Цели:
образовательные
- изучить правовые и этические нормы общения в Интернет,
- обсуждать проблемы по данной теме в монологических высказываниях,
- развивать навыки чтения с извлечением определенной информации;
развивающие
- развивать социальную адаптацию на современном уровне развития информационных технологий,
- развивать речь учащихся, правильное употребление терминов,
- развивать все виды памяти,
- в процессе анализа и сопоставления изученного материала развивать самостоятельность мышления, умение формулировать выводы,
- развитие познавательного интереса к предмету и изложенным проблемам,
- научить учащихся пользоваться дополнительной литературой;
воспитательные
- формировать потребность в применении общепризнанных правил поведения в глобальной сети,
- формирование гражданской позиции и чувства ответственности за сопричастность к проблемам работы с информацией,
- воспитание потребности приобщения к глобальным проблемам,
- воспитывать у учащихся уважение к культуре общения,
- воспитывать культуру труда;
- формировать навык работы в группе,
- воспитание уважения к сопернику, умение слушать и достойно вести спор.
Умения и навыки:
Ученик должен усвоить:
- проблемы безопасности;
- меры профилактики;
- понятие этикета в сети;
- понятие авторского права.
Оборудование:
- фрагмент какого-нибудь фильма с сюжетом похищения или повреждения информации;
- мультимедийный проектор, экран;
- презентация к уроку, установленная на компьютеры учеников, тест;
- законы по защите информации в электронном виде.
Содержание доски:
- тема,
- название законов РФ о защите прав,
- таблицы для результатов игр-соревнований,
- адрес презентации и теста, закона.
План:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Актуализация знаний.
- Физкультминутка.
- Работа над темой.
- Игра-соревнование.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Мотивация
Показ фрагмента какого-нибудь фильма с сюжетом похищения или повреждения информации.
Учитель:
Вы знаете, что существуют проблемы по охране информации, её хранении. Информация часто является дорогостоящим товаром. А поэтому находятся злоумышленники, пытающиеся завладеть ею. Нам сегодня надо ответить на вопрос: “Существуют ли методы борьбы с ними?” и другие вопросы, связанные с нашей темой.
Актуализация знаний
Учитель:
Сегодня нам понадобятся знания, полученные на уроке “Компьютерные вирусы”.
Сейчас мы закрепим их с помощью презентации и теста на компьютере. Занимаем места, приступаем к работе.
Физкультминутка
Учитель:
Компьютер отнимает много сил, а они нам пригодятся. Выполним упражнения на снятие напряжения в мышцах. “Поплаваем” в море информации.
Работа над темой
Учитель:
Сегодня мы проведем урок по изучению сложившихся правовых и этических норм общения в Интернет. Вам было дано задание, изучить дополнительный материал по данной теме заранее. Это нам поможет на уроке.
Запишем тему в тетрадь. А теперь, вспомнив предмет “Обществознание”, ответьте на вопрос: “В чём разница между правовыми и этическими нормами поведения?”
Эталон ответов:
Правовые нормы поведения людей имеют юридическую основу и регулируются государственными законами. Этические нормы регулируют поведение людей и их отношения в повседневной жизни по сложившимся традициям и внутренним законам общества. Этические нормы дополняют собой юридические, что позволяет эффективнее регулировать человеческие отношения.
Учитель:
Правовые основы работы с информацией и программным обеспечением заложены в законах РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” от 23.09.92 № 3523-1 и “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.93 № 5351-1 с исправлениями и дополнениями от 19.07.95 № 110-фЗ.
В информационной деятельности юридические законы пока не всегда возможно применить.
Стоит заглянуть и в пользовательское соглашение сайта www.yandex.гu/info/agreement.html. где подробно изложено, чего нельзя делать в Интернете. Запрещены все те противоправные и неэтичные действия, а также распространение материалов, связанных с ними, которые недопустимы в любом цивилизованном человеческом обществе.
Как вы относитесь к слову хакер?
(Ответы учеников)
Учитель:
Многие правонарушители заблуждаются, считая, что если они прикрываются псевдонимом, то это обеспечивает им полную анонимность, и никто не сможет их найти. Большинство серверов регистрируют IP-aдpeca компьютеров, которые к ним подключаются. По IP-aдpecy можно определить, какому провайдеру он принадлежит, и, обратившись к провайдеру, можно легко “вычислить” нарушителя.
Сейчас в Интернете почти не говорят об угрозе со стороны хакеров.
Попытки доступа к закрытой информации немедленно регистрируются автоматическими средствами защиты. Теперь говорят об угрозе самим хакерам. Обычно это не преступники, а молодые люди, которыми движет любопытство и желание померяться силами со средствами защиты. Но их действия не только противозаконны, но и хорошо видны со стороны.
Что такое авторское право?
(Ответы детей.)
Учитель:
По Закону РФ “Об авторском праве и смежных нормах” право на произведение принадлежит тому, кто его создал, или тому, кому автор эти права передал.
Фотографии, рисунки, музыка, литературные произведения, сохраненные в электронной форме или размещенные на сайте в Интернете, также являются объектами авторского права. Это значит, что без согласия автора нельзя использовать его произведения: показывать, воспроизводить, распространять, продавать, перерабатывать и т.д.
