- Как образовали эти прилагательные?
- Каким способом?
- Объясните орфограммы.
- К какому прилагательному можно подобрать антонимы? (южный – северный)
1) Найдите лишнее словосочетание.
Подводный айсберг (неживая природа)
Белый медведь (живут на северном полюсе)
Полярная чайка (ж. р.)
Неуклюжий пингвин
2) Подберите синоним к слову “неуклюжий” (нескладный, мешковатый, неловкий, неповоротливый) .
VI. Австралия
- Какое животное является символом этого материка?
- Что вы знаете о кенгуру?
- В каком роде вы будете употреблять прилагательные в словосочетании со словом “кенгуру”?
- Почему?
(иностранные слова, обозначающие животных, обычно мужского рода) : огромный шимпанзе, розовый фламинго.
- Составьте предложения со словом “кенгуру”. В предложении должно быть имя прилагательное.
Например: Маленький кенгуру быстро передвигается прыжками.
Синтаксический разбор.
VII. Азия
Мир растений и животных Азии поражает богатством и разнообразием.
В Азии очень хорошо приспособились к климатическим условиям известные нам фрукты.
А сейчас мы поиграем в игру.
“Отгадай, какой фрукт”
Один человек из команды с закрытыми глазами ощупывает фрукт и описывает его. Команда должна отгадать, какой фрукт спрятан в корзине (яблоко, лимон, слива) .
- Какую часть речи использовали для описания фрукта?
Внимание на экран:
- Запишите существительные “яблоко”, “лимон”, “слива” вместе с подходящими прилагательными.
Красное яблоко
Кислый лимон
Сладкая слива
- Какие окончания вы написали? Почему?
VIII. Европа
- Нам пора возвращаться домой.
- А в какой части света мы живём?
- Да, часть России, где находится наш город, принадлежит Европе.
- Какое дерево является символом России?
Берёза – любимое дерево русского народа. Ни об одном дереве не сложено столько стихов песен, сколько о березе.
Внимание на экран.
Берёза – (любимое) дерево русского народа.
Ствол у берёзы (стройный, изящный) , кора (белоснежная, серебристая) . (Длинные, тонкие) ветви, словно (зелёные) гирлянды, низко свешиваются к земле.
(Шелковистые, душистые) листочки ласкают наш взгляд.
Берёза – (прекрасное) дерево.
- Какие окончания вы написали у имени прилагательных?
- Объясните написание.
IX. Игра.
- Путешествие подошло к концу. Проверим, как усвоили написание окончаний имён прилагательных. Поиграем в игру. Соедините окончания имени прилагательного с родом.
X. Итог урока.
- Продолжите мою мысль. Сегодня на уроке мы …