Цели:
- познакомить детей с народной игрушкой;
- показать пластичность передачи движений в лепке;
- научить детей лепке из целого куска глины игрушки по замыслу по типу
- народных глиняных игрушек;
- развивать кругозор детей, творческие способности;
- воспитывать эстетическое отношение к предметам;
- воспитывать детей на народных традициях, показывая народное искусство
- нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
I. Орг. момент.
Дыхательная гимнастика для успокоения.
II. Подготовительная работа.
1. Вступительная беседа.
Учитель: Наш урок сегодня необычен. А необычен он тем, что мы побываем на ярмарке.
* Что такое ярмарка?
- звучит русская народная музыка.
Учитель: В городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки у городских белокаменных стен и древних башен каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.
На весенней ярмарке было весело. Яркие игрушки, свист, глашатаи, народный театр с Петрушкой, пляшущий медведь. Все это было на ярмарке-свистунье.
2. Знакомство с народными игрушками.
- А теперь давайте подойдем к одному из прилавков
На прилавке (столе) стоят глиняные игрушки.
Ученик 1.
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары...
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите...
Ученик 2.
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Ученик 3.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Ученик 4.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!
Ученик 5.
Наша барышня в прекрасном
В ярком платье расписном,
Краснощека, круглолица,
Полюбуйся-ка, народ!
3. Сообщение темы и цели урока.
- Понравились ли вам игрушки?
- Из чего сделаны эти игрушки?
* Эти игрушки сделаны из глины в небольшом селе Дымково, и игрушки называются дымковскими.
- А кому из вас захотелось сделать такую игрушку?
- Сегодня на уроке мы будем делать фигурку этой игрушки, а на следующем уроке мы распишем ее по мотиву Дымковской игрушки.
III. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя.
- Посмотрите еще раз на эти игрушки. Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут.
- А для чего нужны дымковские игрушки?
- Выбор фигурок не случаен.
Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами.
- Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.
- Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
- Какую фигурку вам хотелось бы сделать? Почему именно эту?
2. Объяснение порядка лепки игрушки.
- Глина волшебная. Она мягкая, податливая, в добрых, ласковых руках она превращается в интересные фигурки. Каково главное свойство глины?
* Изготовление животных.
Все животные лепились из жгута. Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяя на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали.
- Что мастера прикрепляли к основной форме, чтобы фигурка была выразительной и красивой? (грива, рога, ушки).
* Изготовление барышни.
Барышню лепили иначе. Ее лепили из конусообразной формы вытягиванием глины для головы, а затем прикрепляли дополнительные детали.
3. Работа с учебником.
С. 132 – 135. (учебник Конышевой “Чудесная мастерская” 2 кл.)
- Рассмотрите иллюстрации, выберите игрушку и слепите ее.
На стр.134 показан порядок лепки животного.
4. Самостоятельная работа.
Индивидуальная помощь.
5. Выставка игрушек.
IV. Итог урока.
- Что вы испытали сегодня на уроке при виде такой красоты?
- Как называются игрушки, которые вы сегодня лепили?
- Почему их так назвали?
V. Д/з.
Посмотрите дома в книгах или в библиотеке иллюстрации с изображением дымковских игрушек и выберите рисунок для своей игрушки.