Урок по чтению по теме: «К.Д. Ушинский. "Гусь и журавль", "Кто дерет нос кверху"». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Дидактическая цель урока: формирование знаний – знакомство с новым жанром.

Тип по дидактической цели: изучение нового материала.

Цели по содержанию:

  • образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературногопроизведения; формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие внимания (через разные виды работ); развитие образного и логического мышления;
  • воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитаниенравственности через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование:тексты для разминки; таблицы для игры “Откуда выпали слова?”; карточки с фамилиями писателей; портрет К.Д. Ушинского; выставка книг; учебник "Литературное чтение".

Ход урока

1. Организация класса

Ребята, сегодня у вас необычный урок: во-первых, много гостей, во-вторых, урок буду вести я – Галина Петровна.

Поздоровались с гостями, сели правильно, проверили рабочее место. Вспомним правила посадки при чтении (ответы детей) и постараемся целый урок придерживаться их.

2. Разминка (работа над культурой речи).

1) Прочитать стихотворение самостоятельно (на листах):

Внимание! Внимание! Академия открыта!

Насекомые лесные изучают буквари.

- Шмель и Муха, не жужжите! Успокойся, Стрекоза!

- Повернись к доске, Кузнечик! Сел ты задом наперёд.

- Ты кому расставил сети? Убирайся, злой Паук!

- Таракан, не корчи рожи!

- Не подсказывай, Сверчок.

После первой перемены
Мы продолжим наш урок.
Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало –
Только ползать и летать!

2) Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? С какой целью написал его С. Михалков? Что делал Кузнечик? Сверчок? Паук? Прочитайте побудительное предложение. Прочитайте стихотворение в парах по две строчки.

3) А теперь задание на внимание: зачеркнуть во всём тексте букву “ч” карандашом.

3. Проверка домашнего задания.

А в каком произведении вы ещё встречались со Сверчком и Паучком? (“Про Сверчка, Мышь и Паучка”.)

И какое домашнее задание вы готовили?

Сейчас прочитаем стихотворение по ролям. Какие действующие лица? Будут читать 4 ученика, а остальные – внимательно следят за их чтением и оценивают в конце: зелёный свет – выразительное чтение, правильное; красный свет – надо стараться, были неточности.

(Чтение по ролям.)

Оцените чтение товарищей.

4. Игра “Пересадки” – расскажите всё, что знаете о слове “паучок”.

5. Актуализация знаний.

1) Как называется раздел, который мы с вами изучаем? (“Читаем выразительно”.)

Много вы произведений уже прочитали, а помните ли вы их, я узнаю сейчас: случилась беда – слова потерялись из некоторых произведений, забыли, кто у них автор. Давайте поможем им.

Игра “Из какого произведения выпали слова”:

а) земляника Заяц здоровье (С.Козлов “Заяц и Медвежонок”);

б) тишина игрушки луч (Е.Благинина “Посидим в тишине”)

в) книга посуда пирожное (Ю.Ермолаев “Два пирожных”)

Игра “Внимание” (физминутка)

2) Рассказ учителя.

Сегодня мы познакомимся с произведениями писателя К.Д. Ушинского (портрет). Он был не только писателем, но и педагогом. А кому из вас знакомо слово “педагог”? (Ответы учеников). Педагог — это учитель, преподаватель (карточки). Это синонимы.

Жил К.Д. Ушинский в XIX в. (1824–1870), в те времена не было таких школ, как сейчас, не было учебников. К.Д. составил для учеников начальной школы учебники: “Детский мир” и “Родное слово” (выставка книг). В этих книгах писатель рассказывал маленьким читателям о жизни и труде людей, о чудесах природы, об окружающем мире.

Здесь есть и рассказы, и басни. Может быть, кто-то вспомнит, что такое басня?

(Басня – короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в скрытой форме изображающий людей и их поступки). А знаете ли вы, кто ещё писал басни? (Крылов И.А., Толстой Л.Н.)

3) Чтение басни “Гусь и журавль” учителем.Что вы хотите сказать?

Кто вам понравился? Почему? Кто может о себе так сказать?

4) Повторное чтение басни учащимися самостоятельно.Как нужно читать слова гуся?

А журавля?

Чтение по ролям: фронтально, в парах.Какова главная мысль басни, чему она учит?Имеет ли это отношение к людям? Объясните.

Физминутка.

Чтение басни “Кто дерёт нос кверху” учителем.

Как вы понимаете выражение “дерёт нос кверху?” (зазнаётся, важничает). А "торчмя торчит"? (Находится в стоячем положении, высовываясь откуда-нибудь.)

6) Чтение басни учащимися по ролям.

Какой вывод следует из этой басни — мораль? Какие пословицы подойдут к этим басням? (Таблицы)

6. Рефлексия.

Какие задания показались интересными? Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

7. Оценка работы

Оцените свою работу.

С каким настроением вы заканчиваете урок? Я благодарна вам за отличную работу. Спасибо!