Девиз игры: “Мысли глобально, действуй локально!”
Задачи:
- расширить кругозор и познавательную деятельность обучающихся;
- развить творческие способности обучающихся;
- выявить талантливых детей;
- научить находить оптимальные решения логических задач;
- воспитать самостоятельность, ответственность за порученное дело;
- развивать “командный дух” и “чувство локтя”.
Оборудование:
- химические стаканы;
- индикаторная бумага ( для подсчета баллов (белая – 1 балл, синяя – 2 балла, красная – 3 балла);
- “дерево химии”;
- ребусы (на отдельных листах формата А 4);
- гидроксид натрия, фенолфталеин, хлорид бария, карбонат натрия;
- колба, 6 химических стаканчиков.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники игры, жюри и болельщики.
Сегодня здесь собрались настоящие знатоки химии – команды 9-10 классов. Разрешите мне представить участников конкурсной игры.
Команда классов под литерой “А” -
Команда классов под литерой “Б” -
Итак, начинаем игру при равном счете команд 0:0. Впереди нас ждут:
- вопросы по истории химии;
- химические опыты;
- кросс вопросов;
- блиц-игра капитанов;
- конкурс “Домашнее задание” ;
- ребусы;
- загадки для болельщиков.
Ведущий:
Команды должны придумать название на химическую тему на букву “А” и соответственно на букву “Б”.
Откуда произошло название науки “Химия”? Согласно одному мнению, “химия” – наливание, отстаивание. В этом слове отголосок древней практики восточных лекарей, фармацевтов, извлекавших и изучавших соки лекарственных растений. Согласно другому мнению, корень слова химия означает “черная страна”. Так называли Древний Египет, а с Египтом связывали искусство черных магов и золотых дел мастеров.
В средние века химию называли “алхимией”, что означает лжехимия. Алхимики пытались создать философский камень и его помощью любой металл превращать в золото. Попытки эти были безуспешны, но благодаря своим работам алхимики обнаружили многие до тех пор неизвестные вещества и изучили их свойства.
Ученик
Алхимики считали, что ртуть в любом металле…
Алхимики мешали буру и купорос.
Мешали вместе с глиной толченый рог козлиный,
Пять перьев петушиных, один крысиный хвост.
Все в печке обжигали, а после возгоняли, и снова очищали,
Добавив волчий ус.
И выпарив искусно, рассматривали сгусток,
И падали без чувств, попробовав на вкус.
Надеялись случайно раскрыть природы тайну…
Нашли мышьяк и фосфор. А это чем не клад?
За хитрые приборы, кислоты и растворы
Все химики алхимикам “спасибо” говорят.
А сейчас первое конкурсное задание – алхимики утверждали “ семь металлов создал свет по числу семи планет…” Назовите эти металлы.
Заработанные баллы команды будут собирать в химические стаканы, а индикаторная бумага поможет им.
- Внимание, вопрос! Какая индикаторная бумага в нейтральной среде имеет такие цвета - бесцветная, синяя, оранжевая?
Обратите внимание на “древо химии”. Алхимики дали начало науке, а сегодня крона ее очень обширная. Расшифруйте, что означает каждое понятие (по одному человеку от команды выходят и снимают с “дерева листочки” на обратной стороне которых написано): агрохимия, ятрохимия, биохимия, коллоидная химия, органическая химия, неорганическая химия, аналитическая химия, радиохимия.
В истории не было еще случая, чтобы один человек или даже группа людей, ученых целой страны могли создать какую-нибудь науку от начала до конца. Так и в химии: многие ученые, представители разных народов внесли свой вклад в сокровищницу успехов и достижений этой науки. Пожалуйста, команды, задайте вопросы друг другу об ученых – химиках и их вкладе в развитие науки.(домашнее задание)
Современная химия – это высокоразвитая наука, которая включает в себя сотни научных направлений, тысячи научных школ, десятки тысяч лабораторий, миллионы органических и неорганических веществ.
Задание командам – написать слова, связанные с химией, которые начинаются на букву заданного слова:
О | К | С | И | Д |
Основание | калий | сера | известь | диполь |
Осадок | капрон | сахар | индикатор | донор |
Олово | катализ | соль | изомер | дистиллятор и т.д. |
Пока команды решают задание игра со зрителями “Отгадай элемент” -
- Задумай химический элемент.
- Порядковый номер элемента умножь на “2”.
- К полученному произведению прибавь “5”.
- Полученную сумму умножь на “5”
Например: (25 * 2 + 5) * 5 = 275, 27/5- 2 = 25, № 25 марганец.
Жюри подводит итоги конкурсов.
1-й ученик:
Жарко здесь! Хочу я пить!
У кого б воды спросить.
2-й ученик:
Я бы выпил очень много
Газировки без сиропа.
3 ученик:
Ой, а я люблю с сиропом!
