Те народы бессмертны,
У которых здоровая молодежь. (Древняя мудрость)
На рубеже веков, происходит осмысление жизни и подведение итогов, чего достигло человечество в различных областях науки и техники, медицины, культуры и образования.
В связи с большими изменениями в социальной, экономической жизни России возникла необходимость формирования особого типа личности, характеризующейся гражданской культурой, гражданским сознанием и потребностями гражданской деятельности: чувством долга, патриотизмом, справедливостью. Воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.
Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.
В современной педагогической практике наблюдается рассогласование целей государства, общества, и личности. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в поиске путей воспитания гражданина. В то же время необходимо отметить, что процесс переоценки ценностей, поиск новых нравственных ориентиров обуславливает необходимость обращения к опыту отечественной школы, поиску тех основ которые раскрывают сущность воспитания позиции личности, уважения к идеалам гуманизма, демократии, ценностного отношения к уникальности человеческой индивидуальности.
Ведущая роль в воспитании гражданина принадлежит школе. В новых демократических условиях крайне важно своевременное возобновление содержания в формировании гражданских качеств учащихся. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, в соответствии с нормами национальной культуры и региональными традициями общечеловеческим ценностями.
Идея создания системы воспитания, формирующей гражданскую позицию, была воплощена в школе Русской национальной культуры № 22 города Междуреченска.
Модель гражданского воспитания школьников основана на идее формирования в личности гражданского достоинства и социальной значимости.
Педагогические условия, способствующие гражданскому воспитанию обучающихся в общеобразовательной школе, предполагают необходимость разработки и организации изучения предметов гуманитарного цикла, вариативных курсов, позволяют исследовать влияние разработанных технологий на развитие личности учащихся через ряд критериев:
- познавательный - наличие интереса к проблемам гражданственности, потребности в знаниях, стремления овладеть социально-политическими, правовыми, морально-этическими экономическими знаниями;
- эмоциональный - положительное отношение к проблемам гражданственности, любовь к Родине, социальная активность, общественная направленность;
- деятельностный - активная гражданская позиция в овладении социально-политическими, правовыми, морально-этическими, экономическими, экологическими знаниями;
- волевой - наличие волевых усилий при осуществлении гражданского воспитания.
Критерии сформированности гражданственности характеризуют мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству.
В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению значимых, необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе условиями, принятыми правовыми и моральными нормами, личными потребностями и возможностями.
Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда качеств. Наиболее важные из них - патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура: достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к профессиональному самоопределению, культура межнационального общения.
Гражданственность как ведущая черта личности проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного.
Таким образом, гражданственность представляет сложное явление, в котором целостно сочетаются интеллектуальные, эмоционально-волевые и практические аспекты жизнедеятельности государства. Как сложное личностное образование гражданственность включает в себя социально - политическую, морально - психологическую, профессиональную готовность свободной, обладающей культурой полезности личности к практической реализации индивидуальных социально значимых целей в соответствии с принятыми в обществе принципами и нормами.
Важнейшим фактором формирования гражданственности является воспитание. Под гражданским воспитанием мы понимаем процесс формирования социально-политических, правовых, экономических знаний, способов практической деятельности растущего человека как члена общества и государства.
Ведущими курсами программы воспитания гражданина в нашем эксперименте являются спецкурсы "Светочи Росси", "Основы права".
Главная цель, которую мы поставили перед этими курсами, - формирование осознанного понимания сущности общечеловеческих ценностей.
В процессе изучения курсов мы стремимся решать основные задачи, направленные на формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество:
- подготавливать учащихся к жизни и деятельности в правовом государстве;
- показать основную защитную роль права и первостепенность личности;
- дать информацию о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, необходимую для развития личности в соответствии с демократическими, гуманными идеалами;
- формировать правовую культуру и способствовать ответственному отношению к правам, обязанностям, к выполнению гражданского долга;
- укреплять чувство собственного достоинства и самоуважения;
- формировать нравственную культуру и культуру общения;
- воспитывать творчески мыслящую личность.
