Цели урока:
- систематизация и обобщение знаний учащихся по теме;
- развитие логического мышления, аргументированной математической речи;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание честности во время взаимоконтроля.
Оборудование: сигнальные карточки, иллюстрации правил, тесты, раздаточный материал для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему урока и цель урока.
II. Проверка теоретического материала взаимопроверкой.
Первый вариант – “ученики”.
Второй вариант – “учителя”.
На доске иллюстрации.
Вопрос 1.
- Подумайте, иллюстрацией какого правила мог бы послужить следующий рисунок?
- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
Вопрос 2.
- Иллюстрацией какого правила мог бы послужить следующий рисунок?
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
Вопрос 3.
- Иллюстрацией какого правила мог бы послужить следующий рисунок?
- Сформулируйте правило вычитания двух чисел.
Дать ответ вслух. Как оценили ответ отвечающих?
III. Устная работа с сигнальными карточками.
1) а) назвать знаки;
-17 + (-2,5);
-);
20 + (-8);
-10,25 + 0;
-5- (-1);
10-(-2,5);
б) ответ.
2) Модуль каких чисел равен
6; 3,5; 0; (-5).
3) Чему равно расстояние между точками:
А (0) и В(1);
С(-10) и D (1);
М(-5) и N (-10).
IV. Тестирование.
Учащимся раздаются тесты на 2 варианта.
Вариант 1.
Какие из равенств верны?
а) |3| = 3
б) |-3|= 3
в) |-3|= -3
А В С Д б, в а, в а, б среди ответов нет правильного 2. Верно ли расположены в порядке возрастания числа 0; -5; 3?
А В да нет 3.Чему равно значение выражения -7 + 7?
А В С Д 14 0 -14 среди ответов нет правильного 4. Найдите: -27 + 7
А В С Д -36 -22 22 среди ответов нет правильного 5. Найдите: -13 – 47
А В С Д -34 50 -50 среди ответов нет правильного
Вариант 2.
Какие из равенств верны?
а) |9| = 9
б) |-9| = 9
в) |-9 | = -9
А В С Д б, в а, в а, б среди ответов нет правильного 2. Верно ли расположены в порядке возрастания числа 0; -6; 4?
А В да нет 3. Чему равно значение выражения -9 + 9 ?
А В С Д 18 0 -18 среди ответов нет правильного 4. Найдите: -37 + 17
А В С Д -54 -44 44 среди ответов нет правильного 5. Найдите: -23 - 67
А В С Д - 44 90 -90 среди ответов нет правильного
Критерии оценки.
- “5” - за все правильно выполненные задания;
- “4” - если допущена одна ошибка;
- “3” - если допущено две ошибки;
- “2” - если допущено более двух ошибок.
V. Работа в тетрадях.
Записывают число, классная работа, тему урока.
Выполняются задания на доске.
а) 4,1 – (-1,8 + 2,5) = 4,1 - 0,7 = 3,4
б) (-3,2 + 60) - 0,8 = 56,8 - 0,8 = 56
в) самостоятельно с последующей проверкой
( -14,5 - 8,5) + 55,5 = - 70,5 + 55,5 = -15
г и д) с места с комментированием
г) (- 1 - 2) - 1= - 4 -1= -5;
д) (- 4+ 3) - 1= (- 4+ 3 ) – 1 = -1 - 1
VI. Самостоятельная работа.
Вариант 1 Вариант 2 1. Выполните действия: а) + а) - б) - 0,81 + 0,66; б) 0,54 + (- 0,83); в) - 5 - 2 в) - 2,3 - 6,2; г) -3 г) 7; 2. Решите уравнение: а) 2,4 + х = - 2,8 а) 7,8 - х = 9,3 б) 18,24 – у = 20 б) 6,7 + у = - 4,3 Дополнительное задание.
Решить уравнение:=5
Тетради сдаются.
VII. Итоги урока.
Задание на дом.
В конце урока ученики рассказывают сказки о положительных и отрицательных числах.
Сказка 1. “Оценка”.
На аккуратно начертанной числовой прямой собрались на совещание разные числа: положительные, отрицательные и нуль. Председателем единогласно был избран нуль. Он стал первым держать речь: “Уважаемые числа, мы собрались здесь для того, чтобы произвести оценку нашим действиям. Я должен отметить, хотя, может, это и нескромно, но от меня ведется отсчет всех чисел, поэтому я и буду давать вам оценку. Справа от меня расположены числа положительные, ничего отрицательного о них не скажешь. Слева – числа отрицательные, в жизни очень плохо быть отрицательным, но нам в математике часто без них не получить положительный ответ. Всяческого одобрения заслуживает модуль, который всегда неотрицательный”.
Сидят числа и раздумывают: “Что стоит оценка нуля?”
Сказка 2. “Жил-был Минус”.
Жил-был Минус. Он был такой добрый и честный, что все его стали звать Плюс. Однажды Семерка отмечала свой день рождения. Мы хотим напомнить, что Семерка родилась в тот день, когда к Пяти прибавили Два. На день рождения собрались все цифры и знаки. Пришел и наш Минус, но семерка его не пустила. Она считала, что Минус никогда не сможет стать Плюсом.
Минус ужасно обиделся на Семерку и отнял у нее знак равенства. Семерка стала громко плакать и кричать: “Что же мне делать? Кто скажет, равна я теперь сумме Двойки и Пятерки или не равна?”
Минус сжалился над Семеркой и вернул ей знак равенства. И день рождения Семерки превратился в настоящий праздник.