Цели урока:
- Закрепление и систематизация знаний по теме: “Внутренняя энергия, способы её изменения. Тепловые процессы. Основные формулы для расчёта количества теплоты. Графики зависимости температуры от времени”.
- Развитие умения самостоятельного анализа и обобщения материала по теме.
- Воспитание коммуникативности и взаимопомощи при работе.
Оборудование:
- Таблицы и схемы с неполными данными.
- Карточки-задания на эстафету.
- Таблицы графиков.
- Лабораторное оборудование: весы, пробирки, горелка, свеча, вода, металлическая трубка, эфир, пробка, верёвка.
- Карточки-задания “Решение задач”, “Формулы и физические величины”.
Перед уроком даётся задание повторить основные формулы, понятия, термины и определения по теме. Урок проводиться в виде игры состоящий из нескольких этапов; класс делиться на команды, обычно по количеству рядов.
Ход урока
1-й этап:
Разминка – на этом этапе командам даются карточки – задания с неполными данными, которые ребята должны заполнить.
Определения:
Тепловое движение – ______________________________________.
Внутренняя энергия – ______________________________________.
______________ – совершить работу или теплопередачей.
______________ – изменение внутренней энергии без совершения работы.
Теплопроводность – _______________________________________.
Конвекция – ______________________________________________.
______________ – перенос энергии с помощью невидимых лучей, испускаемых нагретым телом.
______________ – Q, энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
Удельная тепломоёмкость – ________________________________.
Плавление – _____________________________________________.
__________ – процесс обратный плавлению.
__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Конденсация – ___________________________________________.
Температура плавления – __________________________________.
____________ – температура, при которой жидкость кипит.
____________ – пар, находящейся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
Удельная теплота плавления – _______________________________
________________________________________________________.
Кипение – _______________________________________________.
____________ – количество теплоты, необходимое для превращения жидкости массой 1 килограмм, взятой при температуре кипения, в пар.
____________ – температура, при которой пар становится насыщенным.
Относительная влажность воздуха – __________________________
________________________________________________________.
Удельная теплота сгорания топлива – _________________________
_________________________________________________________.
КПД теплового двигателя – __________________________________
_________________________________________________________.
Схема. (Приложение)
Заполнить пустые рамки в схеме, соединить рамки линиями – стрелками.
Таблица. (Приложение)
Задание: заполните пробелы таблицы.
По итогам первого этапа выбираются капитаны каждой команды и члены жюри. Максимальное количество баллов за каждое задание разминки – 10. Все задания каждой команде даются одновременно
2–й этап:
Конкурс капитанов – капитан каждой команды должен выполнить один из опытов и объяснить его.
- Как можно расплавить лёд, не нагревая его?
- Продемонстрируйте опыт и объясните принцип работы парового двигателя.
- Как с помощью весов определить энергию, выделяющуюся при полном сгорании топлива (сухое горючее или свеча).
- Для чего зайцу большие уши?
- Туман – белого цвета, водяной пар – бесцветен, объясните отличия.
- “Книзу капельками, а кверху – невидимкою”. Отгадайте загадку и опишите процессы.
3–й этап:
Эстафета знаний – каждая команда получает одинаковые задания. Учащиеся первой парты отвечает на первый вопрос, и быстро передают вопросы на вторую парту и т.д. Заполненный лист передаётся жюри, которое оценивает работу на правильность и скорость.
Вопросы:
- Способы изменения внутренней энергии.
- Что называется удельной теплотой сгорания топлива?
- Для чего приствольные круги деревьев на зиму засыпают опилками или соломой.
- На вершине горы 8000 м. вода закипает при температуре 750С, как это объяснить.
- Опишите способ (или способы) передачи тепла от радиаторов отопления в комнате.
- Что такое точка росы?
4–й этап:
“Вопрос на засыпку” – каждая команда составляет по два интересных вопроса и задаёт их игрокам других команд.
5–й этап:
Ярмарка графиков – по графику нужно определить процессы, вещество, температура, время прохождения процессов; получить как можно больше информации из графика, составить связный рассказ. График может быть один на всех, или отдельно на каждую команду. Оценивается каждый правильный ответ (по одному баллу).
6–й этап:
“Бег с препятствиями” – предлагается пройти до финиша, называя без запинки:
- Обозначение физических величин – первая команда: Q, c, m, q, L, t1, t2.
- Формулы для расчёта количества теплоты – вторая команда – назвать процессы: Q=qm, Q=Lm, Q=-Lm/ Q=-m.
- Единица измерения – третья команда – назвать физические величины: [Дж/кгх0С], [Дж/кг], Дж, 0С, кг.
7–й этап:
Решение задач – каждой команде даётся одинаковая задача (или по одной равноценной, можно размножить). Оценивается быстрота и качество работы.
Задача: Какое количество теплоты потребуется, чтобы превратить лёд массой 2 кг в воду, затем килограмм воды в пар?
После проведения игры подводятся итоги: за каждый этап, кроме разминки и графиков по 5 – 10 баллов (по решению жюри).
Подведение итогов.
Задание на дом: повторить термины, понятия, определения темы, формулы, физические величины, единицы измерения.