“Полноценное эстетическое развитие каждого – это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего гармонического развития личности...” – принцип программы Б.Неменского Воспитательный и образовательный процессы должны быть взаимосвязаны. Уроки изобразительного искусства должны не только знакомить с основами изобразительной грамоты, учить графически правильному изображению. Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать. Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения восприятию искусства учащихся.
В процессе восприятия произведений и последующей практической изобразительной деятельности ребята учатся понимать содержание, смысл изображенного. Видеть, какими средствами художественной выразительности достигается задуманное художником.
Сила искусства также и в том, что оно учит творчески воспринимать окружающую действительность, приучает образно мыслить и вносить элемент творчества в любую деятельность.
В процессе ознакомления с произведениями искусства у школьников формируется художественный вкус, развивается эстетическое восприятие, обогащаются их впечатления, вырабатывается потребность в общении с искусством.
Переход из начальной школы в среднее звено сопряжено со многими трудностями. Это и расширение перечня школьных предметов, и переход к более научному подходу их изучения. Это происходит и с программой по изобразительному искусству. Темы 6-го класса 1 четверти виды изобразительного искусства и основы их образного языка кажутся учащимся сложными, непонятными, а отсюда неинтересными. Необходимо помочь понять языки изобразительного искусства, чтобы ребёнок смог понять чувства автора, воспринять их и пережить как собственные. А формирование собственного отношения к окружающему миру, к добру и злу – это ли не главная задача уроков изобразительного искусства в целом? Когда подросток начинает понимать изобразительный язык того или иного произведения он переживает радость оттого, что он уже понимает содержание и может его оценить эстетически.
Было предположено, что помочь в постижении тайн средств художественной выразительности может игра и игровые ситуации. Разного типа игровые ситуации были включены серию уроков по изучению языков изобразительного искусства. Здесь предложен один из уроков.
Урок: "Основы языка изображения"
Задачи:
- Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве.
- Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве ив жизни.
- Научить понимать специфику языков различных видов изобразительного искусства.
Зрительный ряд:
- Диапозитивы:
1. А. Матисс. Женское лицо;
2. П. Пикассо. Клоун;
3. К. Писсаро. Бульвар Капуцинов;
4. П. Клодт. Кобыла с жеребёнком;
5. П. Клодт. Скульптурная группа на Аничковом мосту;
6. А. Дейнека. Оборона Петрограда;
7. М. Сарьян. Пальма;
8. И. Грабарь. Февральская лазурь;
9. В. Мухина. Крестьянка;
10. В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле;
11. М. Куприянов. Рисунки;
12. М. Сарьян. Цветы;
13. А. Матисс. Натюрморт с бронзой;
14. А. Рылов. В голубом просторе. - Детские работы.
- Карточки-задания.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята! Всегда интересно узнать тайну искусства, тайну мастерства. У каждого художника, музыканта, поэта свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусства. Назовите известные Вам виды искусства.
Учащиеся: Изобразительное искусство; литература; театр.
Учитель: И у каждого искусства есть свои секреты, тайна, свой язык. На каком языке говорит музыка, из чего она состоит?
Учащиеся: Ноты, мелодия.
Учитель: Верно, а литература?
Учащиеся: Это – слово.
Учитель: А на каком языке говорит искусство балета?
Учащиеся: На языке жеста, движения, пластики.
Учитель: Верно. А давайте сейчас и мы с вами
попробуем немного поговорить на языках этих
искусств. Нужно рассказать о лебеде. Первому ряду
это надо сделать на языке литературы, второму
ряду на языке балета, а третьему ряду на языке
рисунка. Подумайте.
Итак, попробуем, кто начнет рассказывать?
Учащиеся: Лебедь белый, у него длинная шея.
Учитель: Все так, но ведь мы говорим на языке искусства. А язык этот могуч – может заставить и плакать, и смеяться. И нужно показать нам этого лебедя, чтобы мы представили, насколько он прекрасен.
Учащиеся: Прекрасный белый лебедь плывет по зеркальной глади озера. Он горделиво выгнул свою стройную шею. Но вот он поднял голову, широко взмахнул крыльями и полетел ввысь, к солнцу.
Учитель: Хорошо, спасибо! А кто попробует
рассказать о лебеде языком балета?
Второй ряд, кто попробует изобразить нам лебедя?
Учащиеся пытаются движениями изобразить лебедя.
Учитель: И посмотрите, пожалуйста, на доску. Третий ряд предложил свой вариант изображения лебедя на языке рисунка. Спасибо! Вот видите, ребята, каждое искусство, как и каждый народ, каждая нация имеет свой язык. Ведь когда мы приходили на балет, мы не ждали, что герои заговорят или запоют.
Учитель: А вот интересно, на каком языке
разговаривают художники: живописцы, графики,
скульпторы?
Выйдите 4 человека к доске: Лена, Оксана, Игорь,
Саша.
Выберите материал для своей работы. Вам задание
– нарисовать яблоко.
Изобразительное искусство тоже имеет свой
особый язык, который нужно знать, чтобы понять,
что хотели показать художники в своем
произведении.
Два вопроса можно задать по отношению к любому
произведению: “Что?” и “Как?”
