Современные ученики не представляют себе жизнь без компьютера. Но очень часто это ограничивается различными играми или общением по локальной сети. При этом они не умеют работать в программах, которые позволяют быстро и грамотно подготовить реферат, доклад или другой вид творческой работы, не умеют производить вычисления и строить графики и диаграммы в табличном редакторе EXСEL (это же можно сказать и о других редакторах).
И в тоже время, если им предложить подготовить ответ на экзаменационный билет на компьютере, выполнить тестовое задание в электронном виде с использованием учебника или энциклопедии, то интерес к такой работе резко возрастает и найденная информация надолго запоминается.
В настоящее время существует большое количество программ, используя которые можно изучать теоретические вопросы, учиться решать задачи, выполнять лабораторные работы и др.
Можно предложить ребятам сдать зачет или выполнить контрольную работу в виде творческого задания, в котором соединятся их знания по физике и информатике.
Я организовала зачет по теме “Механическая работа” в виде электронной презентации. Программу PowerPoint ребята изучают на уроках информатики и обычно презентации создаются на исторические темы, о спорте, природе, общественной жизни, рекламного характера. Создание презентации на учебную тему является трудным и интересным заданием.
Цель урока по физике: научить обобщать и анализировать полученные знания, самостоятельно делать выводы, способствовать развитию логического мышления, научить правильно излагать свои мысли.
Цель урока по информатике: используя возможности PowerPoint, создать слайд-фильм, выполняя все требования, предъявляемые к электронной презентации.
В данной работе должны использоваться текст, графики, рисунки из коллекции, эффекты анимации в слайде и при смене слайдов. Цветовые композиции в слайде должны содействовать лучшему восприятию презентации. Этому ребята учатся на занятиях по предмету “Рисунок”.
Заранее определяется количество слайдов: минимум ? 9, максимум ? 25 (так как отметка зависит не только от содержания, но и длительности презентации).
Предварительно учащиеся, на уроках и дома, при изучении данной темы по физике, подбирают необходимый материал: определения, формулы, графики.
Задание рассчитано на 2 урока.
Ход урока
I. Учитель: Сегодня вы будете создавать учебный “минифильм” по физике на тему “Механическая работа”: “…Радость верной руки, понятливость пальцев, из под которых выходит хрупкое создание! Радость разума, который повелевает силами земли, который запечатлевает прихоть своей благородной фантазии. Мои руки - послушные работники, управляемые моим старым помощником, моим мозгом”. Это слова французского писателя Ромена Ролана. Человек, не умеющий ничего делать своими руками, превращается в потребителя.
Мы часто встречаемся с понятиями работа, механическая работа, мощность, но не всегда можем правильно истолковать их. Действительно, в обыденной жизни словом работа называют всякий полезный труд. Ну а что понимают под словами механическая работа в
физике? На этот вопрос вы и должны ответить в своей электронной презентации “Механическая работа”.
Напоминаю, что вы должны обязательно отразить в своей работе по физике:
- что называется механической работой;
- условия совершения механической работы;
- от чего зависит механическая работа;
- формулы, по которым вычисляется работа;
- что такое мощность.
По информатике вы должны показать умение создавать электронную презентацию:
- выбирать фон;
- макет слайда;
- подбирать необходимые рисунки и другие вставки из коллекций;
- использовать эффекты анимации в самом слайде и при смене слайдов.
Очень хотелось бы, чтобы ваши работы были интересными внешне, запоминающимися и несущими верную информацию по заданной физической теме.
II. После выполнения задания все работы просматриваются и результат оценивается не только преподавателем, но и учащимися. Отметка за выполненное задание выставляется как физике, так и по информатике, критерии оговариваются заранее. А мы знаем, что нет более строгих зрителей и членов жюри, чем дети.
Самые хорошие работы остаются в компьютерах как учебные презентации по физике. Эти работы были рассмотрены подробно, отмечены их достоинства и недостатки как по физике, так и по информатике.
Для примера приведу одну из презентаций, выполненную студентом 1 курса (см. приложение № 1).
Как оказалось в дальнейшем, учебный материал, по которому выполнялась электронная презентация, был не только очень хорошо понят, но и надолго остался в памяти учащихся.