Возможно ли Другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать -
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
Л кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право -
Есть шаг; любить, исследуя, не ждать мольбы:
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы! (СИ. Емельянова)
Воспитание - одна из основных категорий педагогики, тем не менее общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.
Определяя объем понятия воспитание, многие исследователи выделяют:
- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
- воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
- воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
- воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества).
Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие - нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, третьи добавляют правовое, экономическое, экологическое воспитание.
Ни одно из существующих определений воспитания не является исчерпывающим. Цель трактуется как воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности; автономной личности; свободное развитие личности.
В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которой разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины нашего столетия: “Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он, в частности, принадлежит”.
В школе ребенок не только готовится к жизни, но и уже живет полноправной жизнью - со своими радостями, заботами, печалями, тревогами. Они могут быть очень разными: и высоконравственными, хорошими, и нехорошими как со стороны детей, так и со стороны окружающих их взрослых. Вот почему с раннего школьного возраста столь важно всячески усиливать нравственный аспект обучения и, таким образом, оказывать позитивное влияние на формирование человека.
Приходя в первый класс, ученики находят себе объект для подражания. Часто это их первый учитель. И очень важно, чтобы объект для подражания был достойным.
Учитель должен каждый день очаровывать ученика внешним видом, улыбкой, одеждой и т.д. Всегда и всюду - доброта и щедрость души, искренность, открытость, правдивость в общении с каждым ребенком, преданность детям - есть “спасательный” круг для ребенка.
Примерно через месяц замечаю, что мои ученики во многом мне подражают. Слова, целые фразы, интонация голоса, жесты, а иногда и поступки перенимают у учителя.
На уроках русского языка и математики, когда ученики только учатся писать буквы и цифры, вижу, что некоторые ребята неправильно держат ручку или объединяют буквы так, как это им кажется удобней, говорю: “Вот ты держишь ручку кулачком, а не тремя пальчиками, вот и буквы у тебя получаются некрасивыми, одни худенькие, будто их неделю не кормили, а другие, наоборот, расползлись по строчке”. После этого вижу, как ребенок с улыбкой смотрит на свои несимпатичные буквы и, осторожно взяв ручку, как я объяснила, начинает старательно выводить буквы.
В своей работе воспитательный процесс я строю так, чтобы предусмотреть ситуацию, в которой ребенок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Условия для этого сплошь и рядом встречаются в жизни. Но условия для этого можно создать и специально в игре, учении, труде, творческих занятиях. Ученик должен научиться правильно действовать, когда за ними не наблюдают, когда от него не требуют отчета. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке ученик должен научиться соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроке дети вместе переживают острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы одинаково важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого - умелые руки, третий ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями, четвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен.
Так, чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из “Книг для чтения” помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают, обсуждают статьи, в которых ставились в доступной для их форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности. На уроке постоянно возникали между учащимися нравственные отношения. Так, после чтения рассказа Н. Богданова “Солдатская каша” ребята, характеризуя бойца-повара, подвели главную черту его характера: доброту.
“Он накормил голодных детей, несмотря на то, что это были дети врагов. Он понимал, что дети не виноваты”.
Очень большое впечатление на моих ребят произвёл рассказ Л. Вороновой “Зелёный патруль”. После обсуждения рассказа и просмотра диафильма ребята решили создать такой же отряд в своём классе. Радостно было смотреть, как после уроков ребята собирались возле школы, подвязывали деревья, беседовали с нарушителями.
Каждая строка текста художественного произведения, судьба каждого его героя, позиции автора должны быть пропущены ребёнком через сердце, призму чувств, должны возбудить живую мысль, эмоции: только тогда достигается высшая и главная цель урока - стать шагом вперёд на пути образования, развития и нравственного воспитания младшего школьника.
Основой материальных доброт, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа.
Мир природы! Это и чарующий узор ярких цветов, и свежий воздух, вселяющий в нас новые силы. Это и несметные богатства, которые людям надлежит постоянно беречь и приумножать.
Через экологизацию всех учебных предметов передаю детям знание об окружающем мире, сообщаю им умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного, активного и рачительного общения с природой, учу вдумчиво читать эту вечно молодую книгу природы, воспитываю у детей чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.
