Класс: 3.
Тип: Урок изучения нового материала
Цель: Формирование знаний о технологии создания театральной игрушки.
Задачи:
- Знакомство с понятиями театр, театральная игрушка, с разновидностями театра
- Формирования знания о театральной игрушке и её особенностях, о навыках самостоятельной работы над игрушкой
- Развитие творческого воображения, фантазии, расширение кругозора, воспитание наблюдательности, внимания, аккуратности
Оборудование урока: белая и цветная бумага, карандаши, акварель, ножницы, клей.
Зрительный ряд: ширма, игрушки, изображения персонажей кукольного театра.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
Сегодня мы совершим путешествие в театр. А попадём мы с вами в сказочный мир – театр кукол. А что такое театр кукол? (высказывания детей)
Театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления.
Учитель: Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.
Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас есть везде: в школах, в ДК, в больших семьях, кружках.
Давайте вспомним своё детство. У каждого из вас наверняка был свой кукольный театр. В нём не было ширмы, декораций, специально изготовленных кукол. Он существовал просто в окружающем нас мире и немножко в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Играя в песочнице вы воздвигали крепости, их крутые стены штурмовали оловянные солдатики. В быстрых весёлых ручейках, соревнуясь плавают простейшие бумажные лодочки, но теперь это уже быстроходные шхуны, фрегаты, каравеллы … С этих игр начинается кукольный театр. Игра с предметом.
Самый простейший кукольный театр – это настольный. Где декорации и герои выставляются на столе. Такой театр напоминает оживший детский рисунок.
Учитель: От простейшего театра на столе теперь перейдём к более сложным формам кукольного театра.
По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.
К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.
Напольные в отличии от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей
.
ПЕРЧАТОЧНЫЕ - На Руси издавна существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами – Петрушками, надеваемыми на руку. Основой - туловищем, такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актёра.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой - туловищем, такой куклы служит пальчик. На каждом пальчике создаётся образ персонажа.
ТЕНЕВЫЕ - основой этих кукол является силуэт (показ контурного рисунка)
ТРОСТЕВЫЕ - куклы управляются специальными механизмами с помощью тростей. Основу таких кукол составляет деревянная конструкция-гапит. Трости для управления руками куклы крепятся к её кистям.
МАРИОНЕТКИ - куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.
Учитель: Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно. Но в этом разнообразии есть свои закономерности и прочные связи. Так, из перчаточной куклы родилась в своё время тростевая, а из марионетки – БОЛЬШАЯ НАПОЛЬНАЯ КУКЛА. Внешне эти куклы напоминают “родителей”, только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит “в открытую” один, а чаще всего два исполнителя. Но вот на сцене появились огромные куклы. Большие кукольные головы, огромные ладони, здоровенные ботинки…. И что самое удивительное, кукловодов рядом с ними нет. Но куклы прыгают, танцуют, водят хороводы со зрителями. Это ЛЮДИ-КУКЛЫ. Актёр надевает на себя огромную голову-маску и превращается в живую куклу.
III. Работа над заданием.
Сегодня на уроке мы будем изготавливать головки для перчаточных кукол.
- А к какой группе относятся перчаточные куклы? /к верховым/
Организация рабочего места, повторение правил ТБ при работе с ножницами и клеем.
Последовательност ь работы:
1. Лист расположить вертикально
2. Готовить прямоугольник 140 мм на 60 мм
Из прямоугольника сделать основу – цилиндр
4. Каждый учащийся придумывает своего героя, выделить характерные признаки
5. С помощью дополнительных деталей и раскрашивания, цилиндр превращают в мордашку сказочного героя.
Из полоски бумаги скрутить трубку по размеру указательного пальца, склеить. Надрезать с одной стороны (цветочек). В цилиндре проделать отверстие и вставить трубочку с прорезями. Намазать клеем лепестки и приклеить внутри цилиндра.
IV. Предварительные итоги урока.
При подведении итогов по возможности целесообразно проиграть отрывок сказки “Теремок” с участием лучших работ ребят.
Учитель отмечает тех ребят, чьи работы выразительны, аккуратны, завершены.
Уборка рабочих мест.
V. Итог урока
- Что интересного узнали на уроке про кукольный театр?
Домашнее задание: подготовить материалы для продолжения работы по созданию куклы: ткань, нитки, пуговицы.
Предварительные итоги, т.к. на следующем уроке шьётся перчатка для куклы и завершается работа над ней.