Тема: Правописание слов с разделительным Ь.
Цель:
- выработка умения правильно писать слова с разделительным Ь;
- развитие логического мышления и познавательной активности;
- привитие интереса к уроку русского языка.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Ну-ка проверь-ка, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Хором: Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку: Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную писать. (Ь как показатель мягкости
согласных.)
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
В корне я стою, друзья. (Разделительный Ь.)
Сегодня на уроке мы вместе проведем исследование на тему “Правописание слов с разделительным Ь” и пронаблюдаем, почему в этих словах нужно писать Ь.
3. Минутка чистописания.
ЬЬЬЬЬ (5 раз).
Перед какими гласными пишется разделительный Ь?
С нижнего соединения -ЬЕ, ЬЁ, ЬЯ.
С верхнего соединения -ЬЮ, ЬИ.
4. Словарно – орфографическая работа.
(На доске слова: В.Р.Б.И, К.Н.КИ, П.Л.ТО, Т.ТРАД., УЧИТ.Л., Д.РЕВ.Я.
– Покажите карточки с буквой, которая пропущена в слове. (Заполняем пропуски на доске ).
– Что общего во всех этих словах? (Безударная гласная, ь.)
– На какие две группы можно разделить эти слова?
а) отвечают на вопрос кто? и что?
б) слова с разделительным Ь и слова где Ь указывает на мягкость согласных звуков;
в) слова с безударной гласной, которую надо запомнить и слова с безударной гласной, которую можно проверить.
(Закрываю слова на доске.)
– Запишите по памяти слова с разделительным Ь.
– Составьте предложение по схеме:
______ как? ======= где?
(Воробьи весело чирикают на деревьях.)
5.
Прочитайте внимательно пары слов в левом столбике. Какая связь между словами? Подберите слово в правый столбик, чтобы связь была та же.
ЖИВОТНЫЕ – ШЕРСТЬ, ПТИЦЫ – ? (перья ) |
ДОЖДЬ – КАПЕЛЬКИ, СНЕГ – ? (хлопья ) |
ХУДОЖНИК –КИСТИ , ОХОТНИК – ? (ружья ) |
ЧЕЛОВЕК – РУКИ, ПТИЦЫ – ? (крылья ) |
На доске запись:
ПЕР..
ХЛОП..
РУЖ..
КРЫЛ...
Что общего в этих словах? (Обозначают много предметов.)
Что мы слышим на конце слова? (Звуки [Й ] и [А].)
Что нужно написать на конце слов? (Букву Я.)
Прочитайте слова. Чего не хватает в словах? (Буквы Ь.)
Почему в словах нужен Ь? (Согласный читается мягко и отдельно от гласного.)
Запишите слова. Выделите орфограмму.
6. Физкультминутка.
“БУРАТИНО”
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул (повторить 3 раза),
И на улицу шагнул.
А на улице встретил щенка.
Я прочитаю стихотворение. Услышите слово с разделительным Ь – приседаете, а если услышите слово с Ь, который указывает на мягкость согласного – хлопаете в ладоши.
Дал собачке кусочек печенья –
И сразу закончились все огорченья.
Я достал в шкафу варенье,
Я к животным – всей душой!
На, поешь для подкрепленья,
Будешь крепок и большой.
7. Исследование.
С. 120, № 204 (учебник Бунеева Р.Н. и др. 2 кл.)
Продолжи ряд однокоренных слов, В каких словах Ь разделяет согласную и гласную? А в остальных словах?
ЛИТЬ, ЛЬЮ, ЛИВЕНЬ, ЛЬЁТ.
В каких случаях употребляется разделительный Ь?
8. Кроссворд
Помогите Незнайке отгадать кроссворд. Впишите слова с разделительным Ь. К доске выходит один ученик и записывает слова, подчеркивает орфограмму.
1) Снежная буря (вьюга).
2) Домики для пчёл (ульи).
3) Мать, отец, дети (семья).
4) Дикое животное (обезьяна).
5) Ягоды, сваренные в сахаре (варенье).
9. Рефлексия
Какую пословицу вы выберете для определения нашего урока?
- Где хотенье, там и уменье.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Повторенье – мать ученья.
– Что было для вас уже легко?
– Что было ещё трудно?
– А что показалось самым интересным?