Создание здоровьесберегающей среды на уроке

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Быть здоровым – это естественное желание человека.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Причём здоровье детей мы должны рассматривать с разных сторон:

  1. в физическом плане (ребёнок умеет преодолевать усталость, действует в оптимальном режиме);
  2. в интеллектуальном плане (проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение);
  3. в нравственном плане (честен, эмпатичен (умеет сопереживать), самокритичен);
  4. в социальном плане (коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить);
  5. в эмоциональном плане (уравновешен, способен удивляться и восхищаться).

Но в силу разных причин: физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей, 25 – 35 % пришедших в 1 класс детей имеют физические недостатки или хронические заболевания, только 8 – 10 % выпускников школы можно считать действительно здоровыми …, проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными.

Изучение состояния здоровья детей и подростков показало, что из года в год снижается численность детей первой группы (практически здоровых), возрастает численность детей с хроническими заболеваниями. Одной из причин роста численности заболеваний является тот факт, что дети, поступающие в 1 класс, имеют ряд серьёзных хронических заболеваний; другая причина - в школе недостаточно условий для коррекции и сохранения здоровья. Опыт школ, работающих над проблемой сохранения здоровья, показывает, что общеобразовательное учреждение при привлечении всех заинтересованных лиц (медики, психологи, социальные педагоги, родители, учителя, дети) может создать условия, которые частично обеспечат сохранение здоровья нашим детям.

Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающий и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям.

Я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроке.

I

С 2000 по 2003 год вся наша школа после первого урока выполняла разминочный комплекс по Норбекову. С 2004 года это из практики школы ушло. Но я сейчас включаю упражнения данного комплекса вместо физминуток на уроке.

II

10% информации мы запоминаем из того, что слышим; 50 % информации мы запоминаем из того, что видим; 90 % информации мы запоминаем из того, что делаем сами. Особое значение в развитии познавательной сферы и личности в целом играет зрительная информация. Поэтому учащиеся с дефектами зрения находятся, как правило, в более неблагоприятном положении по сравнению со здоровыми детьми: вследствие дефектов зрения мышление ребёнка опирается на неточные и неполные данные, что может привести к формированию искажённых понятий и представлений.

Для профилактики близорукости я использую:

  • потолочный тренажёр для глаз (при использовании упражнений происходит укрепление мышц шейных позвонков и укрепление мышц глаза) [4; 7];
  • упражнения для глазодвигательных мышц:

- плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5 – 6 раз);
- посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
- вращать глазами по кругу по часовой стрелке и обратно.

  • упражнения, снимающие утомление глаз:

- сидя, крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть на 3 – 5 секунд. Повторить 6 – 8 раз (упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровоснабжения век и расслаблению мышц глаза);
- сидя, быстро моргать в течение 1 – 2 секунд (способствует улучшению кровоснабжения);
- стоя, смотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, а затем поставить палец руки на 25 – 30 см от глаза, перевести взор на кончик пальца и смотреть прямо на него 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 раз (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии);
- сидя, закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальцев в течение минуты (способствует расслаблению мышц, улучшает кровоснабжение).

  • учебный материал располагаю на “волне”.

(Например: 2 класс, 4 четверть, урок чтения “Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Проблемный вопрос урока “Какое открытие сделал Маленький принц?”. Учитель просит детей посмотреть вокруг и из слов (слова висят на стенах класса, разного цвета) составить 3 предложения (работает 3 группы). Полученные предложения располагаем на “волне”, а потом читаем их хором.

1. Зорко одно лишь сердце.
2. Самого главного глазами не увидишь.
3. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. )

  • таблицы, схемы оформляю в разных цветах и на доске работаю мелом разного цвета.

Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека – вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.

Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый – на умственное, а голубой - на эмоции.

Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый – цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.

От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше, чем на белой, а на красной, напротив, уменьшилось на 19%.

Таблицы, схемы выполняются или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Менять местами цвета нельзя.

III

Использую на уроках “Сенсорный крест”. Он укрепляет мышцы спины (профилактика нарушения осанки), снимает гиподинамику, стабилизирует эмоциональное состояние (карточки, расположенные на “сенсорном кресте”, разного цвета). “Сенсорный крест” висит посередине доски или с краю на такой высоте, чтобы дети, подойдя к “кресту” не просто достали карточку, а потянулись за ней (позвоночник распрямляется, снимается напряжение с плечевого пояса). Карточки даны разного цвета – ребёнок выбирает карточку понравившегося цвета (стабилизируется эмоциональное состояние), страх перед выполнением задания проходит, и ребёнок спокойно выполняет задание.

