Программа воспитания (МОУ СОШ № 22 г. Междуреченска)

Разделы: Общепедагогические технологии


Те народы бессмертны,
У которых здоровая молодежь.
(Древняя мудрость)

На рубеже веков, происходит осмысление жизни и подведение итогов, чего достигло человечество в различных областях науки и техники, медицины, культуры и образования.

В связи с большими изменениями в социальной, экономической жизни России возникла необходимость формирования особого типа личности, характеризующейся гражданской культурой, гражданским сознанием и потребностями гражданской деятельности: чувством долга, патриотизмом, справедливостью. Воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.

Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

В современной педагогической практике наблюдается рассогласование целей государства, общества, и личности. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в поиске путей воспитания гражданина. В то же время необходимо отметить, что процесс переоценки ценностей, поиск новых нравственных ориентиров обуславливает необходимость обращения к опыту отечественной школы, поиску тех основ которые раскрывают сущность воспитания позиции личности, уважения к идеалам гуманизма, демократии, ценностного отношения к уникальности человеческой индивидуальности.

Ведущая роль в воспитании гражданина принадлежит школе. В новых демократических условиях крайне важно своевременное возобновление содержания в формировании гражданских качеств учащихся. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, в соответствии с нормами национальной культуры и региональными традициями общечеловеческим ценностями.

Идея создания системы воспитания, формирующей гражданскую позицию, была воплощена в школе Русской национальной культуры № 22 города Междуреченска.

Модель гражданского воспитания школьников основана на идее формирования в личности гражданского достоинства и социальной значимости.

Педагогические условия, способствующие гражданскому воспитанию обучающихся в общеобразовательной школе, предполагают необходимость разработки и организации изучения предметов гуманитарного цикла, вариативных курсов, позволяют исследовать влияние разработанных технологий на развитие личности учащихся через ряд критериев:

  • познавательный - наличие интереса к проблемам гражданственности, потребности в знаниях, стремления овладеть социально-политическими, правовыми, морально-этическими экономическими знаниями;
  • эмоциональный - положительное отношение к проблемам гражданственности, любовь к Родине, социальная активность, общественная направленность;
  • деятельностный - активная гражданская позиция в овладении социально-политическими, правовыми, морально-этическими, экономическими, экологическими знаниями;
  • волевой - наличие волевых усилий при осуществлении гражданского воспитания.

Критерии сформированности гражданственности характеризуют мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству.

В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению значимых, необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе условиями, принятыми правовыми и моральными нормами, личными потребностями и возможностями.

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда качеств. Наиболее важные из них - патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура: достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к профессиональному самоопределению, культура межнационального общения.

Гражданственность как ведущая черта личности проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного.

Таким образом, гражданственность представляет сложное явление, в котором целостно сочетаются интеллектуальные, эмоционально-волевые и практические аспекты жизнедеятельности государства. Как сложное личностное образование гражданственность включает в себя социально - политическую, морально - психологическую, профессиональную готовность свободной, обладающей культурой полезности личности к практической реализации индивидуальных социально значимых целей в соответствии с принятыми в обществе принципами и нормами.

Важнейшим фактором формирования гражданственности является воспитание. Под гражданским воспитанием мы понимаем процесс формирования социально-политических, правовых, экономических знаний, способов практической деятельности растущего человека как члена общества и государства.

Ведущими курсами программы воспитания гражданина в нашем эксперименте являются спецкурсы "Светочи Росси", "Основы права".

Главная цель, которую мы поставили перед этими курсами, - формирование осознанного понимания сущности общечеловеческих ценностей.

В процессе изучения курсов мы стремимся решать основные задачи, направленные на формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество:

  • подготавливать учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве;
  • показать основную защитную роль права и первостепенность личности;
  • дать информацию о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, необходимую для развития личности в соответствии с демократическими, гуманными идеалами;
  • формировать правовую культуру и способствовать ответственному отношению к правам, обязанностям, к выполнению гражданского долга;
  • укреплять чувство собственного достоинства и самоуважения;
  • формировать нравственную культуру и культуру общения;
  • воспитывать творчески мыслящую личность.

Пояснительная записка

Данная программа предусматривает развитие и воспитание ребенка в лучших традициях русского народа через участие разновозрастных групп детей в праздниках, играх, массовых гуляньях, встречах, дискуссиях, конкурсах.

Она рассчитана на то, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя как индивидуальность в общем коллективном деле. Регулярная смена форм проведения мероприятий, ролевого участия каждого ребенка в них дает возможность наилучшим образом адаптировать детей к окружающей среде, к жизни в современном обществе.

В творческих делах происходит становление, развитие и укрепление школьного коллектива.

Воспитание в школе строится с опорой на следующие виды деятельности: общественно-организаторскую, познавательную, творческую, коммуникативную, игровую, спортивную,

досуговую, допрофессиональную при сотрудничестве детей и взрослых: учителей, родителей, социальных и медицинских работников, представителей культурных и образовательных учреждений.

