Тема урока: "В гости к лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Для детей подготовительной к школе группы

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с экосистемой “лес” и с природой северного края. Учить различать и называть лиственные и хвойные деревья; развивать сенсорные восприятия детей и умение их описывать. Воспитывать у детей потребность в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность. Формировать заботливое отношение к своему здоровью и к растениям нашего края.

Материалы:

  • Демонстрационный: яблоко, магнитная доска, картинки семян и хвои сосны; макет корневой системы северных растений на “вечной мерзлоте”; блюдца со свежими северными ягодами, чайные ложечки на каждого ребенка, поднос, рисунок сосны и веточек дерева, веточка багульника, “волшебный паучок”, кассета с записью шума леса и голосов птиц, фито лампа.
  • Раздаточный: картинки хвойных и лиственных деревьев, картинка сосны, конверты с набором лесных жителей, лупы, кора сосны со следами жука-короеда, листы бумаги коричневого цвета, веточки багульника, шишки сосны.

Для опыта: пробирки с водой, мох ягель.

Словарная работа: систематизация слов хвойные, лиственные, кора, корни, багульник, ягель.

Предварительная работа: занятия-экскурсии по экотропе в естественных природных условиях из цикла “Тропинка к здоровью”, беседы, загадки о лесе, дидактические игры.

Ход занятия

В: Ребята, что у меня в руках?

Д: Яблоко.

В: Правильно, яблоко, давайте представим, что яблоко это наша планета Земля. Чего больше на нашей планете воды или суши?

Д: Воды.

В: Посмотрим, так ли это. Делим его на четыре части; действительно, три из них – это вода, то есть водоемы, которые есть на нашей планете, назовите их (ответы детей), а четвертая часть – земля. На земле живут люди, находятся города, дороги, поля, растут леса. Сегодня мы и поговорим с вами об этом удивительном лесном царстве, узнаем его новые тайны. Ребята, почему лес называют легкими планеты?

Д: Потому, что растения очищают воздух.

В: Действительно, если бы на нашей планете не было растений, то не было и нас с вами. Лес нужен людям, и не только потому, что деревья кусты, травы очищают воздух. Лес – это еще и настоящая природная аптека. Лес лечит человека, дает нам силу и здоровье.

В: Какие деревья растут в нашем северном крае? Дети называют деревья, а воспитатель дает каждому ребенку картинку названного дерева. А теперь сделайте круг, и представьте себя тем деревом, которое у вас на картинке. Вот какой лес у нас получился, все деревья в нем перемешались. Как называется такой лес? (Смешанный). Береза, осина, рябина, ива, как назвать вас одним словом? (Лиственные). Сосна, кедр, лиственница, ель – хвойные. А теперь, уважаемые деревья, разделитесь на две группы. Каких деревьев получилось больше? (Ответы детей).

В: А в лесу, куда мы любим ходить с вами на экскурсию, каких деревьев больше?

Д: Ну конечно сосен.

В: И как называется такой лес?

Д: Сосновый.

В: Все деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают. От чего? Кто может поселиться под корой дерева?

Д: Жук-короед.

В: Ребята, перед вами на столах лежит кора погибшего дерева, давайте посмотрим, как жук – короед поедает кору, превращая ее в труху. Посмотрите на обратную сторону коры. Найдите ходы проделанные жуками-короедами. На что они похожи? Рассмотрите их, можно использовать лупы. Кто же помогает деревьям, спасает их от жуков-короедов? Кого называют лесным доктором?

Д: Дятла. Он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры.

В: От чего еще могут болеть деревья?

Д: Если кто-то порезал кору или сломал ветку.

В: Как мы можем помочь дереву в его беде? (Ответы детей).

Для чего нужна дереву кора?

Д: Кора защищает дерево.

В: От чего она может его защищать?

Д: От мороза, ветра, от солнца.

Практическая работа.

В: А вот из такого листа бумаги можно сделать что-то похожее на кору дерева, как вы думаете? Давайте попробуем. (Смять лист бумаги, а затем немного разровнять его). Посмотрите, похож наш лист бумаги на кору, сравните.

Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть? (Воспитатель вытряхивает из шишки семена сосны себе на ладонь). Если эти крошечные семена посадить весной в землю, из них вырастет настоящий лес.

Проводится игровое упражнение и упражнение дыхательной гимнастики. (С использованием звуков и запахов леса).

В: Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.

Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.

Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?

