Цели:
1. Образовательная:
- пополнение и активизация словаря на тему: “Зима”;
- формирование навыка составления грамматически правильных словосочетаний и предложений;
- совершенствование техники чтения;
- закрепление изученных орфограмм.
2. Воспитательная:
- воспитание умения ценить красоту этого времени года;
- формирование умения работать командой, оказывать помощь и осуществлять взаимоконтроль;
- подготовка к Новому году.
3. Коррекционная:
- развитие мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза;
- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти;
- учить находить связи между предметами и явлениями.
Оборудование: елка из поролона; сундучок с замком; игрушки с заданиями, фишки; ребусы, загадки, гирлянда стихов; таблицы для чтения, картинный план.
Ход занятия
Оргмомент: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие.
Это занятие-конкурс для двух команд. Выбираем жюри и две команды.
Чтобы угадать, как называются команды, необходимо выделить первые звуки из слов и записать соответствующие буквы в таблички (предлагаются слова на слух либо картинки):
- снег, небо, ель, желуди, иней, нитка, карта, иголка
ь |
- лед, ь, дерево, искры, ночь, кот, ирис
Нацеливание:
- Укрывая в снег дома, по дороге санной
Снова к нам пришла зима гостьей долгожданной.
- Ребята, а почему зиму называют долгожданной гостьей?
- Из каких двух слов состоит это слово? (долго ждали)
- Почему взрослые и дети с нетерпением ждали зиму? (в ответах обратить внимание на красоту природы, зимние забавы, праздник Новый год).
Сегодня мы расскажем, какая бывает зима, какие приметы зимы мы с вами знаем, какие чудеса совершает Зимушка-зима.
- А поможет нам в этом …… отгадав загадку, вы узнаете, что?
Я прихожу с подарками, блещу огнями
яркими, Нарядная, забавная, на Новый год я главная! - Верно, это новогодняя елка. - А вот и наша красавица-елка (вывешивается елка из поролона). - Какая она? Подберите прилагательные к этому слову. - Чего же не хватает новогодней елке?(на ней нет игрушек). Наша задача – нарядить елку игрушками, но они будут не простые, а со сложными, но интересными заданиями. Вспомните, какие бывают игрушки? (задание для развития зрительного внимания). Среди букв необходимо прочитать названия елочных игрушек. |
Игрушек у меня целый сундучок, да вот беда – сундучок-то закрыт!
Заперли наш сундучок
На таинственный замок.
Тайну ты постичь намерен?
Способ есть совсем простой:
Потрудись узор на двери
Обвести одной чертой.
Команды выполняют задание на отдельных листочках.
- Справились с заданием и открыли мы замок, а в сундучке - ….!
Логопед достает по одной игрушке, читает задание, а команды их выполняют.
За выполненные задания команды получают снежинки-фишки.
Шар “Собирайка”
Первое задание – собрать разрезанную пословицу.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Объясните смысл пословиц.
Задание для болельщиков: Декабрь – году конец, а зиме начало.
Хорошо справились с заданием, шар “Собирайка” повесим на елку.
Шар “Запоминайка”
Прочитать на таблицах и запомнить как можно больше слов-действий.
искрится | поет | ||
серебрится | гудит | ||
снег | кружится | ветер | воет |
падает | дует |
А так же таблицы на слова “иней”, “мороз”.
И этот шар украсил нашу елку.
Шар “Угадайка”
Задание, которое предлагает этот шар – кроссворд “Зимние месяцы”.
Нужно угадать названия каких зимних месяцев спрятались в кроссворде?
Щиплет уши, щиплет нос, | д |
Лезет в валенки мороз. | ф е в р а л ь |
Брызнешь воду – упадет | к |
Не вода уже, а лед. | з и м а |
Даже птице не летится, | б |
От мороза стынет птица. | я н в а р ь |
Повернуло солнце к лету. | ь |
Что, скажи, за месяц это? (январь) |
Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш придет, Мы встречаем Новый год. (декабрь) |
Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега, Но бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем – капели слышен звон. День прибавился заметно, Ну так что за месяц это? (февраль) |
Как вы догадались, о каком месяце идет речь? Докажите.