Выбор направлений воспитательной работы определяется современными требованиями к ней.

Национальная доктрина образования основными целями и задачами воспитания называет сохранение развития национальной культуры, заботу о здоровье и физическом совершенствовании обучающихся.

Для сохранения наиболее привлекательных воспитательных форм работы для обучающихся были выбраны следующие направления: "Российское наследие", "Здоровье", "Культура", "Я – гражданин", "Традиции". Основную подготовку проведения мероприятий взяло на себя ученическое школьное самоуправление.

Создание условий для развития самостоятельной, гармонично развитой творческой личности невозможно без дополнительного образования. Воспитательная работа в школе поддерживается кружковой работой. Школьные кружки развивают творческие способности, укрепляют здоровье, формируют физическую культуру. Единство воспитательно-образовательного процесса осуществляется через взаимодействие воспитательной работы с курсами школьного компонента учебного плана. В школе ведутся спецкурсы: "Почитание родителей", "Русская словесность", "Русские путешественники", "Светочи России", "Поэты пушкинской поры".

Результативность воспитательной работы в соответствии с концепцией гражданского воспитания отслеживается школьным коллективом по трем уровням: 1) социальной активности классного коллектива; 2) изменению уровня воспитанности обучающихся; 3) сформированности выпускника.

Программа воспитания МОУ "Средняя общеобразовательная школа №22"

Цель: Подготовка выпускника как свободного гражданина общества, владеющего прочным фундаментом интеллектуальной, духовной, нравственной, физической и демократической культуры.

Задачи:

  1. Содействовать формированию у ребенка гражданской позиции.
  2. Воспитывать учащихся в лучших традициях русского народа.
  3. Продолжать развивать школьное ученическое самоуправление.

Направление "Российское наследие"

Народные праздники – сильнейший источник
к познанию народной жизни.

Цель: Воспитание у обучающихся уважения к традициям русского народа.

Задачи:

  • дать обучающимся знания об этнокультурном богатстве русского народа;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств к Родине;
  • сформировать интерес к познавательной деятельности.

Основные праздники

Мероприятия Сроки, класс Ответственные
1 Покров 13.10 – 1-4 кл.

14.10 – 5 кл.

15.10 – 6-7 кл.

Елизарова М.А., самоуправление, кл. руководители

Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР

2 Святки декабрь

1-11 кл.

Елизарова М.А., самоуправление, кл. руководители

Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР

3 Крещение январь

1 – 4 кл.

Елизарова М.А., самоуправление, кл. руководители

Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР

4 Пасха апрель

1 – 7 кл.

Елизарова М.А., самоуправление, кл. руководители

Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР

Кружковая работа

1 Театр русского костюма 9 класс

10-11 кл.

Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР
2 Ансамбль ложкарей 5 - 7 кл. Донец Л.А., ПДО

Направление "Здоровье"

Надо стремиться к тому, чтобы
в здоровом теле был здоровый дух.

Цель: Создание условий для укрепления здорового образа жизни обучающихся школы.

Задачи:

  • развивать физические и творческие способности;
  • воспитывать физическую культуру, стимулировать обучающихся к ведению здорового образа жизни;
  • развивать волевые качества.

Основные мероприятия программы "Здоровье"

(школьные)

Мероприятия Сроки, класс Ответственные
1 Турслет

5-11 кл.

15 сентября Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР,

Дергачев О.В., тур. организатор,

Пархоменко В.И., учитель физ-ры,

кл. руководители,

Нагорная О.В., фельдшер школы

2 Осенние праздники (Арбузники)

1-4 кл.

15 сентября классные руководители
3 Построение зимнего городка

1-11 кл.

январь Цыпкина Н.М., зам. дир. по В.Р.,

организаторы,

кл. руководители,

самоуправление

4 Зарница

1-11 кл.

февраль Цыпкина Н.М., зам. директора по В.Р., тур. организатор, организаторы, кл. руководители, школьного самоуправление
5 Всероссийский День здоровья 7 апреля Зам. директора,

организаторы,

школьное самоуправление

Кружковая работа

1

2

Баскетбол

Волейбол

2-6 кл.

3-11 кл.

Пархоменко В.И.

Городские мероприятия

1 Туристско-краеведческ. слет "Золотая осень" сентябрь

5-11 кл.

Дергачев О.В.
2 Соревнования по шахматам октябрь

2-6 кл.

Елизарова М.А., педагог - организатор
3 Соревнования по спортивному ориентированию "Листопад – 2006" 5-11 кл. Дергачев О.В.
4 Волейбол 8 – 9 кл. Пархоменко В.И.
5 Баскетбол 9 – 11 кл. Пархоменко В.И.
6 Акция "Человек и его здоровье" ноябрь Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР
7 Семейный конкурс "Мама + я = красивая семья" 25.11.06 Пархоменко В.И., организаторы
8 Соревнования по шахматам "Белая ладья" январь Елизарова М.А., педагог - организатор
9 Президентские состязания "Богатыри России" 10 кл.

