Цели:
• отработка умения писать слова с жи, ши, ча, ща, чу, щу, делить слова на слоги и для переноса, ставить ударения, работать с понятиями “слово”, “предложение”, “текст”;
• актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений; эффективное использование межпредметных связей для достижения глубины знаний;
• воспитание патриотических чувств любви к Родине, к родному языку, к животным : расширение кругозора, обогащение словарного запаса, развитие памяти, мышления; развитие у детей чувства языка.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.
Жужжащее чтение – 5 минут (по Зайцеву)
3.
Вступительная беседа.Загадка.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. /Cнежинка/
– А какая буква похожа на снежинку?
Стала снежинка буквою “ж”
Солнце её не растопит уже.
4. Чистописание.
- Давайте сначала нарисуем узоры, как мороз.
Ужи, чижи, лыжи, ножи, снежинка.
5. Комментированное письмо.
У Жени пушистые снежинки.
– Поставить ударение в словах.
– Разделить слова на слоги.
– Подчеркнуть буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.
– Мы с вами отправляемся на свежий воздух, в лес.
Физминутка.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес все побежали
И в снежки играть мы стали.
(Во время физкультминутки дети приседают, быстро шагают на месте, руки сзади, потом имитируют игру в снежки.)
6. Письмо по памяти.
Жизнь дана на добрые дела.
– А кто нуждается в наших добрых делах, кому мы можем помочь? /Беседа о зимующих птицах./
– Снег пошёл. Как называется явление, когда идёт снег? /Снегопад/. Посмотрите, и к нам залетели несколько снежинок.
7. Разделите на группы.
– Кому нужны помощники?
Карточка – помощник №1 1) Твёрдые и мягкие согласные 2) Шипящие и нешипящие. |
8. Словарная работа./записать слова в два столбика/
Карточка – помощник №2 Ж ЧШ Щ |
Ножи, ключи, щука, жук, мыши, чаща, чулок, лыжи.
– Назовите, в каких словах встречаются орфограммы.
Вывод: по учебнику с. 83 (А.В. Полякова. “Русский язык”. М.: “Просвещение” 1995 г.)
– Расскажите друг другу.
9. Закрепление пройденного материала.
Работа с сигнальными альбомами.
Кувш..н, ш..пит, овч...рка, ч..чело, угощ…ть, беж…т, щебеч…т, могуч..я, свеж..й, ч..жой.
10. Закрепление по учебнику.
(У детей на партах карточки, указывающие на степень трудности упражнения.)
– № 205 (низкий уровень).
205. Спиши. Подчеркни сочетания ча, ща, чу, щу.
Чашка, часто, чаща, чужой, чулок, щука.
– № 206 (средний уровень).
206. 1. Прочитай скороговорки.
Тащу – не дотащу, боюсь, что выпущу.
Волки рыщут, пищу ищут.
Подогрела чайка чайник, пригласила восёмь чаек.
2. Какой шипящий звук слышится много раз в каждой строчке? Какие буквы стоят после шипящих?
3. Выпиши слова с сочетаниями ча и щу.
– № 208 ( высокий уровень)
208. При списывании чёрточкой раздели слова на слоги и подчеркни буквы после ч и щ.
Чайник, часовой, чашка, кочан, частый, начало, чучело, перчатки, часть, кричу, чудо,
трещать, вращать.
Физминутка.
Уж ты, матушка-зима,
Ты с морозами пришла.
(Дети потирают плечи, постукивают ногой о ногу.)
Ветер воет, вьюга вьет.
(Качают руками над головой.)
Вдоль по улице метет.
(“Моталочка” с поворотом в одну сторону, потом в другую.)
11. Индивидуальная работа на разноуровневых карточках.
У каждого варианта свой консультант, назначаемый учителем, проверяющий по ключу.
Проверка учителем индивидуально.
12. Работа над деформированным текстом.
Трещат, морозы.
тишина, лесу, в, стоит.
по, стучат, дятлы, в , стволу.
ищут, они, пищу, корой, под.
Кому трудно, даётся карточка.
Карточка – помощник № 3 – Что делают морозы? – Что стоит в лесу? – Кто стучит по стволу? – Что они ищут под корой? |
13. Итог – рефлексия.
1. Какие виды работ вам понравились?
2. Написание какого правила повторяли?
3. Оцените свою работу и работу своих товарищей
Благодарю вас за сотрудничество!
14. Домашнее задание.
С. 83, правило, № 210, № 211, № 212 (по выбору).