Тема: “География народных промыслов Подмосковья”
Тип урока: ярмарка - аукцион
Цели и задачи:
- познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;
- выявить художественную и культурную ценность народных промыслов;
- вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;
- раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, их историко-культурную значимость;
- изучить творческие проблемы художественных промыслов, их ведения и расширения;
- частично осветить особенности народных промыслов, их педагогическую значимость;
- предоставить возможность учащимся познакомиться ближе с некоторыми видами народных промыслов Подмосковья;
- привить любовь к истории и географии родного края, художественным ценностям.
Оборудование: карта Подмосковья, схема-карта географии народных промыслов Подмосковья, выставка литературно-художественных изданий о народных промыслах, различные виды изделий народных промыслов Подмосковья, плакаты.
Ход урока.
I. Вводное слово учителя с выступлениями учащихся |
Учитель: Сегодня наш урок-ярмарка посвящен народным промыслам Подмосковья, на котором мы постараемся раскрыть их историко-культурную значимость. |
1-й уч-ся: “Внимание, внимание! Учитель: Ярмарка – своего рода Душа Народа Русского, особенный мир со своим укладом, порядками, традициями. Но все это неразрывно связано и совпадает с традициями народа и Руси – России. Причем лучшими и яркими:
Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко в глубь веков. У разнообразных художественных промыслов и ремесел Подмосковья богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла. Почти каждый дом Московском посаде был одновременно и мастерской ремесленника. Много веков минуло с той поры, когда Русь стала известна западным соседям “как страна городов”. Первоначально слово город означало “огороженное, защищенное место, крепость”. Позднее возле этих стен стали возникать промышленные предприятия, которые населял всякий торговый и ремесленный люд. Как говорится, “умелые руки голодными не останутся” - ремесло всегда было в почете. Россия в праве гордиться замечательными мастерами. Среди народных умельцев особое место принадлежит мастерам “потешных дел” - игрушечникам. Народная игрушка, сочетающая в себе древние традиции (наследие предков) и индивидуальное творчество мастера обязательно несет в себе отпечаток времени и местности, где была изготовлена, что находит выражение в выборе материала, стиля, сюжета. Наиболее характерными, подсказанными самой природой материалами, с которыми обычно имели дело русские мастера-игрушечники, являются дерево и глина. Промыслы деревянной игрушки возникали повсеместно, но признанным историческим центром “потешного промысла” в нашей стране стал Сергиев Посад, расположенный на живописных холмах Подмосковья, возле стен знаменитого монастыря Троице-Сергиевой Лавры. Наш город называют столицей игрушечного производства, игрушечного царства. Сохранилась легенда, что первую игрушку сделал Сергий Радонежский, 600 лет назад. Сергиеву Посаду и району по праву принадлежит одно из самых высоких достижений в области народного искусства. Резьба и роспись по дереву, резьба по кости, роспись по выжиге – это основные виды промыслов, которые прославили Сергиев Посад в веках, как один из ярких очагов традиционного народного искусства. Сергиев Посад известен так же и как родина русской матрешки – разъемной куклы с забавным сюрпризом. В непосредственной близости от Сергиева Посада находится село Богородское. Искусство резьбы по дереву возникло в Богородском три века назад. Ныне это яркий художественный центр народного творчества. Все свои изделия ремесленники привозили на ярмарку… На нашей ярмарке мы постарались представить большую часть товаров народного промысла не только Сергиева Посада, но и всего Подмосковья. 2-й уч-ся:
Учитель: Как не возможно себе представить ни один старинный российский город без колокольного звона, так не возможно его представить без криков уличных торговцев. Крик был и вывеской, и рекламой. 3-й уч-ся:
4-й уч-ся:
5-й уч-ся:
6-й уч-ся:
|
|
II. Основная часть урока.Открытие ярмарки-аукциона 1-я группа |
Группы учащихся в русских народных костюмах предоставляют товары народных промыслов Подмосковья и кратко излагают интересный, заранее подготовленный ими материал об истории отдельных промыслов по плану: - реклама продукции; - место и время зарождения промысла, предпосылки его возникновения; - история развития промысла; - художественные особенности промысла: сюжеты и продукция; - мастера, прославившие промысел; - сегодняшнее положение промысла. “Сергиев Посад – город русской игрушки. Матрешка.” Крик-реклама:
История промысла (по плану) |
2-я группа | “Богородская резьба” Крик-реклама: “Посмотрите, как стройна История промысла (по плану) |
3-я группа | “Абрамцево-Кудринская резьба” Крик-реклама: “Возникла эта резьба не
случайно, История промысла (по плану) |
4-я группа | “Жостово” Крик-реклама: “Подходите! Посмотрите! История промысла (по плану) |
5-я группа |
“Гжель” Крик-реклама:
Вазами с цветами искусными!” История промысла (по плану) |
6-я группа |
“Шали Павловского Посада” Крик-реклама: “Это вам не просто шали! История промысла (по плану) |
7-я группа |
“Миниатюра Федоскина” Крик-реклама: “Подходите! Поглядите! История промысла (по плану) |
III. Заключение. Закрытие ярмарки |
1-й уч-ся:
2-ый уч-ся: “Вот настал момент прощания, |
IV. Подведение итога |
Учитель: Изделия народных промыслов, их нарядность, художественная содержательность создают атмосферу праздника, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными “действующими лицами” в торжественных случаях. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служат прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи. А небольшие сувениры – знаки памяти о национальной культуре народа или даже целой страны. И на основе всего услышанного и увиденного по художественным ремеслам и промыслам, можно сделать следующие выводы:
|