Цели урока. Обобщить знания о написании безударных гласных, парных согласных в корне слова, развивать умение распознавать эти орфограммы, обогатить словарный запас учащихся на морскую тематику, учить применять полученные знания при самостоятельной работе.
Оборудование. Запись шума моря, плакаты-рисунки с изображением кораблей, карта путешествия, силуэты чаек для минутки чистописания, картинки с изображениями овощей к картинному диктанту, предметные рисунки и схемы слов к ним, учебник “Русского языка” Л.М.Зелениной, карточки для индивидуальной работы, карточки с домашним заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте. Садитесь, ребята!
- Внимательно послушайте, что напоминают вам эти звуки? Какие картины вы себе можете представить?
Звучит шум моря. (Запись)
- Что напомнили вам эти звуки? Почему?
Д. Шум моря, плеск волн, крики чаек, свист ветра.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по океану орфографических знаний. Нам понадобятся все наши знания, чтобы справиться с трудностями и неожиданностями путешествия.
2. Минутка чистописания.
- Над морским берегом кружатся чайки. Они принесли нам букву для минутки чистописания. (На силуэтах чаек нарисованы буквы а,г,п,в,с,о,ы,ф,р,ш,у) (Рисунок 1)
- Эта буква обозначает не гласный звук…
- Эта буква обозначает не глухой звук…
- Эта буква непарная по звонкости – глухости…
Д. Мы будем писать букву Р.
- Буква “Р” - на мачте парус
Вдаль плывет небес касаясь.
- Прописываем. Вспомните словарные слова, которые начинаются с этой буквы.
3. Работа со словарными словами.
- Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе и овощами. Отгадайте, какие овощи мы возьмем с собой? Запишите.
Подчеркните буквы, которые надо запомнить. (Картинный диктант)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи. (Капуста)Красная девица
Выросла в темнице,
Люди в руки брали, косы рвали. (Морковь)Ни окошек, ни дверей
Полна горница людей. (Огурец)В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)Под землёй птица гнездо свила,
Яиц нанесла. (Картофель)Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки – дробинки. (Горох)
- Проверяем.
- В каких словах надо запомнить две безударные гласные?
- В каких словах надо запомнить безударную гласную О?
- Какую гласную надо запомнить при написании слова “капуста”?
4. Введение нового словарного слова.
-Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные, теплые дни. А такие дни раньше называли словом “погода”. Когда шел дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье. Сейчас, словом погода называется любое состояние атмосферы.
- Запишите слово “погода”, запомните. Устно составьте родственные слова.
Д. Погодка, погодушка, погожий.
5. Упражнения в постановке ударения.
- Мы в Океане Орфографических знаний. И вдруг…
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят…
-Мы на острове ударения. Его жители не умеют писать, они вышивают слова крестиком. Безударный слог – маленьким, а ударный – большим. Подбери слова к рисункам.
- Прыгалки
- Торт
- Телевизор
- Молоко
- Вилка
- Часы
- Тарелка
- Автобус
Дети соединяют рисунки со схемами слов.
-За выполнение задания от островитян – подарок: вышитый крестиком портрет обезьянки и просьба: “Срочно плыть на остров безударных гласных”. (Рисунок 2)
6. Физминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – моряки!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой “Л” расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
7. Упражнения в написании слов с безударными гласными.
-Мы на острове безударных гласных. Что бы им помочь, вспомните правило, как проверить безударную гласную?
-Поработаем с веерами. Покажите, какую безударную гласную напишите в словах:
столы | земля | листы | плоды |
стрела | нора | мячи |
Дети показывают нужную гласную и объясняют способ проверки.
8. Самостоятельная работа.
- А сейчас трудная задача. Жителей острова захватили в плен злые осьминоги. Вы освобождаете гласные у себя на карточках, а одного капитана вызовем к доске.
1 вариант: К…менистое дно, к…лючий ёрш, м…л…дая чайка.
2 вариант: П…тнистый осьминог, п…л…сатый краб, ск…листый берег.
У доски: М…рской конёк, с…леные брызги, к…товая акула.
9. Работа по учебнику.
- Продолжаем двигаться дальше. На Острове потерявшихся предложений нас встречает Мудрая книга и просит помочь предложениям из упр.111 на странице 94.
10. Упражнения в написании слов с парными согласными.
- Мудрая книга благодарит вас и предлагает посетить Остров парных звонких и глухих согласных. (Рисунок 3)
- На Острове солнечное утро. Чтобы разбудить парные согласные надо их назвать парами по звонкости - глухости.
-Парные согласные любят играть в догонялки в словах. Измени первую букву, чтобы получилось новое слово. (10 слов) (Блеск – плеск, тоска – доска и т.д.)
- В городе на острове есть зоопарк. В него войдут только те, кто правильно напишет названия зверей.
Вот царь зверей могучий лев.
А тут жираф с длиннющей шеей.
Ушастый ёж. Чем не хорош?
Енот – красавец смотрит вниз:
Там потянулась сладко рысь.
Плывет могучий бегемот.
Медведь над озером ревет.
И белый голубь там летает
Он отдохнуть нас приглашает.
11. Диктант.
- Мы продолжаем наше путешествие. Навстречу нашему кораблю приближается ещё один. Да это же пираты! На пиратском корабле плавают все те, кто пишет с ошибками. Пират предлагает записать под диктовку предложение. Старайтесь, чтобы не было ошибок.
“Морские змеи ловят рыб в воде.”
- О ком говориться в предложении?
- Что они делают?
- Подчеркните главные члены предложения.
12. Подведение итогов.
- Мы заканчиваем наше путешествие. Давайте вспомним правила, которые нам помогали.
- На какие 2 группы делятся все звуки?
- Чем гласные звуки отличаются от согласных?
- Как проверит безударный гласный?
- Назовите парные звонкие и глухие согласные.
- Что запомнилось на уроке?
13. Задание на дом.
- Наше путешествие еще не закончилось. Пираты отдали нам сундук с кладом знаний. Здесь интересное задание на дом. Послушайте:
Эта рыба – не простая:
Постепенно возникая,
Говорит она с тобой!
Труд для разума и взгляда:
Буквы все поставить надо
Друг за другом
В четкий стройСтрочка ждет.
Вникай в детали!
Букву ту поставь в начале,
Где всего одна черта.
После ту, где две скрестились.
Что же дальше появилось?
Строго выбери места!