Но ведь есть легальная возможность сохранять на своем компьютере web-страницы, тесты, картинки, файлы, и пр. Не нарушает ли это закон? Не нарушает, если цели пользователя не преследуют коммерческую выгоду, а использование производится исключительно в личных целях. Можно также цитировать короткие выдержки из произведений, не получая у автора согласия, но при этом необходимо обязательно указывать его имя.
А вот чего нельзя делать, так это размещать на своем сайте чужие работы без разрешения их собственников. Если вы нашли в Интернете красивую картинку и хотите разместить ее на своём сайте, спросите разрешения у автора. Публикуя произведения без разрешения, пользователь совершает противоправные действия, которые называются воровством контента.
Музыкальный файл, согласно закону, является объектом смежных прав. Права на фонограмму принадлежат ее производителю, а не автору музыкального произведения. Свободное воспроизведение фонограмм без разрешения производителя также разрешается законом, если оно осуществляется в личных целях, не для продажи.
Знак ©, которым обозначается авторское право на произведение, не гарантирует охрану авторских прав, но предупреждает о том, что это произведение охраняется законом, и напоминает всем о необходимости соблюдения авторских прав.
Сейчас прочитайте материал лекции и подготовьтесь к игре соревнованию между командами.
Можно использовать материалы имеющиеся на компьютере.
Игра-соревнование
Учитель:
А сейчас мы проведём игру-соревнование.
Разобьёмся на две команды. При этом я выберу координатора группы.
Первая команда “Злоумышленник”
Вторая команда “Дока-пользователь”
Первая команда - это коллективный злой разум, действующий в Интернет.
Вторая команда - это добропорядочные пользователи сети.
Первая команда, при ответе на вопрос, называет негативные явления, вторая – позитивные.
Ответим на вечный вопрос “Кто победит в борьбе – зло или добро?”
Результаты фиксируются на доске.
Вопросы:
Первая команда - Какие существуют опасности при работе в сети?
Эталон ответов:
- широкая торговля базами данных о частных лицах и предприятиях
- кража личной информации об абонентах мобильных сетей
- нарушение законодательства об охране авторских прав
- одна из важных проблем - вирусы
- спам - это различные рекламные объявления, которые приходят по электронной почте, забивая ящик и мешая загружать нормальные письма
Вторая команда - Какие существуют средства профилактики и борьбы с опасностями при работе в сети?
Эталон ответов:
- чтобы обезопасить себя, необходимо пользоваться антивирусными программами
- не следует загружать программы с сайтов, не заслуживающих доверия
- если в тексте сайта множество грамматических ошибок, и весь он забит рекламными баннерами, то загрузка с такого сайта может быть чревата последствиями
- не открывайте подозрительных писем от неизвестных вам авторов
- осторожно относится к адресу своего ящика вводите свой e-mail только в том случае, если он гарантирует вашу конфиденциальность
- заведите два почтовых ящика: адрес одного говорите только друзьям и знакомым, а для регистрации в Интернете, пишите адрес второго
Первая команда - Какие правонарушения, связанные с работой в сети вам известны?
(Ответы детей)
Вторая команда - Какие меры принимает общество и государство против правонарушений?
(Ответы детей)
Первая команда – Вы являетесь похитителем контента. Ваши действия.
(Ответы детей)
Вторая команда - Вы являетесь автором произведения. Ваши действия для его защиты. Ваши права.
(Ответы детей)
Задание командам. “Реверанс”. - Кто назовёт больше правил этикета.
Эталоны ответов:
- Обращаться к незнакомым людям можно при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
- К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации и вежливыми предложениями, не претендуя на получение ответа. Если ответ не пришел, повторять обращение не следует.
- При обращении к незнакомым людям надо воздерживаться от просьб использовать другие средства связи, например, выслать по почте автограф. Такие просьбы оставляют без ответа, а повторение рассматривают как спам.
- Отправляемое электронное письмо всегда должно быть подписано и указана тема сообщения.
- Если у вас нет возможности сразу ответить на полученное письмо, сообщите, что вы его получили и oтвeтитe позже.
- Не забудьте ответить позже, не затягивайте с ответом.
- Будьте вежливы, не отправляйте флеймов - написанных в запале писем.
- Шутки принято обозначать явным образом при помощи смайликов: ©, ®, и др.
- В тексте сообщения не принято выделять текст прописными БУКВАМИ. Такое выделение рассматривается как крик. В лучшем случае - как неграмотность в вопросах этикета.
- Большие файлы-вложения нужно архивировать. А для обмена очень большими файлами есть другие способы.
- Нельзя посылать рекламу в не предназначенные для этого места. Это грубое нарушение.
- Нельзя посылать незатребованную корреспонденцию. Это тоже нарушение этикета.
Задание командам. Какие профессии служат для сохранения информации, регулирования её использования?
Эталоны ответов: системный администратор, модератор, криптограф.
Подведение итогов
Задание командам. Сделайте вывод.
(О чем мы сегодня говорили на уроке?
Какие силы побеждают в борьбе за информацию?
Пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в вашей жизни?)
Вывод – “добро должно быть с кулаками”, то есть информация нуждается в эффективных методах защиты.
В соревновании победила команда ______ ряда, набравшая большее количество очков.
А вообще, я думаю победило сообщество Интернет, которое пополнилось добропорядочными участниками.
Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.