Урок информатики в 9-м классе по теме: "Что такое объект"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Общеобразовательные:

  • освоить содержание понятий “объект”, “имя объекта”;
  • уметь выделять в окружающей действительности объекты соответствующие поставленной задачи

Воспитательные и развивающие:

  • развитие познавательных интересов и интереса к предмету;
  • воспитание информационной культуры учащихся;
  • воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности;
  • прививание навыков самостоятельной работы;
  • формирование умения вести дискуссию.

Оборудование и материалы: дидактический материал, демонстрационный экран, мультимедиапроектор, компьютеры, учебники.

Тип урока: объяснение нового материала.

Организационная форма урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа на компьютерах.

Трехуровневая задача урока: научиться:

  1. объяснять смысл понятий “объект”, “имя объекта”, “характеристики объекта”;
  2. приводить примеры объектов-предметов, объектов-явлений, объектов-процессов;
  3. описывать характеристики объектов в конкретной ситуации.

План урока:

I. Организационный момент. (1 мин)

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (3 мин)

III. Усвоение новых знаний (12 мин)

IV. Первичное закрепление материала. Практическое задание. (10 мин)

V. Беседа.(5 мин)

VI. Домашнее задание (2 мин)

VII. Вопросы учеников. (5 мин)

VIII. Итог урока. (2 мин)

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. На правой половине доски выписана трехуровневая задача урока. На левой половине доски выписаны основные понятия, изучаемые на данном уроке. Ученики приветствуют учителя и демонстрируют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

Учитель. На прошлом уроке мы попытались ответить на вопросы: что является предметом изучения информатики? Можно ли рассматривать информатику в отрыве от других наук?

Ученики пытаются сформулировать ответ:

– Среди ученых нет единого мнения о предмете изучения информатики. Очевидно только, что информатика неразрывно связана практически с любой областью человеческой деятельности, а следовательно, со всеми школьными предметами.

Учитель. Любая наука имеет свою терминологию, которую необходимо знать для успешного изучения данной науки. Скажите, пожалуйста, какие математические, термины вам уже знакомы?

Ученики отвечают:

– Уравнение, точка, множество, функция и т. д.

Учитель. Предмет “Информатика” также имеет свою терминологию. Как правило, это неопределяемые понятия, которые объясняются с точки зрения современного состояния информатики. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Работаем с левой, а затем с правой стороной доски.

Ученики знакомятся с основными понятиями и задачей урока. Учитель отвечает на вопросы (если они появятся).

3. Усвоение новых знаний

Учитель. Рассмотрим все возможные представления об объекте как понятии.

В мире, в котором мы живем, нас окружает множество объектов. В философии объектом называют любую вещь, предмет, т.е. материализованную часть внешнего мира. Он может быть представлен в виде данных.

В информатике объектом является либо любой адресуемый элемент, который предоставляет определенный сервис, либо предмет, система, процесс, явление, событие, факт, которым мы дали имя с целью их анализа.

В учебном процессе, когда внимание учеников должно быть направлено на изучение окружающей действительности понятие “объект” выступает в ином ракурсе.

Объект – это предмет, явление, процесс, отношение, на что обращена наша познавательная деятельность. Характеризуется целостностью, состоянием, поведением, идентичностью.

Каждый предмет имеет форму и состоит из того или иного вещества (материала). Это материальные объекты.

Посмотрите вокруг, и вы увидите многочисленные примеры одушевленных и неодушевленных предметов. Это представители живой природы – люди, животные, растения и т.д. Большим разнообразием отличаются изделия, созданные руками человека: компьютер, книга и др.

Перечисленные объекты материальны и имеют форму. Можно привести примеры объектов, которые не имеют определенной формы: снег, песок, вода и пр.

Нематериальным объектом является также и то, что создается в результате умственной деятельности человека: стихи, музыкальные произведения, сочинения и т.д.

