Цели:
- Анализ самоидентификации как “учителя”,
- Барьеры самореализации.
Методы:
- Мет. “Незаконченные предложения”,
- Элементы “Арт-терапии”,
- Элементы “Тренинга саморазвития”.
Материалы: Листы бумаги, ручки, цветные карандаши.
Ход игры
1. “Знакомство” (представиться).
“Имя” (“Если бы я была книгой, то какой…”).
“Мяч” (игра с мячом на запоминание имен, меняться местами).
“Деление по учебным предметам ” (встать в круг. По кругу показать свой предмет ( с помощью пантомимы и разделиться по предметным группам).
Рефлексия: Как Вы себя чувствуете?
2. По группам:
Дайте понятие “молодой специалист”:
- кто это?
- каков он в Вашем понимании?
(Один из группы представляет ее, на доске пишутся основные критерии).
Психолог: “Мы определили, каким в Вашем понятии должен быть молодой специалист в школе. Вы - молодые специалисты и сейчас мы попробуем разобраться, осмыслить Ваши потребности, индивидуально-личностные ценности в рамках Вашей педагогической деятельности, осознание Вас как учителя и трудности, с которыми Вы встречаетесь в процессе работы.
Давайте выработаем правила работы в группе:
Конфиденциальность (“Если Вы считаете нужным что-то не рассказывать, то Вы отвечаете сами за себя”).
Просьба слушать и слышать.
Примечание: Важно не навязывать свои правила и санкции за нарушение правил группе. Для каждого коллектива приемлемы свои правила, традиции, в которых им комфортно. Дайте право выбора.
Перед работой выскажите Ваши опасения: “Я боюсь, что я…”.
3. “Самоидентификация”.
Анкета “Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов” [1], (Приложение№1).
Сейчас, нарисуйте пожалуйста, как Вы считаете, как Вас видят в школе ученики, учителя, администрация, родители:
- в роли идеального учителя,
- я - как плохой учитель,
- каким меня видят в школе,
- какой я в реальности (отказаться от масок).
Рисуйте, после каждого рисунка название мысли.
Рефлексия:
- Сесть в круг.
Ваши чувства, впечатления.
Зачастую мы не те, кто есть на самом деле, а те, кого хотят в нас видеть окружающие.
Педагогическое сознание во многом заполнено мифами. Гринбер считает, что есть пять мифов, которые препятствуют работе педагога [1]:
- Учитель в любой ситуации должен вести себя спокойно.
- Учитель всегда должен быть сдержан и держать дистанцию.
- Учитель должен проявлять одинаковую любовь ко всем ученикам.
- Учитель должен скрывать истинные чувства от учеников.
- Учитель должен жертвовать собой ради школы.
Соблюдение этих факторов приводят педагогов к возникновению таких состояний, как эмоциональное сгорание и психоэнергетическое истощение.
Спасибо, что смогли рассказать о своих страхах.
4. “Отработка трудностей”.
Психолог: Вы поняли, что Вам мешает в Вашей работе, в личностном восприятии и саморазвитии.
Сейчас мы попытаемся решить то, что нам мешает. Нарисуйте 3 “барьера”. Подписать их названия. А теперь, с каждым рисунком нарисуйте 3 “трамплина”, 3 пути решения Ваших проблем”.
Психолог: “ Ваши барьеры не уходят, так как Вы не хотите их решать, Вы считаете, что это не решаемо. Но есть “трамплины”, которые помогут Вам в решениях.
Вы хотите еще узнать решение Ваших трудностей? Нарисуйте на листе, тревожащий Вас “барьер”, пустите его по кругу, и каждый пытается нарисовать или написать решение данной задачи”.
Рефлексия:
- Ваши ощущения, эмоции.
На практике таким “советником” в Вашей школе может выступить завуч, коллеги, психолог.
5. Заключение:
- Закрытыми глазами, поздоровайтесь.
Один из Вас- конфликтный человек у Вас на работе, внешний круг показывает без слов Ваше отношение к нему, внутренний – что он при этом чувствовал.
Улыбнитесь друг другу.
Сели в круг, рефлексия, впечатления о тренинге.
Что дал Вам тренинг,
плюсы и минусы данного занятия,
Произошли в Вас какие-то изменения?
Молодой профессионал-педагог должен уметь думать и действовать не наугад, не по приказу, а на совесть, как свободный человек. “Восхождение” к профессионализму лежит через свободу выбора и творчество, что наполнит смыслом его деятельность.
Спасибо за занятие.
Список литературы:
1. Н.В. Клюева Технология работы психолога с учителем. М., 2000.