Особое внимание обращаю на изучение природы родного края. Бываю с ребятами на экскурсиях в краеведческом музее, по своему городу. Провожу совместно с родителями викторины “Зов тайги”, “Знаешь ли ты свой край” и др.
На уроках чтения изучаем темы “Лето и осень”, “Охранять природу - значит охранять Родину”, которые имеют богатый познавательный материал и позволяют решать вопросы нравственного, эстетического и трудового воспитания. Дети на таких уроках рисуют, пишут сочинение, стихи.
Вот снежочек
Белый-белый
Сверху вниз,
Спеша, летит.
Вот такой он,
Смелый-смелый,
На земле уже лежит.
На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о березе, муравьях и охране муравейников, о начавшемся листопаде, о солнечных днях золотой осени, пишем сочинения-миниатюры по картинам И. Левитана “Березовая роща”, “Золотая осень”, И.С. Остроухова “Золотая осень”, И. Бродского “Опавшие листья”, записываем пословицы, поговорки, загадки по данной теме.
На уроках математики составляем и решаем задачи про собранные грибы и осенние листья, про посаженные деревья, кустарники и выращенные овощи.
Страна сказки - удивительное и таинственное. В.А. Сухомлинский говорил, что сказки неотделимы от красоты, способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость. Благодаря сказке, ребенок познает мир не столько умом, но и сердцем. Ученики ищут в природе сказку и составляют ее. И не удивительно: ведь ребенок склонен к фантазии, мыслит образами, наблюдателен, точно реагирует на различные явления, происходящие в природе и общественной жизни, способен по-своему оценить и нарисовать любую картину. Всему этому способствуют уроки, проведенные в лесу, в школьном дворе, возле реки.
Вот, например, экскурсия в лес осенью, в начале октября.
Вдали показался нарядный пестреющий всеми красками лес. И я прошу ребят припомнить, какие стихи подходят к той картине, которая предстала перед нами. И они с чувством читают стихотворение И.Бунина: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
В лесу я обращаю внимание детей на лесные запахи, на богатую осеннюю окраску листьев, на высокое и чистое небо. Дети вместе со мной, запрокинув головы, слушают шорох осыпающихся листьев, зачарованно смотрят сквозь лесное кружево в синеву неба. Во время экскурсии они то и дело подбегают ко мне, показывая то резные листья клена, то пурпурные листья калины. Тут же проводим конкурс на лучший осенний букет из листьев. Речь - составная часть общей культуры человека, она в большей мере обусловлена умственным и нравственным развитием. Но выразительности речи должна сопутствовать эмоциональность. Не может учитель вызвать у своих питомцев нужной реакции, рассказывая о чем-либо, что должно пробудить у ребят отрицательное или положительное отношение, нейтральным, безразличным тоном. Учитель не актер, но совсем не плохо, если в нужных случаях его речь будет приближаться к речи мастеров художественного чтения. Ну, а если это не всегда удается, мы прибегаем к благодатному материалу -фонохрестоматии. На уроках важно не только то, что мы говорим, но и как мы это говорим.
На уроках рисования с натуры я стремлюсь учить детей видеть красоту окружающей природы, любить ее и бережно к ней относиться. А сколько радости дает урок изобразительного искусства, сколько доброты, нежности пробуждает он в детях. Возьмем, к примеру, урок рисования с натуры веточки распустившейся вербы. На партах - веточки цветущей вербы. Дети внимательно рассматривают их и замечают тугие почки, нежные пушистые цветки, окрашенные в пастельные тона. Они объясняют, как изобразить распустившуюся почку. Чтобы усилить воспитание чувства бережного отношения к живой природе, можно предложить детям нарисовать в обобщенной форме одну - две синички.
В детских рисунках отражено много правдивых моментов, авторы хорошо понаблюдали за весенней природой, запомнили и отразили особенности цветущей ветки вербы. При рассмотрении и оценке рисунков звучит грамзапись. Спокойно льется музыка, и дети видят в своих работах восход солнца, его нежные лучи, раннее утро, пробуждение природы после долгой и холодной зимы.
На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов. Дети постепенно подходят к осознанию того, что пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и охране этих богатств. Узнают ребята о значении Красной книги и охране природы.