Ученики слушают объяснение учителя и записывают определения в тетрадь.

Учитель. Приведем примеры объектов-предметов (а также любых живых существ).

Ученики называют: стол, окно, карандаш, собака, кошка и т.д. Это оказалось очень просто!

Учитель. Приведем примеры объектов-явлений.

Ученики называют : дождь, снег, вулкан, гроза, осень.

Учитель. Приведем примеры объектов-процессов.

Ученики называют : учеба, выборы, суд, поездка, каникулы.

Дети приводят примеры, каждый свои, не повторяясь и не перебивая друг друга.

Учитель. Каждый объект обязательно как-то называется. Имя – это основная характеристика, которая позволяет отличить один объект от другого.

Как правило, в обыденной жизни используется общее имя, обозначающее объекты с похожими характеристиками: комната, собака, песня.

Многим объектам, чтобы конкретизировать их, дают имя собственное. Так, собственными имена есть у многих географических объектов: город Москва, гора Арарат, река Волга.

А если имя объекта вам незнакомо? Тогда понадобятся дополнительные характеристики, которые позволят отличить данный объект от других, например форма, цвет, область использования, назначение и т.д. Чем более точно и подробно составлено описание объекта, тем легче его узнать.

4. Первичное закрепление материала

Далее учитель предлагает детям поработать на компьютере: заполнить таблицу. Образец таблицы представлен ученикам на демонстрационном экране с помощью компьютера и мультимедиапроектора.

Практическое задание. Самостоятельно заполните таблицу в программе Microsoft Word.

Имя объекта Краткое описание (характеристики объекта)
Стол Горизонтальная поверхность на опоре, предназначенная для работы на ней
Книга  
Дождь  
Урок  
Выборы президента  

Затем учитель и ученики совместно разбирают выполненное задание. Далее они переходят к следующей таблице, расширяющей понятие “объект”.

Учитель. Любой признак или свойство можно рассматривать как объект. Надо только этому признаку или свойству дать имя. Таблица представлена ученикам на демонстрационном экране с помощью мультимедиапроектора.

Объект (его имя) Характеристики объекта (их имена, значения)
Глаза Миндалевидные, голубые
Отрезок 4 см
Туфли Черные (словесная характеристика), 37-го размера (числовая характеристика)

По образцу самостоятельно написать характеристики для двух объектов по своему выбору в программе Microsoft Word.

5. Беседа

Происходит активное обсуждение некоторых вопросов в форме беседы.

Вопросы для закрепления новой темы на уроке:

1. Дайте имена объектам ...

а) выросшим на яблоне;

б) посещающим детский сад;

в) посещающим лицей;

г) проживающим в Москве;

д) продающимся в “Детском мире”:

е) находящимся в библиотеке;

ж) работающим на тракторе;

з) преподающим в школе.

2. К какой части речи относится понятие “объект”?

3. Какие объекты можно выделить в:

а) одноголосной мелодии;

б) трехголосной мелодии;

в) мультфильме;

г) фрагменте стихотворения “Глядя на луч пурпурного заката, стояли мы на берегах Невы…”?

4. Можно ли число характеризовать какой-либо величиной?

5. Можно ли прямую на плоскости характеризовать какой-либо величиной?

Если ученики затрудняются ответить на некоторые вопросы, учитель пытается с помощью наводящих вопросов натолкнуть их на правильный ответ.

6. Домашнее задание

1.Знать, что такое “объект”, “имя объекта”, “характеристики объекта”.

2. Приводить примеры объектов.

3. Назвать характеристики следующих объектов; шар, поезд, река, ядерный взрыв. Представить информацию в виде таблицы в тетради.

7. Вопросы учеников

Ответы на вопросы учащихся.

8. Итог урока

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы узнали, что же такое объект, имя объекта, характеристики объекта; обсудили характеристики объектов, приводили примеры объектов-предметов, объектов-явлений, объектов-процессов.