В “Угадайке” есть еще загадки.
- Не снег, не лед, а серебром деревья уберет (иней).
- Села детка на карниз и растет все время вниз (сосулька).
- Без рук рисует, без зубов кусает (мороз).
- Зимнее стекло весною потекло (лед), и т. д.
За правильные ответы команды получают фишки-снежинки.
Слышите, кто-то стучится к нам в дверь.
Входит Вьюга и говорит:
- Этой снежною зимою вьюга в гости к нам пришла.
С серебристой бахромою вам загадки принесла.
Не узнаете сейчас, заморожу я всех вас!
Загадка у Вьюги в волшебном мешочке: нужно на ощупь узнать, что лежит в мешке, описать эти предметы (снег, лед).
- Что помогло вам узнать эти предметы?
- Что с ними произойдет в тепле? (снег и лед тают).
- Молодцы! Справились с заданием, не заморозить вас Вьюге, пусть уходит она поскорее и холод с собой уносит.
А мы продолжим украшать елку игрушками.
Шар “Подбирайка”
Задание этого шара – подобрать к словам-предметам подходящие слова-признаки. За каждое прилагательное команда получает фишку, которые потом жюри подсчитывает и подводит общий итог.
Шар “Расшифруйка”
Расшифровать ребусы, в которых зашифрованы зимние забавы (лыжи, снежки, коньки).
Физминутка - лыжная эстафета. Дети по очереди бегают к доске на картонных лыжах.
У доски они вставляют пропущенную букву и объясняют правописание парных согласных на конце слова.
СНЕ - | ЛЕ - | ХОЛО - | МОРО - | СУГРО - |
Закончилась лыжная эстафета и вы возвращаетесь на свои места.
Конкурс чтецов
Игрушек на елке у нас уже много, а гирлянды с огоньками нет.
Каждой команде логопед дает по гирлянде, но чтобы зажечь на ней огоньки (фишки), дети рассказывают стихотворения о зиме.
Украшаем елку двумя гирляндами.
Много стихов о зиме, молодцы. Вспомните, как называет поэт зиму в стихотворении, которое мы недавно учили? Зима-Чародейка.
Это слово произошло от слова чары - волшебство.
Прочитайте слова и скажите, какое слово больше всего подходит к слову “Чародейка”?
ведьма | колдунья | фея | волшебница |
Команды получают задание: составить рассказ о Чародейке-зиме и ее чудесах по картинному плану используются иллюстрации и фотографии зимних пейзажей) и опорным словам:
Морозные узоры | Снежные шубы | Серебристая шаль |
За этот рассказ мы получаем от волшебного сундучка серебристый дождик, который украсит нашу елку, как иней в морозный день.
Итог: Не узнать нашу елку! Какой она стала красивой и нарядной!
Командам осталось последнее задание – расшифровать послание от Чародейки-зимы. Кто быстрее и внимательней?
Читаем буквы только на снежинках.
С | И | В | Н | О | ! | О | Р | Д | Ш | В | Ь | Л | Р | Ы | Ю | Т | Д | Т |
И | М | Л | О | Г | Ю | П | В | ? | О | Т | М | В | Б | Е | Н | ? | О | Д |
Т | Р | О | Д | А | П | Г | Ц | М | Р | К | И | Т | Б | ! | О | Д | Ш | А |
Получилось поздравление: С Новым годом!
С наступающим Новым годом поздравляет вас Зима!
Посмотрите, какая нарядная у нас новогодняя елка! Вы справились со всеми заданиями.
Жюри подводит итоги и объявляет результаты.
Команды получают призы-гирлянды из конфет.