Тема урока: "Роскошь общения"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Формировать способность ясно и чётко излагать собственную точку зрения, быть грамотным собеседником

Задачи:

1. Раскрыть слагаемые искусства ведения беседы, умение уважительно относиться к собеседнику, внимательно слушать его, владение мимикой, жестами, интонацией голоса и т.д.

2. Помогать ярче проявлять собственную индивидуальность, чувствовать себя среди других свободнее и уверенней

I. Подготовительная работа

Плакат

А. “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения” (Антуан де Сент Экзюпери)

Б. Оформить в уголке – требования к культуре речи.

Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословия, повторения одного и того же.

  1. Избегай ненужных слов: “знаете”, “понимаете”, “так вот”, “так сказать”, “значит” и т.п.
  2. Не употреблять вульгарных слов и выражений. Не думай, что “пересыпая” речь грубыми словами, ты кажешься взрослым и мужественным.
  3. Будь в словах также вежлив, как и в поступках. Никогда не давай прозвища и клички товарищам. Это унижает человеческие достоинства.
  4. Приветливый, доброжелательный тон создаёт возможности для взаимопонимания; грубый тон порождает ответную грубость.
  5. Культура человека выражается не только в умении говорить, но и слушать.

II. Ход воспитательного часа

А. Вступительное слово воспитателя

В хорошей беседе ума наберёшься, в дурной свой потеряешь – говорит русская пословица. И верно.

Беседа, разговор, диалог – естественные и самые распространенные формы общения. В них проявляется наши характер, знания, вкус.

В беседе ты получаешь возможность как бы посмотреть на себя со стороны, сравнить с другими, понять свои достоинства и недостатки (и этим облегчить их одоление )

Б. Развитие собственной индивидуальности, умение общаться.

- Спросите себя, умеете ли вы вести беседу?

- Что для вас главное: высказаться самой или на равных с собеседником обменяться с ним мнением по какому-либо вопросу.

- Если первое, то не стоит и вступать в беседу.

- Если второе, то умеете ли вы слушать, следить за ходом мыслей собеседника.

Американский психолог Дейл Карнеги сформулировал основные правила общения:

  1. Не перебивай.
  2. Не возражай.
  3. Старайся согласиться с собеседником.
  4. Найди и скажи собеседнику доброе слово.

Умение слушать другого очень важно для полноценного и полезного общения. Правда, для этого надо иметь своё мнение, быть искренним, заинтересованным, вникать в то, что говорят. Иначе сплошь и рядом получается то, что в народе говорят разговор слепого и глухого.

III. Основной этап беседы:

Ведя разговор, помните старинную мудрость: “Самый главный человек на свете - тот кто перед тобой”.

Внимательно относитесь к тому, что говорите. Не злоупотребляйте словами “никогда”, “везде”, “это ерунда”, “чушь” или другие. Нередко самое трудное, начать разговор, произнести первую фразу. Нас преследует опасение показаться слишком банальным, быть неправильно понятым. Подобно тому, как мы стараемся тренировать своё тело, человек обязан тренировать свой интеллект, свой кругозор, свою память, своё воображение.

Вот теперь давайте попробуем.

IV. Релаксационная пауза

А. Направленное воображение

На доске плакат (рис. 1): учитель просит детей закрыть глаза и представить этот квадрат. Он называет. Пчела летит на две клеточки вверх, затем на одну вниз и т.д. Воспитатель представляет пчелу. Когда дети открывают глаза, они сравнивают динамику движения их пчёл с динамикой на доске. (Эта игра помогает расслабиться, развивает внимание, память, а главное умение слышать собеседника.)

       
       
     
     

Рис. 1

V. Этап восприятия нового материала.

Искусством общения можно овладеть. Хорошо бы обращать внимание на выражение лица собеседника, его жесты, мимику.

Американский психолог Аллан Пиз, выявил мимику и жесты, демонстрирующие, что человек внимательно слушает собеседника. Важные значения при этом имеют ладони.

1. Практическое занятие. (техника общения)

А. Раскройте ладони, выпрямитесь - это знак того, что человек внимательно слушает.

Поэтому, ведя беседу, нужно стараться держать их на виду, не скрещивая руки. Собеседник уже подсознательно будет доверять вам.

Б. Старайтесь слушать, не закрывая рот рукой, не почёсывая мочку уха, не потирать веки, не отводить глаза. Эти порой несознательные движения, свидетельствуют о сомнениях и несогласии и вызывают недоверие.

В. Давайте обсудим какой-нибудь фильм или книгу. Если кто-то сидит, подпирает щёку или подбородок рукой это верный признак что ему скучно.

Г. Постукивание пальцами по столу выражает нетерпение.

При внимательном слушании указательный палец собеседника упирается в весок. Если человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересованным, он автоматически головой обопрётся на ладонь.

Итог: Хороший способ расположить к себе собеседника - копировать его жесты. Тем самым он видит, что вы понимаете и разделяете его точку зрения.

VI. Этап закрепления (диалог)

“Речь громкая порой ни чем не блещет
Речь тихая бывает вещая”. (Мирза Шадж)

- Скажите какую речь приятнее слушать?

- О чём свидетельствует грубость? (беспомощность отсутствие аргументов)

- Что самое трудное в общении? (начать разговор)

- Какие жесты вам запомнились?

- Важна ли мимика, интонация при разговоре?

Давайте попробуем произнести фразу

Казнить нельзя помиловать

(на плакате)

VII. Заключительная часть воспитательного часа.

Доброжелательность и чуткость к другому – основа прочных человеческих отношений, залог вашего душевного комфорта. Из всего сказанного не следует, что надо отказываться от своих позиций, в угоду другой стороне. Лучше научиться отстаивать свою точку зрения. Для этого надо досконально продумать и обосновать её. Имейте мужество признать, что и вы не правы. Проявите терпеливость и уважение к чужому мнению. Ведь именно терпимость служит убедительным доказательством внутренней культуры.

И закончить мне хочется словами Расула Гамзатова:

“Чем не искусней меч,
Тем он звенит грозней,
Чем не разумней речь,
Тем говорун шумней”.

И будем помнить, пусть это будет нашим девизом; слова Марины Цветаевой:

“Человеческая душевная беседа – одно из самых глубоких тонких наслаждений в жизни…”