февраль

Пархоменко В.И.
10 "А ну-ка, девочки!" март Пархоменко В.И.
11 Спортивный праздник, посвященный дню подростка март Пархоменко В.И.
12 Аэробика апрель Цвира Е.В.
13 Традиционная эстафета, посвященная Дню Победы. 9.05.07 Пархоменко В.И.
14 "Шиповка юных" май Пархоменко В.И.
15 Спортивно-оздоровительные мероприятия "Лето-2007" 01.06.07 Пархоменко В.И.
16 Спортивные соревнования между лагерями дневного пребывания, посвященные празднованию Дню России 11.06.07 Пархоменко В.И.
17 Спортивные соревнования между лагерями, посвященные Дню города июль 2007 Пархоменко В.И.
18 Спартакиада "Будь здоров" 16.07.07 Пархоменко В.И.

Направление "Традиции"

Цель: Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

Задачи:

  • развивать художественное творчество обучающихся;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся.
Мероприятия Сроки, класс Ответственные
1 Урок знаний 1 сентября

1-11 кл.

Зам. директора, школьное самоуправление, организаторы
2 Посвящение в первоклассники сентябрь

1 кл.

организатор,

кл. руководители

3 День Памяти сентябрь

5-11 кл.

школьное

самоуправление

4 День Мудрости октябрь

1-11 кл.

школьное

самоуправление

5 Осенний бал октябрь

9-11 кл.

шк. самоуправл.

организаторы

6 Посвящение в десятиклассники октябрь

10-11 кл.

шк. самоуправл.

организаторы

7 Школа актива ноябрь

2-11 кл.

зам. директора,

организаторы

8 День матери ноября

2-11 кл.

зам. директора,

организаторы

9 “Ты – звезда” ноябрь

1-11 кл.

зам. директора,

организаторы, школьное самоуправление

10 Новогодние праздники (Святки) декабрь

1-11 кл.

шк. самоуправл.

организаторы,

кл. руководители

11 Капустник январь Кл. руководители, организаторы,

учителя-предметники, завучи, директор

12 День Святого Валентина февраль

5-11 кл.

организаторы,

шк. самоуправл.

13 День подростка март

5-11 кл.

организаторы,

шк. самоуправл

14 День юмора апрель

1-11 кл.

организаторы,

шк. самоуправл

15 Фестиваль "Радуга" апрель Зам. директора
16 Операция "Память" май

5-11 кл.

Зам. директора,

организаторы,

шк. самоуправл.

17 "За честь школы" май

1-11кл.

Зам. директора,

организаторы

18 Последний звонок май

10-11 кл.

Зам. директора,

организаторы,

шк. самоуправл.,

кл. руководители

19 “День славянской письменности” май

5-11 кл.

Городское мероприятие, администрация школы, педагоги школы №22

Направление "Я – гражданин"

Цель: Формирование у обучающихся личностного качества гражданственности.

Задачи:

  • научить самостоятельно выстраивать деятельность в соответствии с культурными нормами общества;
  • помочь обучающимся осознать свои права и обязанности по отношению к государству.
Мероприятия Сроки, класс Ответственные
1 Школа актива.

Планирование мероприятий

ежемесячно

2-11 кл.

зам. директора по В.Р.,

шк. самоуправл.

2 Участие в городских акциях   зам. директора по В.Р.,

Кл. руководители,

организаторы

3 Торжественное мероприятие "Я – гражданин России" (вручение паспортов) 28 ноября

9-10 кл.

зам. директора по В.Р.,

организаторы

4 День Памяти сентябрь

5-11 кл.

шк. самоуправл.
5 День Мудрости сентябрь

1-11 кл.

организаторы,

шк. самоуправл.

6 День Матери ноябрь

1-11 кл.

шк. самоуправление
7 Операция "Память" май

5-11 кл.

шк. самоуправл.
8 Праздник "За честь школы" май

5-11 кл.

зам. дир. по В.Р.,

организаторы,

Направление "Культура"

Цель: Развитие творческих способностей обучающихся.

Задача:

  • Нести ответственность за подготовку и проведение мероприятий школьных и городских.

Городские

Мероприятия Сроки, класс Ответственные
1 Конкурс рисунков по безопасности октябрь

1-4 кл.

Елизарова М.А.
2 Творческая встреча отрядов ЮИД. Азбука безопасности движения. сентябрь - май

6 кл.

Елизарова М.А.
3 Школьница года март - декабрь

10 -11 кл.

Горячева Л.Н.
4 Выставка изобразительного искусства "Мир глазами детей" май

2-6 кл.

Елизарова М.А.

Ширякина Т.Н.

5 “Радуга возможностей” сентябрь, май Зам. дир. по ВР, организаторы, ПДО
6 Городской фестиваль “Радуга” 2007 руководители кружков “Театр русского костюма” - Цыпкина Н.М., народного танца “Топотухи” - Дегтяренко А.Н.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4