В: Когда мы ходили на экскурсию в лес, видели наклонившиеся деревья. Что случилось с этими деревьями? (Ответы детей). Посмотрите на макет нашей почвы. Почему у северных растений корни не растут вглубь? (Ответы детей). Правильно, мы живем на вечной мерзлоте, а корешки растений не любят холод, поэтому и растут вширь переплетаясь между собой, помогая друг другу выстоять во время сильных ветров. Давайте снова представим себя растениями. Теперь ваши руки – это корни, возьмитесь за руки или положите свои руки на плечо соседу, вот так корни растений, переплетаясь, помогают друг другу. Но бывает и так, что корни деревьев во время сильного ветра не смогут удержать дерево, и дерево наклоняется или падает. И в основном это бывает с одинокими деревьями.

В: Все растения и животные леса живут в мире, они нужны друг другу, для животных лес это не только дом но и столовая.

В: Перед вами картинка сосны и конверты. Откройте их. Попробуйте определить, кого из этих животных кормит сосна. (Дети выполняют задание самостоятельно). А теперь, давайте определим вместе и сравним, так ли у вас получилось. (На магнитной доске расположены картинки – семян и хвои сосны; а также животные – дятел, белка, рябчик, глухарь, мышка, сова, рысь).

Кто же из них питается семенами сосны, а кто хвоей?

Семя сосны – белка, дятел, мышка;

Хвоя сосны – рябчик, глухарь.

У нас остались картинки совы и рыси, чем питается эти обитатели леса? (Ответы детей).

В: А под сосной можно встретить небольшие кустарнички. Как они называются?

Д: Голубика, черника, брусника, багульник.

В: Голубика, черника и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с нашими, северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение, а клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа.

Давайте поиграем в игру: “Угадай по вкусу”. Вам предстоит с закрытыми глазами определить, какая ягода попала к вам в рот. (Проводится игра).

В: А это растение – багульник, помогает при простуде. Из него делают различные лекарства. Рассмотрите его. Чувствуете, как он пахнет. На что похожи его листочки? И коренные жители знают о лекарственных свойствах этого растения и тоже им лечатся, но совсем по – другому. Если кто-то в семье хантов или ненцев заболел, все члены семьи садятся вокруг костра, подкладывают в огонь ветки багульника и дышат его ароматом, а на следующий день все здоровы. Вот такое это растение.

В: В нашем лесу есть еще одно удивительное растение, укрывающее землю мягким, зеленым ковром. Что же это за растение? Послушайте загадку:

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох).

Давайте рассмотрим его. Потрогайте его, какой он? Ягель – растение неприхотливое и может выжить даже в самую морозную зиму. Посмотрите, у него совершенно нет корней потому, что пищу он берет в основном из воздуха. Но мох большой друг лесных растений и любимый корм северных оленей. Как вы думаете, почему?

Во время засушливого лета ягель делиться с деревьями и кустарниками своей влагой, помогая им выжить. Вот сейчас ягель, какой (сухой и хрупкий), а если смочить его водой? Каким он станет? Давайте польем его водой и убедимся, так ли это. (Дети поливают ягель водой с пробирки). Понюхайте, чем пахнет ягель? (Ответы детей). Но и для людей это растение незаменимый помощник. Если вы поранились в лесу, и у вас под рукой не оказалось бинта, используйте это удивительное растение. Приложите его к ранке, ягель остановит кровь и быстро залечит вашу рану, лучше зеленки. Вот так. (Показать детям). Ведь это растение настоящий враг микробов.

В: Ребята, посмотрите, у нас в гостях “любопытный паучок”. Он хочет вас проверить, помните ли вы своих “зеленых” друзей? Вам нужно назвать все растения, которые вы видели в лесу во время экскурсий, и о которых мы сегодня говорили. (Паучок “ловит” детей в свою паутинку, кто правильно назовет наши северные растения леса, того паучок отпустит).

В: Ребята, а вот этому дереву нужна ваша помощь, оно погибает. Посмотрите, все хвоя на сосне пожелтела.

А помочь, оживить его сможете только вы, ребята, своими добрыми пожеланиями дереву или лесу. Давайте посмотрим, получится у нас оживить дерево? (Дети говорят свои пожелания, и с каждым пожеланием дерево оживает, становится зеленым и красивым). Посмотрите, ребята, какие вы молодцы, вы спасли дерево. И за это я каждому из вас дерево дарит свою шишку, на память о тех удивительных растениях, которые растут в лесу. Помните о них, и не обижайте.

Литература:

  1. В.Зотов “Лесная мозаика”, М., “Просвещение”, 1993.
  2. Н. Мищенко “Портрет осени”, Челябинск, 2002.
  3. Н. Мишин “Аптека от матушки природы”, 1996.