Знания являются основой формирования убеждения учащихся в необходимости заботливого отношения к богатствам природы. Например, на уроке по теме “Части растений” знакомлю не только с частями растений, но и говорю о значении каждой части цветка, пода, корня. Говорю, что люди, собирающие охапками цветы, наносят природе вред. Растение с оборванными цветками не дает плодов и семян, значит, не оставляет потомства. Большое внимание я уделяю практическим заданиям, всегда стараюсь подкрепить теорию практикой.
Свои наблюдения дети заносят в тетради. Для экологического воспитания использую многие учебные ситуации. Так, ремонтируя книги, воспитываю в детях бережное отношение, я напоминаю, что, продлевая жизнь книге, мы тем самым сохраняем леса. На уроке русского языка в IV классе при изучении падежных окончаний существительного окажется предпочтительным следующий текст:
Береза.
Выросла на лесной (поляна) стройная и кудрявая береза. В (гуща) ее ветвей поселились птицы. Однажды пришли на (поляна) ребята. Подошли к (красавица береза), взмахнули топором. Дрогнула береза, и упали на (земля) прозрачные капельки душистого березового сока. До осени долго, а на (береза) уже появились желтые листья.
Выполнение грамматического задания будет сочетаться с обсуждением таких вопросов: о чем рассказано в статье? почему листья на березе пожелтели раньше времени? Работа над содержанием обычно вызывает у ребят чувство осуждения несправедливости и тех, кто портит деревья, цветы, жестоко обращается с птицами, домашними животными.
Воспитательное влияние работы над текстами усиливается, если раскрываемые в них события, поступки людей оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, вызывают у них чувство сопереживания, побуждают их к поступкам в соответствии с социальными требованиями. Важно об этом помнить при подготовке к урокам. Со стороны учителя это могут быть такие направления: “Человек и общество”, “Человек и природа”, “Трудом славим Родину”, “Учись учиться”, “Я и мой коллектив”.
При такой ориентации легче отобрать материалы, способствующие расширению у детей представлений об общественных явлениях и событиях. Этот подход позволяет точнее выбрать тексты, которые окажут влияние на детей и создадут положительную мотивацию к тому, чтобы они прилежно учились, успевали в полную меру своих способностей, проявляли активность в общественной жизни класса.
Изложение и сочинение на разные темы позволяют мне лучше узнавать внутренний мир каждого ребенка. Каждый рассказ, сочинение, просто текст, написанный под диктовку, должны не только учить, но и воспитывать, заставлять ребят задумываться. Очень порадовали меня многие сочинения моих учеников на тему: “Каким бы ты хотел видеть наш класс?”. Ребята фантазировали, придумывали полностью автоматизированные классы, различные автоматы, которые бы облегчили труд учителя, мечтали о том, чтобы в классе все учились только на “4” и “5” и чтобы все были дружными, добрыми, отзывчивыми, критиковали себя и искренне верили, что именно их класс будет таким через некоторое время. “Я бы хотела учиться в таком классе, где бы ребята добрыми делами и оценками радовали учителя, были смелыми и добрыми, а самое главное - были всегда дружными”, “Хочу, чтоб учителям не приходилось долго стоять у доски и писать мелом, отчего устают и пачкаются руки. Достаточно выстукивать, как на печатной машинке, и слова будут появляться на специальной доске. В таком классе годовую программу можно будет изучить за половину учебного года, а остальное время всем классом ходить в кино, гулять, заниматься спортом”, “Я хотела бы учиться только в своем классе. Если у нас кто-нибудь заболел, ребята навестят его и принесут ему задание. Если ты стал плохо заниматься, то тебе помогут понять твои ошибки”.
Долго еще придется шагать моим ученикам из класса в класс плечом к плечу. И хотя еще не все проблемы, поставленные мной, решены до конца, очень хочется верить, что я сумела заложить в их сердца семена добра, научила дорожить дружбой и мечтать, быть достойными своей Родины. Закончить мне хотелось бы словами В.А. Сухомлинского:
“У нас воспитателей, великая и почетная миссия вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы”.
Литература:
1 Леонтьев А. Принципы воспитания в образовательной системе “Школа 2100”. /Развитие личности. -1999. - №1. - С. 40-52. и библиография в этой статье. 2.Степанов К. II. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения. /7 Педагогика. - 2001. - №4. - С. 14-1 9. З.Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированною воспитания // Педагогика. - 2001. №1. С. 17-24.