Внеклассное занятие по логопедии "В гостях у Зимушки-зимы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

1. Образовательная:

  • пополнение и активизация словаря на тему: “Зима”;
  • формирование навыка составления грамматически правильных словосочетаний и предложений;
  • совершенствование техники чтения;
  • закрепление изученных орфограмм.

2. Воспитательная:

  • воспитание умения ценить красоту этого времени года;
  • формирование умения работать командой, оказывать помощь и осуществлять взаимоконтроль;
  • подготовка к Новому году.

3. Коррекционная:

  • развитие мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза;
  • развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • учить находить связи между предметами и явлениями.

Оборудование: елка из поролона; сундучок с замком; игрушки с заданиями, фишки; ребусы, загадки, гирлянда стихов; таблицы для чтения, картинный план.

Ход занятия

Оргмомент: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие.

Это занятие-конкурс для двух команд. Выбираем жюри и две команды.

Чтобы угадать, как называются команды, необходимо выделить первые звуки из слов и записать соответствующие буквы в таблички (предлагаются слова на слух либо картинки):

               

- снег, небо, ель, желуди, иней, нитка, карта, иголка

  ь            

- лед, ь, дерево, искры, ночь, кот, ирис

Нацеливание:

- Укрывая в снег дома, по дороге санной
Снова к нам пришла зима гостьей долгожданной.

- Ребята, а почему зиму называют долгожданной гостьей?

- Из каких двух слов состоит это слово? (долго ждали)

- Почему взрослые и дети с нетерпением ждали зиму? (в ответах обратить внимание на красоту природы, зимние забавы, праздник Новый год).

Сегодня мы расскажем, какая бывает зима, какие приметы зимы мы с вами знаем, какие чудеса совершает Зимушка-зима.

- А поможет нам в этом …… отгадав загадку, вы узнаете, что?

Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я главная!

- Верно, это новогодняя елка.

- А вот и наша красавица-елка (вывешивается елка из поролона).

- Какая она? Подберите прилагательные к этому слову.

- Чего же не хватает новогодней елке?(на ней нет игрушек).

Наша задача – нарядить елку игрушками, но они будут не простые, а со сложными, но интересными заданиями.

Вспомните, какие бывают игрушки?

(задание для развития зрительного внимания).

Среди букв необходимо прочитать названия елочных игрушек.

Игрушек у меня целый сундучок, да вот беда – сундучок-то закрыт!

Заперли наш сундучок
На таинственный замок.
Тайну ты постичь намерен?
Способ есть совсем простой:
Потрудись узор на двери
Обвести одной чертой.

Команды выполняют задание на отдельных листочках.

- Справились с заданием и открыли мы замок, а в сундучке - ….!

Логопед достает по одной игрушке, читает задание, а команды их выполняют.

За выполненные задания команды получают снежинки-фишки.

Шар “Собирайка”

Первое задание – собрать разрезанную пословицу.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Снег на полях – хлеб в закромах.

Объясните смысл пословиц.

Задание для болельщиков: Декабрь – году конец, а зиме начало.

Хорошо справились с заданием, шар “Собирайка” повесим на елку.

Шар “Запоминайка”

Прочитать на таблицах и запомнить как можно больше слов-действий.

искрится поет
серебрится гудит
снег кружится ветер воет
падает дует

А так же таблицы на слова “иней”, “мороз”.

И этот шар украсил нашу елку.

Шар “Угадайка”

Задание, которое предлагает этот шар – кроссворд “Зимние месяцы”.

Нужно угадать названия каких зимних месяцев спрятались в кроссворде?

Щиплет уши, щиплет нос, д
Лезет в валенки мороз. ф е в р а л ь
Брызнешь воду – упадет к
Не вода уже, а лед. з и м а
Даже птице не летится, б
От мороза стынет птица. я н в а р ь
Повернуло солнце к лету. ь
Что, скажи, за месяц это? (январь)
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш придет,
Мы встречаем Новый год. (декабрь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
Но бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем – капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну так что за месяц это? (февраль)

Как вы догадались, о каком месяце идет речь? Докажите.

В “Угадайке” есть еще загадки.

- Не снег, не лед, а серебром деревья уберет (иней).

- Села детка на карниз и растет все время вниз (сосулька).

- Без рук рисует, без зубов кусает (мороз).

- Зимнее стекло весною потекло (лед), и т. д.

За правильные ответы команды получают фишки-снежинки.

Слышите, кто-то стучится к нам в дверь.

Входит Вьюга и говорит:

- Этой снежною зимою вьюга в гости к нам пришла.
С серебристой бахромою вам загадки принесла.
Не узнаете сейчас, заморожу я всех вас!

Загадка у Вьюги в волшебном мешочке: нужно на ощупь узнать, что лежит в мешке, описать эти предметы (снег, лед).

- Что помогло вам узнать эти предметы?

- Что с ними произойдет в тепле? (снег и лед тают).

- Молодцы! Справились с заданием, не заморозить вас Вьюге, пусть уходит она поскорее и холод с собой уносит.

А мы продолжим украшать елку игрушками.

ШарПодбирайка”

Задание этого шара – подобрать к словам-предметам подходящие слова-признаки. За каждое прилагательное команда получает фишку, которые потом жюри подсчитывает и подводит общий итог.

Шар “Расшифруйка”

Расшифровать ребусы, в которых зашифрованы зимние забавы (лыжи, снежки, коньки).

Физминутка - лыжная эстафета. Дети по очереди бегают к доске на картонных лыжах.

У доски они вставляют пропущенную букву и объясняют правописание парных согласных на конце слова.

СНЕ - ЛЕ - ХОЛО - МОРО - СУГРО -

Закончилась лыжная эстафета и вы возвращаетесь на свои места.

Конкурс чтецов

Игрушек на елке у нас уже много, а гирлянды с огоньками нет.

Каждой команде логопед дает по гирлянде, но чтобы зажечь на ней огоньки (фишки), дети рассказывают стихотворения о зиме.

Украшаем елку двумя гирляндами.

Много стихов о зиме, молодцы. Вспомните, как называет поэт зиму в стихотворении, которое мы недавно учили? Зима-Чародейка.

Это слово произошло от слова чары - волшебство.

Прочитайте слова и скажите, какое слово больше всего подходит к слову “Чародейка”?

ведьма колдунья фея волшебница

Команды получают задание: составить рассказ о Чародейке-зиме и ее чудесах по картинному плану используются иллюстрации и фотографии зимних пейзажей) и опорным словам:

Морозные узоры Снежные шубы Серебристая шаль

За этот рассказ мы получаем от волшебного сундучка серебристый дождик, который украсит нашу елку, как иней в морозный день.

Итог: Не узнать нашу елку! Какой она стала красивой и нарядной!

Командам осталось последнее задание – расшифровать послание от Чародейки-зимы. Кто быстрее и внимательней?

Читаем буквы только на снежинках.

С И В Н О ! О Р Д Ш В Ь Л Р Ы Ю Т Д Т
И М Л О Г Ю П В ? О Т М В Б Е Н ? О Д
Т Р О Д А П Г Ц М Р К И Т Б ! О Д Ш А

Получилось поздравление: С Новым годом!

С наступающим Новым годом поздравляет вас Зима!

Посмотрите, какая нарядная у нас новогодняя елка! Вы справились со всеми заданиями.

Жюри подводит итоги и объявляет результаты.

Команды получают призы-гирлянды из конфет.