Пояснительная записка
Данная программа предусматривает развитие и воспитание ребенка в лучших традициях русского народа через участие разновозрастных групп детей в праздниках, играх, массовых гуляньях, встречах, дискуссиях, конкурсах.
Она рассчитана на то, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя как индивидуальность в общем коллективном деле. Регулярная смена форм проведения мероприятий, ролевого участия каждого ребенка в них дает возможность наилучшим образом адаптировать детей к окружающей среде, к жизни в современном обществе.
В творческих делах происходит становление, развитие и укрепление школьного коллектива.
Воспитание в школе строится с опорой на следующие виды деятельности: общественно-организаторскую, познавательную, творческую, коммуникативную, игровую, спортивную,
досуговую, допрофессиональную при сотрудничестве детей и взрослых: учителей, родителей, социальных и медицинских работников, представителей культурных и образовательных учреждений.
Выбор направлений воспитательной работы определяется современными требованиями к ней.
Национальная доктрина образования основными целями и задачами воспитания называет сохранение развития национальной культуры, заботу о здоровье и физическом совершенствовании обучающихся.
Для сохранения наиболее привлекательных воспитательных форм работы для обучающихся были выбраны следующие направления: "Российское наследие", "Здоровье", "Культура", "Я – гражданин", "Традиции". Основную подготовку проведения мероприятий взяло на себя ученическое школьное самоуправление.
Создание условий для развития самостоятельной, гармонично развитой творческой личности невозможно без дополнительного образования. Воспитательная работа в школе поддерживается кружковой работой. Школьные кружки развивают творческие способности, укрепляют здоровье, формируют физическую культуру. Единство воспитательно-образовательного процесса осуществляется через взаимодействие воспитательной работы с курсами школьного компонента учебного плана. В школе ведутся спецкурсы: "Почитание родителей", "Русская словесность", "Русские путешественники", "Светочи России", "Поэты пушкинской поры".
Результативность воспитательной работы в соответствии с концепцией гражданского воспитания отслеживается школьным коллективом по трем уровням: 1) социальной активности классного коллектива; 2) изменению уровня воспитанности обучающихся; 3) сформированности выпускника.
Программа воспитания МОУ "Средняя общеобразовательная школа №22"
Цель: Подготовка выпускника как свободного гражданина общества, владеющего прочным фундаментом интеллектуальной, духовной, нравственной, физической и демократической культуры.
Задачи:
- Содействовать формированию у ребенка гражданской позиции.
- Воспитывать учащихся в лучших традициях русского народа.
- Продолжать развивать школьное ученическое самоуправление.
Направление "Российское наследие"
Народные праздники – сильнейший
источник
к познанию народной жизни.
Цель: Воспитание у обучающихся уважения к традициям русского народа.
Задачи:
- дать обучающимся знания об этнокультурном богатстве русского народа;
- развивать творческие способности;
- способствовать воспитанию патриотических чувств к Родине;
- сформировать интерес к познавательной деятельности.
Основные праздники
№ | Мероприятия | Сроки, класс | Ответственные |
1 | Покров | 13.10 – 1-4 кл. 14.10 – 5 кл. 15.10 – 6-7 кл. |
Елизарова М.А., самоуправление, кл.
руководители Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР |
2 | Святки | декабрь 1-11 кл. |
Елизарова М.А., самоуправление, кл.
руководители Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР |
3 | Крещение | январь 1 – 4 кл. |
Елизарова М.А., самоуправление, кл.
руководители Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР |
4 | Пасха | апрель 1 – 7 кл. |
Елизарова М.А., самоуправление, кл.