Только чтоб совсем немного!
4-й ученик:
Братцы! Мне нужна корова –
Молочка хочу парного!
Выходит ученик, у которого в руках большая колба с жидкостью:
Вы, ребята, пить хотите?
В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу,
Я ведь химию учу!
Подставляйте-ка стаканы!
Опыт точно проведен,
Все у нас идет по плану!
Наливает жидкость в химические стаканы6
Вот вода, вот газировка, вот парное молоко.
Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды,
Вы , пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.
Вы запомните , друзья, здесь ни есть, ни пить нельзя!
Конкурсное домашнее задание – Правила выживания в химическом кабинете.
Жюри подводят итоги.
Написать как можно больше слов-названий химических элементов, состоящих из букв: й-и-л-ж-г-н-е-з-а-м-р-о-б. (3 минуты)
(бор, азот, аргон, неон, бром, железо, титан, натрий, золото, магний, барий, галлий, иттрий, таллий, германий, ниобий, тантал, рений, гелий)
Пока команды решают задание для зрителей предлагаются загадки.
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка
Я лед. Я пот. Я облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река. Ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю
когда мороз – я застываю. (вода)
В горах далеких Шао Линь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (фарфор)
Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (стекло)
Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (мелом)
Ведущий: Командам будет задано по 10 вопросов. Все ответы должны начинаться на букву “К” или “С” (по жеребьевке)
- Соединение серы, имеющее запах тухлых яиц. (сероводород)
- Токсичный туман? (смог)
- В воде она родиться, но странная судьба. Воды она боится и гибнет в ней всегда. (соль)
- От какого металла нужно отрезать 1/3, чтобы получилась известная кость? (серебро – ребро)
- Общее название солей кремниевой кислоты. (силикаты)
- Нагревательный прибор. (спиртовка)
- Тяжелый металл, вызывающий отравление клеток головного мозга. (свинец)
- Как по-другому называется реакция соединения веществ? (синтез)
- По производству этого вещества судят о развитии химической промышленности страны? (серная кислота)
- Какой неметалл ценится дороже золота, и когда платят деньги за то, чтобы от него избавиться? (углерод – сажа)
Вопросы другой команде.
- Как называется жженый сахар? (карамель)
- Самый распространенный химический элемент? (кислород)
- Как называются вещества, ускоряющие химическую реакцию? (катализаторы)
- Химическая посуда. (колба)
- Общее название мела, мрамора, известняка? (карбонат кальция)
- Как называется раствор, образующийся при нагревании крахмала с водой? (клейстер)
- Назовите фамилию русского ученого, получившего альдегид из ацетилена? (Кучеров)
- Как называется топливо для заправки самолетов? (керосин)
- Разрушение металла под действием окружающей среды? (коррозия)
- Как называются изделия из глины? (керамика)
Подведение итогов.
Следующее задание – необходимо найти в каждом ряду один химический элемент, который отличается от других по положению в периодической таблице
Д. И. Менделеева:
1. H He Ne Ar 2. H Li Be B 3. Fe Co Ni Ar 4. F Cl Mn Br
Пока команды выполняют задание, болельщики решают ребусы.
Распределить вещества по классам соединений:
CH4 | CH3OH | C2H4 | CH3-O-CH3 | C2H5-O-C3H7 | C8H16 | C4H9OH | C7H16 |
Блиц капитанов
- Назовите взрывчатое вещество, способное облегчить спазмы сердечных сосудов. (нитроглицерин)
- Назовите галоген, недостаток которого вызывает кариес. (фтор)
- 40% раствор муравьиного альдегида, применяющийся для дезинфекции хирургических инструментов? (формалин)
- 4 – 6% раствор аммиака в воде называют… (нашатырным спиртом)
- Химическое соединение, используемое в медицине для наложения повязок при переломах костей? (гипс)
- Какой химический элемент называют элементом жизни и мысли? (фосфор)
- Как разрезать стальную плиту, не дотрагиваясь до нее твердым предметом? (газовая резка металлов)
- Есть ли на Земле химически чистое железо, если есть, то каково его происхождение? (метеоритное железо)
Ведущий: Последнее конкурсное задание – домашнее задание “занимательный опыт”.
Команда классов “А” - демонстрирует опыт “Фараоновы змеи”.
Подготовительная часть. Измельчить таблетку сухого горючего и выложить горкой на подставку. Сверху на горючее положить три таблетки норсульфазола.
Основная часть ( на уроке ). Поджечь сухое горючее. Металлическим стержнем поправлять выползающих “змей”. После окончания опыта огонь погасить, закрыв пластмассовой крышкой.
Команда классов “Б” демонстрирует опыт “Вулкан”.
На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)2CR2O7 оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора “вулканического пепла” Cr2O3.
Жюри подводит итоги конкурса и награждает команду-победительницу.