IV

На уроке я использую тренажёр для стоп (массажный коврик). Это квадрат 30 см х 30 см из хлопчатобумажной ткани или другого материала с галькой, пуговицами и т.д. Ткань должна быть не тонкой, чтобы ногам было не больно. Тренажер восстанавливает правильный свод стопы (профилактика плоскостопия), улучшает циркуляцию крови, активизирует биологические точки, представительства всех внутренних органов, снимает усталость. Я использую его следующим образом: на одном из уроков дети разуваются, и весь урок их ноги стоят на массажном коврике. Но можно использовать коврик и в течение дня при проведении физминуток (дети становятся на коврик только во время физминуток или зарядки для глаз). (приложение 2, приложение 3)

V

Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно. мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

В 1 и 2 классах я использовала

  • тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом). При их использовании происходит:

- стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;
- влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;
- улучшение циркуляции крови;
- активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.

  • пальчиковую гимнастику.

VI

Не нужно забывать и о дыхании.

Урок я начинаю с успокаивающего дыхания, во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. (приложение 4)

успокаивающее дыхание:

Вдох - выдох - пауза
4 с - 4 с - 2 с
4 с - 5 с - 2 с
4 с - 6 с - 2 с

мобилизующее дыхание:

Вдох - пауза - выдох
4 с - 2 с - 4 с
5 с - 2 с - 4 с
6 с - 2 с - 4 с
  • Использую упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов:

- эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:
[ и ] – мозг, функция почек
[ э ] – железа внутренней секреции
[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа
[ о ] – средняя часть груди
[ ои ] – сердце
- после ритмичного дыхания (дышать через нос), рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки Б, В, Н, Т, Ж, Ш, Ф – воздух как бы выталкивается через нос.

  • Пение полезно для здоровья (особенно если проблемы с лёгкими или частые бронхиты). У меня музыкальный класс, дети очень много поют, и в классе почти никто не болел бронхитами и не имел проблем с лёгкими.

VII

Во время урока я иногда использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.

VIII

Также не забываю о том, что дети должны двигаться для снятия напряжения с плечевого пояса, с позвоночника – то есть не забываю о подвижных физминутках. Самую большую физминутку провожу на 20 минуте урока, так как на этой минуте наступает фаза компенсированного (преодолеваемого) утомления.

IX

Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы с вами должны формировать адекватную самооценку у детей. Поэтому в работе с детьми мы должны употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. В газете “Начальная школа” приложение к газете “Первому сентября” № 15 – 2005 год была статья “Сто слов, которые следует употреблять в работе с детьми”. Не нужно забывать “Слово – лечит, слово и калечит”. (приложение 1)

X

Ежегодно во 2 и начале 3 четверти в классе провожу витаминизацию детей (родители покупают витамины) и в классе ежедневно стоит блюдце с пихтовым маслом, которое убивает болезнетворные микробы.

Так как одно из направлений моей работы воспитание и формирование здорового образа жизни, то я хочу ввести в свою работу в 3 и 4 классах:

  • “дерево здоровья” для наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это “дерево” заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение.
  • сочинения о важности здоровья (“Здоровье и питание”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “Как вырасти здоровым и умным?” и т.д.).
  • классные часы по теме здоровья

Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. И это мы с вами должны осознавать. Важнейшим звеном социализации подрастающего поколения должно стать общеобразовательное учреждение, так как на этапе возрастной социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова – Москва, Ставрополь, 2003г.
  2. Как сохранить и укрепить своё здоровье: психологические установки и упражнения. Н.Н.Синягина, И.В.Кузнецова - Москва, 2003 г.
  3. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. В.Ф.Базарный – Сергиев Посад, 1995 г.
  4. “Подвижный” способ обучения и его влияние на развитие учащихся. Л.А.Лецких – журнал “Завуч начальной школы” № 1 – 2004 год, с. 34 - 50
  5. Предупреждение близорукости. В.П.Щербинина. – журнал “Начальная школа” № 2 – 1991 г., с. 85
  6. Укреплять здоровье. А.И.Попова. – журнал “Начальная школа” № 6 – 1990 г., с. 89 – 92