У наших художников на вопрос “Что?” ответ один. А
вот на вопрос “Как?”, каким языком, средствами
художественной выразительности он пользуется,
мы попробуем ответить. Итак, Лена у нас рисовала
карандашом. При помощи какого языка она показала
нам яблоко?
Учащиеся: При помощи линий.
Учитель: Да, верно, Лена говорит с нами на языке линии. А Игорь?
Учащиеся: У Игоря была пастель, и он сделал цветом.
Учитель: У него множество цвета или одно цветное пятно?
Учащиеся: Цветное пятно.
Учитель: И язык, на котором разговаривал Игорь, это пятно. У Саши был уголь, каким средством художественной выразительности он пользовался?
Учащиеся: У него тоже пятно и ещё штрихи.
Учитель: Верно, у него в рисунке и пятно, и штрихи – языки графики. А у Оксаны?
Учащиеся: У неё много красок, цвета.
Учитель: Оказывается, художник пользуется
различными средствами художественной
выразительности, говорит на различных языках для
передачи своей идеи.
Мы с вами познакомились с четырьмя языками ИЗО.
Давайте же посмотрим, как ими пользуются
художники, и какие есть у художников ещё тайные
средства?
Посмотрите на эту работу, на каком языке говорит
с нами художник? (А. Матисс Женское лицо).
Учащиеся: На языке линии.
Учитель: И что же ещё поразило в этом лице?
Учащиеся: Разлет бровей, овал лица, глаза, изящная линия шеи.
Учитель: А как вы думаете, нужен здесь цвет?
Учащиеся: Нет. Художник сумел одной линией передать прелесть этой девушки.
Учитель: Каков характер линии в этой работе?
Учащиеся: Она плавная, спокойная.
Учитель: А в этой работе? (П. Пикассо "Клоун")
Учащиеся: Здесь линия живая, озорная, веселая.
Учитель: Верно, совсем иная линия и совсем
другой характер изображения.
Большие возможности таит линия, а зачем
художники используют пятно? (К.Писсаро
"Бульвар Капуцинов")
Учащиеся: Чтобы передать что-то обобщенно, силуэтом.
Учитель: Посмотрите на эти две скульптурные работы. Что изобразил художник? (П.Клод Скульптурная группа на Аничковом мосту, Кобыла с жеребенком).
Учащиеся: Изображены лошади. Но как? – первая работа изображает противоборство вставшего на дыбы, рвущегося из узды коня и сильного молодого человека. И объем, художник трактует динамично, взволнованно. Совсем иначе передан объём во второй работе. Каков же его характер здесь?
Учащиеся: Он мягкий, нежный, плавный.
Учитель: Да, у объёма – языка скульптуры тоже есть свой характер: он то, бурный, взволнованный, то озорной, веселый, то нежный, то грустный. А, что такое ритм?
Учащиеся: Это чередование элементов, повтор.
Учитель: Приведите примеры ритма, существующие в природе.
Учащиеся: Это биение сердца, смена дня и ночи, смена времен года.
Учитель: Правильно, но оказывается ритм это
ещё один секрет, которым пользуются художники.
(А.Дейнека Оборона Петрограда.)
Посмотрите на эту работу и сравните ритм верхней
её части и нижней. Какие они и для чего художник
применяет их?
Учащиеся: Внизу четко видно, стройно идут
колоны бойцов. Ритм людей, ритм шагов, ритм
штыков, строгий, чеканный.
Художник показывает нам решимость этого строя,
передает движение. А в верхней части картины
художник показывает усталость, боль людей,
двигающихся с фронта и ритм такой же –
надломленный, усталый.
Учитель: И ещё один секрет. (М.Сарьян Пальма; Грабарь Февральская лазурь.) Перед нами два живописных произведения. Художники-авторы этих работ разговаривают с нами языком цвета. Почему они взялись за краски, что их заинтересовало, поразило? Им, наверное, было интересно настроение, состояние природы. И они выразили свои чувства при помощи цвета. Какой же цвет в первой картине – Сарьяна?
Учащиеся: Это жаркие, знойные цвета.
Учитель: Правильно сочетание цветов – колорит здесь хорошо передает накаленный песок, застывший жаркий воздух, палящее солнце. Теплый, жаркий колорит. А в картине Грабаря?
Учащиеся: Здесь совсем иное настроение. Цвета переливаются холодными оттенками, как в ракушке. Замечательно передает художник морозный зимний день, холодный колорит картины поражает искрящимся снегом, веселыми солнечными зайчиками.
Учитель: Оказывается, и у цвета – языка живописи тоже имеется свой характер, свое настроение. Мы сейчас узнали 5 основных средств художественной выразительности – 5 языков изобразительного искусства. Какие это средства?
Учащиеся: Линия, пятно, ритм, цвет, объём.
Учитель: Как мы из букв составляем слова, так
и художник в произведении с помощью этих средств
рассказывает о своих чувствах. Но редко, когда
художник применяет одно из средств
художественной выразительности, чаще они
выступают вместе. Вот это и предстоит вам
выяснить. Каждый сейчас получит репродукции
произведений искусства. Посмотрите и ответьте на
вопрос: что и как изображает художник. Какими
средствами он пользуется для передачи идеи в
своём произведении (индивидуальная работа по
репродукциям).
К следующему уроку посмотрите репродукции с
картин художников, как они используют средства
художественной выразительности в своих
произведениях.