руководители Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР |
Кружковая работа
1 | Театр русского костюма | 9 класс 10-11 кл. |
Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР |
2 | Ансамбль ложкарей | 5 - 7 кл. | Донец Л.А., ПДО |
Направление "Здоровье"
Надо стремиться к тому, чтобы
в здоровом теле был здоровый дух.
Цель: Создание условий для укрепления здорового образа жизни обучающихся школы.
Задачи:
- развивать физические и творческие способности;
- воспитывать физическую культуру, стимулировать обучающихся к ведению здорового образа жизни;
- развивать волевые качества.
Основные мероприятия программы "Здоровье"
(школьные)
№ | Мероприятия | Сроки, класс | Ответственные |
1 | Турслет 5-11 кл. |
15 сентября | Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР, Дергачев О.В., тур. организатор, Пархоменко В.И., учитель физ-ры, кл. руководители, Нагорная О.В., фельдшер школы |
2 | Осенние праздники (Арбузники) 1-4 кл. |
15 сентября | классные руководители |
3 | Построение зимнего городка 1-11 кл. |
январь | Цыпкина Н.М., зам. дир. по В.Р., организаторы, кл. руководители, самоуправление |
4 | Зарница 1-11 кл. |
февраль | Цыпкина Н.М., зам. директора по В.Р., тур. организатор, организаторы, кл. руководители, школьного самоуправление |
5 | Всероссийский День здоровья | 7 апреля | Зам. директора, организаторы, школьное самоуправление |
Кружковая работа
1 2 |
Баскетбол Волейбол |
2-6 кл. 3-11 кл. |
Пархоменко В.И. |
Городские мероприятия
1 | Туристско-краеведческ. слет "Золотая осень" | сентябрь 5-11 кл. |
Дергачев О.В. |
2 | Соревнования по шахматам | октябрь 2-6 кл. |
Елизарова М.А., педагог - организатор |
3 | Соревнования по спортивному ориентированию "Листопад – 2006" | 5-11 кл. | Дергачев О.В. |
4 | Волейбол | 8 – 9 кл. | Пархоменко В.И. |
5 | Баскетбол | 9 – 11 кл. | Пархоменко В.И. |
6 | Акция "Человек и его здоровье" | ноябрь | Цыпкина Н.М., зам. дир. по ВР |
7 | Семейный конкурс "Мама + я = красивая семья" | 25.11.06 | Пархоменко В.И., организаторы |
8 | Соревнования по шахматам "Белая ладья" | январь | Елизарова М.А., педагог - организатор |
9 | Президентские состязания "Богатыри России" | 10 кл. февраль |
Пархоменко В.И. |
10 | "А ну-ка, девочки!" | март | Пархоменко В.И. |
11 | Спортивный праздник, посвященный дню подростка | март | Пархоменко В.И. |
12 | Аэробика | апрель | Цвира Е.В. |
13 | Традиционная эстафета, посвященная Дню Победы. | 9.05.07 | Пархоменко В.И. |
14 | "Шиповка юных" | май | Пархоменко В.И. |
15 | Спортивно-оздоровительные мероприятия "Лето-2007" | 01.06.07 | Пархоменко В.И. |
16 | Спортивные соревнования между лагерями дневного пребывания, посвященные празднованию Дню России | 11.06.07 | Пархоменко В.И. |
17 | Спортивные соревнования между лагерями, посвященные Дню города | июль 2007 | Пархоменко В.И. |
18 | Спартакиада "Будь здоров" | 16.07.07 | Пархоменко В.И. |
Направление "Традиции"
Цель: Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
Задачи:
- развивать художественное творчество обучающихся;
- развивать коммуникативные способности обучающихся.
