Цели:
- расширить представления учащихся о зоне степей;
- развивать умения работать с картой и учебником;
- воспитывать культуру общения.
Оборудование:
- атласы,
- карта природных зон России,
- гербарий,
- рисунки с изображением животных,
- карточки для опорного конспекта,
- картина “Степь”.
Форма урока: комбинированный урок
Ход урока
Структурный элемент урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Произнося слова по слогам, учитель
делает хлопки: Я ра-да вас ви-де-ть. На доске написаны варианты характеристики погоды дня |
Дети отвечают: Мы ра-ды вас ви-де-ть. |
Выберите характеристику погоды соответствующую сегодняшнему дню. | Выбирают, читают. | |
Мотивация | Посмотрите на картину “Степи”. “Равнина.
Ни яра, ни пади. |
|
С какой природной зоной познакомимся сегодня на уроке? | Зона степей. | |
Целеполагание | Что бы вы хотели узнать? Сегодня на уроке выясним особенности растительности и животного мира зоны, как деятельность человека влияет на природу степей |
Ответы учащихся. |
Изучение нового материала | Найдите на карте природных зон условный знак зоны степей. Как расположена зона степей по отношению к ранее изученным? | |
Показ на карте: западная граница зоны совпадает с государственной границей России, южная идет на юго-восток по предгорьям гор Кавказа, поднимается на север к городу Волгограду, поворачивает на восток до Уральских гор. Северная граница совпадает с южной границей зоны лесов. В Сибири зона степей расположена отдельными островками | Южнее. | |
Первичное закрепление | Работаем в паре: 1 вариант показывает и
рассказывает о границах зоны, а затем меняетесь
ролями. Сравните ваш показ и оцените показ
товарища. Открыли тетради, записали тему урока. |
1 – показывает границы, 2 – следит. Обмен ролями. Взаимооценка. Работа в тетради. |
Степи Какие природные зоны изучили? Записываем слева в каждую клеточку. (Приложение 1). Как расположена зона степей относительно зоны лесов? Чем отличается поверхность? |
Л Т Лес Ст: - равнина |
|
Если зона степей расположена южнее, то, что можно сказать о высоте Солнца над горизонтом? Нарисуйте справа горизонт и покажите высоту солнца. | Поднимается выше | |
Изучение нового материала | Откройте учебники. Найдите тему “В зоне степей”. Прочитайте 1 абзац. Почему в степи не растут деревья? | |
Какое слово можно написать в опорном конспекте после слова “Равнина”? | Безлесная | |
Прочитайте 2 абзац. Что можно записать в конспект о временах года в зоне степей? | Теплее, суше. Суховеи ливни, пыльные бури |
|
Что можно наблюдать зимой? | ||
Найдите в тексте о почвах. Почему они плодородные? (Если не ответят, то вернуться после изучения растительности) | Почвы – черноземы. | |
Растительность степей. Подготовьте
описание растения, работая в паре по плану: 1. Обрати внимание на листья. Опиши их. 2. Рассмотри стебель. Что ты можешь сказать о нем? 3. Рассмотри корни растения. Расскажи об их длине, количестве. 4. Обрати внимание на цветы и, если есть, плоды. Опиши их. 5. К какой группе относится растение? |
Самостоятельная работа. Рассматривают гербарий, описывают растения, отвечая на вопросы по очереди. Рассказ о тюльпане, полыни, типчаке, ковыле, шалфее. |
|
Закрепление | Расскажите о растениях. (Выставить на
доске). Запишем в опорном конспекте: в левой части - Р |
Работа в тетради Р |
Как назвать одним словом растения, цветущие весной? Какие еще группы можно выделить? | Раннецветущие Разнотравье Злаки |
|
Обобщение | Как растения приспособились к жизни в
степи? Почему рано зацветают тюльпаны, ирисы? Что общего у злаков? |
Л – узкие К – длинные, луковицы. |
Изучение нового материала | Продолжим путешествие. Послушайте стихотворение. О каких группах животных говориться? | Закрыли глаза. Слушают, считают. |
В степи По всей степи – ковыль, по краям – все туман. |
||
Открыли страницу 78-79 Какие группы животных изображены на рисунке? Заслушаем сообщения о животных (список заранее). Почему относительно беден видовой состав? Почему в зоне степей мало крупных животных? Каких животных больше: травоядных или хищников? Почему? |
Звери птицы насекомые пресмыкающиеся Сообщения учащихся. |
|
Закрепление | В правой части напишите букву Ж и перечислите группы животных. | Ж |
Домашнее задание | Дома допишите список с названиями
животных, используя учебник и рассказы
товарищей. Физкультминутка. |
Сайгак, суслик, дрофа, кобылка, журавль, красавка |
Изучение нового материала | Продолжим путешествие. Оказывается, такой степи, что видим на иллюстрациях, почти не осталось. Как вы думаете, почему? | Ответы |
Земли почти все распаханы или используются для выпаса скота. Отступив от последних записей, напишите по середине тетради слово “человек” и обведите его. Какие отрасли хозяйства развиты в зоне степей? | земледелие, животноводство, охота | |
Каковы положительные стороны? Что представляет опасность для животных и растений? Как можно сохранить участки степей? |
||
Запишите с левой стороны:
|
||
С правой стороны: заповедники, охрана, питомники (разведение редких животных). | ||
Обобщение | Найдите в учебнике вывод. Кто не сможет рассказать о зоне степей, используя записи опорного конспекта? |
Читают. Ответы. |
Домашнее задание | Подготовить рассказ о природных взаимосвязях в степи | |
Проверка изученного | Возьмите карточки с рисунками животных, выпишите в тетрадь цифры, под которыми показаны животные степи (приложение 2) | Выписывают. |
Поменялись тетрадями: у вас должны быть выписаны цифры: 21, 24, 26, 31, 34 | Взаимопроверка. Оценки. | |
Поставьте оценку: сколько правильных
ответов – такая оценка. Выполняем графический диктант: если вы согласны с моим утверждением – ставьте +, если не согласны -. |
||
Крайний Север - это ледяная пустыня. В тундре растут ягель, морошка, лиственница. Труднопроходимые хвойные леса называют смешанными. В лесной зоне осадков выпадает больше, чем в степях. Зона степей расположена севернее зоны лесов. Зима в степи длинная, холодная. Ковыль, полынь, брусника, шиповник, тюльпан, - типичные растения степей. |
||
В степях много насекомых. Дрофа не летает. Засухи, пыльные бури затрудняют земледельцев в степи. |
||
Проверим работу. Читаю еще раз, а вы
отвечаете “Д а” или “нет”. Если ответ верный –
обведите его кружочком. Подсчитайте количество правильных ответов, разделите на 2 и получите оценку. |
Самооценка. | |
Рефлексия | Заканчиваем наше путешествие. Оцените
свою работу на уроке. Вам было интересно - нарисуйте на полях тетради солнышко, не очень довольны своей работой на уроке – облачко закрыло часть солнышка, урок не понравился - рисуем тучку. |