8–9-й классы (140 ч) ГЕОГРАФИЯ РОССИИ В структуре курсов школьной географии ведущее место занимает курс «География России», призванный, прежде всего, воспитать патриота и гражданина своей страны. Однако не менее, если не более, существенным является необходимость мировоззренческого аспекта данного курса. Основное внимание уделяется показу проявления законов взаимодействия общества и природы в пределах России. На современном этапе данная задача особенно актуальна: необходим отбор фактического материала, приведение его в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, позволяющего разъяснить учащимся необходимость и суть коренных социально-экономических преобразований в России, представить все многообразие природы нашей страны не только как мощный природно-ресурсный потенциал, но и источник красоты и вдохновения, всего сущего, что формирует самосознание народов, заселяющих данную территорию. Цели и задачи курса. На основе конкретного географического материала сформировать систему принципов и взглядов учащихся по отношению к территории своей страны как естественной среде обитания. Территория страны должна предстать перед школьниками, с одной стороны, как единая социально-природная система, с другой – территориально разнообразная система его регионов. Основным объектом изучения интегрального курса школьной географии России являются территориальные социально-природные системы, а связующим звеном между физической и социально-экономической географией России выступает географическая среда. Целостное восприятие территории России достигается путем использования системного подхода к географическим объектам и явлениям. В курсе «География России» предлагается рассматривать комплексные социально-природные районы, геотехнические системы, современную территориальную организацию общества. Единый по содержанию курс «География России» состоит из трех взаимосвязанных частей: «Природная среда обитания как ресурсная предпосылка экономического развития», «Демография и экономика РФ» и «Владимирская область как социально-экономический субъект в хозяйстве страны», на изучение которых отводится 140 часов на протяжении 2-х лет обучения в 8 и 9 классах основной школы (по 2 часа в неделю). В первой части «Природная среда обитания как ресурсная предпосылка экономического развития» территория страны рассматривается с позиции обеспеченности ресурсами и использования их хозяйствующими субъектами: «Природные ресурсы и их виды», «Рациональное использование природных ресурсов», «Обеспеченность ресурсами территории страны». Во второй части курса «Демография и экономика РФ» акцент делается на выявление трудовых ресурсов, как главной предпосылки развития экономики и характеристики территориальных различий в размещении отраслей и районировании: «Демографическая ситуация в стране и в мире», «Качество и количество трудовых ресурсов страны», «Отраслевая структура экономики и причины неравномерного разделения отраслей», «Федеральные округа и их отрасли специализации», «Разделение труда в стране и мире». В третьей части «Владимирская область как социально-экономический субъект в хозяйстве страны» рассматривается регион Владимирской области с вышеуказанных позиций: «Природно-ресурсный потенциал области», «Трудовые ресурсы как основа процветания экономики области», «Структура хозяйства и отрасли специализации». В «Заключении» разбираются вопросы влияния экономики на кризисы и возможные пути их преодоления. «Введение» 3 урока Географическое положение страны. Плюсы и минусы ГП. Влияние ГП на развитие экономики и разнообразие природы. Практические работы: описание ГП по плану, ГП на контурной карте, эссе «Место РФ на карте мира». «Природная среда обитания как ресурсная предпосылка экономического развития» 10 уроков «Природные ресурсы и их виды» Понятие природного ресурса. Виды и разнообразие, возможности использования. «Рациональное использование природных ресурсов» Исчерпаемость ресурсов и связанные с этим проблемы. Возможные способы ресурсосбережения Практические работы: составление схемы «Виды ПР» Семинар: «Возможные проекты использования альтернативных видов энергии» «Обеспеченность ресурсами территории страны» Распределение различных ресурсов по территории страны. Регионы, богатые и бедные природными ресурсами. Практические работы: рассказ по карте устно «Распределение ПР по стране», эссе «Вода как ресурс». Контурная карта: «Крупнейшие месторождения минерального сырья», «Природные условия страны» Особенности природного комплекса страны. Влияние природных компонентов на проживание людей. Практические работы: настенная презентация «Растительный и животный мир страны», таблица «Типы климатов страны» Контурная карта: Крупнейшие реки страны «Демография и экономика РФ» «Демографическая ситуация в стране и в мире» Понятие демографии. Естественное движение населения. Миграции. Состав населения: социальный, профессиональный, религиозный. Урбанизация. Практические работы: на КК «Потоки внутренних внешних миграций населения страны и мира», устно у карты «Города – миллионеры», описание письменно «Характеристика Москвы, как крупнейшего мегаполиса» Семинар: «Меры правительства по улучшению демографической ситуации» «Отраслевая структура экономики и причины неравномерного разделения отраслей» «Федеральные округа и их отрасли специализации» «Разделение труда в стране и мире» «Владимирская область как социально-экономический субъект в хозяйстве страны»