№ | Мероприятия | Сроки, класс | Ответственные |
1 | Урок знаний | 1 сентября 1-11 кл. |
Зам. директора, школьное самоуправление, организаторы |
2 | Посвящение в первоклассники | сентябрь 1 кл. |
организатор, кл. руководители |
3 | День Памяти | сентябрь 5-11 кл. |
школьное самоуправление |
4 | День Мудрости | октябрь 1-11 кл. |
школьное самоуправление |
5 | Осенний бал | октябрь 9-11 кл. |
шк. самоуправл. организаторы |
6 | Посвящение в десятиклассники | октябрь 10-11 кл. |
шк. самоуправл. организаторы |
7 | Школа актива | ноябрь 2-11 кл. |
зам. директора, организаторы |
8 | День матери | ноября 2-11 кл. |
зам. директора, организаторы |
9 | “Ты – звезда” | ноябрь 1-11 кл. |
зам. директора, организаторы, школьное самоуправление |
10 | Новогодние праздники (Святки) | декабрь 1-11 кл. |
шк. самоуправл. организаторы, кл. руководители |
11 | Капустник | январь | Кл. руководители, организаторы, учителя-предметники, завучи, директор |
12 | День Святого Валентина | февраль 5-11 кл. |
организаторы, шк. самоуправл. |
13 | День подростка | март 5-11 кл. |
организаторы, шк. самоуправл |
14 | День юмора | апрель 1-11 кл. |
организаторы, шк. самоуправл |
15 | Фестиваль "Радуга" | апрель | Зам. директора |
16 | Операция "Память" | май 5-11 кл. |
Зам. директора, организаторы, шк. самоуправл. |
17 | "За честь школы" | май 1-11кл. |
Зам. директора, организаторы |
18 | Последний звонок | май 10-11 кл. |
Зам. директора, организаторы, шк. самоуправл., кл. руководители |
19 | “День славянской письменности” | май 5-11 кл. |
Городское мероприятие, администрация школы, педагоги школы №22 |
Направление "Я – гражданин"
Цель: Формирование у обучающихся личностного качества гражданственности.
Задачи:
- научить самостоятельно выстраивать деятельность в соответствии с культурными нормами общества;
- помочь обучающимся осознать свои права и обязанности по отношению к государству.
№ | Мероприятия | Сроки, класс | Ответственные |
1 | Школа актива. Планирование мероприятий |
ежемесячно 2-11 кл. |
зам. директора по В.Р., шк. самоуправл. |
2 | Участие в городских акциях | зам. директора по В.Р., Кл. руководители, организаторы |
|
3 | Торжественное мероприятие "Я – гражданин России" (вручение паспортов) | 28 ноября 9-10 кл. |
зам. директора по В.Р., организаторы |
4 | День Памяти | сентябрь 5-11 кл. |
шк. самоуправл. |
5 | День Мудрости | сентябрь 1-11 кл. |
организаторы, шк. самоуправл. |
6 | День Матери | ноябрь 1-11 кл. |
шк. самоуправление |
7 | Операция "Память" | май 5-11 кл. |
шк. самоуправл. |
8 | Праздник "За честь школы" | май 5-11 кл. |
зам. дир. по В.Р., организаторы, |
Направление "Культура"
Цель: Развитие творческих способностей обучающихся.
Задача:
- Нести ответственность за подготовку и проведение мероприятий школьных и городских.
Городские
№ | Мероприятия | Сроки, класс | Ответственные |
1 | Конкурс рисунков по безопасности | октябрь 1-4 кл. |
Елизарова М.А. |
2 | Творческая встреча отрядов ЮИД. Азбука безопасности движения. | сентябрь - май 6 кл. |
Елизарова М.А. |
3 | Школьница года | март - декабрь 10 -11 кл. |
Горячева Л.Н. |
4 | Выставка изобразительного искусства "Мир глазами детей" | май 2-6 кл. |
Елизарова М.А. Ширякина Т.Н. |
5 | “Радуга возможностей” | сентябрь, май | Зам. дир. по ВР, организаторы, ПДО |
6 | Городской фестиваль “Радуга” | 2007 | руководители кружков “Театр русского костюма” - Цыпкина Н.М., народного танца “Топотухи” - Дегтяренко А.Н. |