Дидактическая цель урока: формирование знаний – знакомство с новым жанром.
Тип по дидактической цели: изучение нового материала.
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературногопроизведения; формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие внимания (через разные виды работ); развитие образного и логического мышления;
- воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитаниенравственности через анализ содержания художественного произведения.
Оборудование:тексты для разминки; таблицы для игры “Откуда выпали слова?”; карточки с фамилиями писателей; портрет К.Д. Ушинского; выставка книг; учебник "Литературное чтение".
Ход урока
1. Организация класса
Ребята, сегодня у вас необычный урок: во-первых, много гостей, во-вторых, урок буду вести я – Галина Петровна.
Поздоровались с гостями, сели правильно, проверили рабочее место. Вспомним правила посадки при чтении (ответы детей) и постараемся целый урок придерживаться их.
2. Разминка (работа над культурой речи).
1) Прочитать стихотворение самостоятельно (на листах):
Внимание! Внимание! Академия открыта!
Насекомые лесные изучают буквари.
- Шмель и Муха, не жужжите! Успокойся, Стрекоза!
- Повернись к доске, Кузнечик! Сел ты задом наперёд.
- Ты кому расставил сети? Убирайся, злой Паук!
- Таракан, не корчи рожи!
- Не подсказывай, Сверчок.
После первой перемены
Мы продолжим наш урок.
Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало –
Только ползать и летать!
2) Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? С какой целью написал его С. Михалков? Что делал Кузнечик? Сверчок? Паук? Прочитайте побудительное предложение. Прочитайте стихотворение в парах по две строчки.
3) А теперь задание на внимание: зачеркнуть во всём тексте букву “ч” карандашом.
3. Проверка домашнего задания.
А в каком произведении вы ещё встречались со Сверчком и Паучком? (“Про Сверчка, Мышь и Паучка”.)
И какое домашнее задание вы готовили?
Сейчас прочитаем стихотворение по ролям. Какие действующие лица? Будут читать 4 ученика, а остальные – внимательно следят за их чтением и оценивают в конце: зелёный свет – выразительное чтение, правильное; красный свет – надо стараться, были неточности.
(Чтение по ролям.)
Оцените чтение товарищей.
4. Игра “Пересадки” – расскажите всё, что знаете о слове “паучок”.
5. Актуализация знаний.
1) Как называется раздел, который мы с вами изучаем? (“Читаем выразительно”.)
Много вы произведений уже прочитали, а помните ли вы их, я узнаю сейчас: случилась беда – слова потерялись из некоторых произведений, забыли, кто у них автор. Давайте поможем им.
Игра “Из какого произведения выпали слова”:
а) земляника Заяц здоровье (С.Козлов “Заяц и Медвежонок”);
б) тишина игрушки луч (Е.Благинина “Посидим в тишине”)
в) книга посуда пирожное (Ю.Ермолаев “Два пирожных”)
Игра “Внимание” (физминутка)
2) Рассказ учителя.
Сегодня мы познакомимся с произведениями писателя К.Д. Ушинского (портрет). Он был не только писателем, но и педагогом. А кому из вас знакомо слово “педагог”? (Ответы учеников). Педагог — это учитель, преподаватель (карточки). Это синонимы.
Жил К.Д. Ушинский в XIX в. (1824–1870), в те времена не было таких школ, как сейчас, не было учебников. К.Д. составил для учеников начальной школы учебники: “Детский мир” и “Родное слово” (выставка книг). В этих книгах писатель рассказывал маленьким читателям о жизни и труде людей, о чудесах природы, об окружающем мире.
Здесь есть и рассказы, и басни. Может быть, кто-то вспомнит, что такое басня?
(Басня – короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в скрытой форме изображающий людей и их поступки). А знаете ли вы, кто ещё писал басни? (Крылов И.А., Толстой Л.Н.)
3) Чтение басни “Гусь и журавль” учителем.Что вы хотите сказать?
Кто вам понравился? Почему? Кто может о себе так сказать?
4) Повторное чтение басни учащимися самостоятельно.Как нужно читать слова гуся?
А журавля?
Чтение по ролям: фронтально, в парах.Какова главная мысль басни, чему она учит?Имеет ли это отношение к людям? Объясните.
Физминутка.
Чтение басни “Кто дерёт нос кверху” учителем.
Как вы понимаете выражение “дерёт нос кверху?” (зазнаётся, важничает). А "торчмя торчит"? (Находится в стоячем положении, высовываясь откуда-нибудь.)
6) Чтение басни учащимися по ролям.
Какой вывод следует из этой басни — мораль? Какие пословицы подойдут к этим басням? (Таблицы)
6. Рефлексия.
Какие задания показались интересными? Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
7. Оценка работы
Оцените свою работу.
С каким настроением вы заканчиваете урок? Я благодарна вам за отличную работу. Спасибо!