Уроки по теме: "Морфемика и словообразование". Орфография в 10-м классе с использованием ИКТ

Разделы: Русский язык


Уроки № 1-2

Цели и задачи:

Повторить ранее изученный материал по теме “Морфемика и словообразование”, отработать алгоритм морфемного и словообразовательного разбора слов, закрепить навыки правописания.

Оборудование:

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, стереоколонки

Программное обеспечение:

ММ комплекс “1С: Репетитор. Русский язык”

Звуковой файл 045_Russkii_ustnii_Vorozheya.mp3 (Аудиословарь “Русский устный” на портале “Грамота.ру”: http://www.gramota.ru/radiosafonova.html) в записи

Презентация в PowerPoint

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Орфоэпическая пятиминутка.

Прослушивание звукового файла 045 аудиословаря “Русский устный”, в ходе которого учащиеся делают записи в акцентологический словарик тетради-справочника.

3. Работа по теме урока.

3.1. Фронтальная беседа по вопросам №№ 1 – 8 главы “Состав слова и словообразование” с. 63 учебника [1]. Для ответов привлекается теоретический материал с.63 – 73.

3.2. Знакомство с презентацией “Состав слова и словообразование” (Приложение1).

3.3. Закрепление материала:

  • Упр.121, 132, 151 учебника
  • Работа с программой “1С: Репетитор” (практикум по теме “Словообразование”)

4. Домашнее задание: упр. 131, 152, 154 [1].

Уроки № 3–4

Тема: Морфемика и словообразование. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора

Цели и задачи:

Закрепить изученное на материале повышенной сложности, подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по данной теме

Оборудование:

Компьютеры

Программное обеспечение:

ММ комплекс “1С: Репетитор. Русский язык”

“Готовимся к ЕГЭ. Русский язык” (сетевая версия)

Тест “Морфемика и словообразование”, составленный на основе программы

“Тест 2000”

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение, расставить и графически объяснить знаки препинания в нём. Произвести указанные разборы (1 – фонетический разбор, 2 – морфемный разбор, 3 – словообразовательный разбор).

Александр Иванович хотел быть молодым и свежим в тот день когда всё возвратится1, 3 к старому3 и он сможет выйти из подполья3 безбоязненно2 раскрыв 2, 3 свой чемоданишко (И. и П.). [2]

3. Отработка умений морфемного и словообразовательного разбора на материале повышенной сложности

3.1. Умение выделять суффикс –j – в словах типа безделье, подполье, веселье.

3.2. Знакомство с понятием “аппликация” (наложение морфем) в словах типа одесский, смоленский, братский (от Братск), отворить, встать.

3.3. Умение определять способ словообразования “нулевая суффиксация” (бессуффиксный способ)

  • Упр. 246 [2]
  • Упр. 3 в разделе “Нулевой суффикс” ММ комплекса “1С: Репетитор. Русский язык”

4. Составление словообразовательных цепочек:

Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный – выигрышно

Лицо – облицевать – облицовывать – облицовщик

Мысль – мыслить – смыслить – смышлёный – несмышлёный – несмышлёныш

5. Тренинг в разделе “Состав слова и словообразование” программы “Готовимся к

ЕГЭ. Русский язык” (сетевая версия).

6. Решение теста “Морфемика и словообразование” (в программе “Тест-2000”)

7. Итог урока, объявление оценок.

8. Домашнее задание: вопросы №№ 9 -11 с. 63, упр. 136, 138, 145 [1].

Уроки № 4–5

Тема: Орфографический практикум. Проверочный тест по теме “Морфемика и словообразование. Орфография”

Цели и задачи: закрепить правописание приставок на –З (-С), ПРЕ- и ПРИ-, букв И-Ы после приставок; контроль усвоения темы

Оборудование:

Компьютеры, подключённые к Интернету, проектор, экран, стереоколонки

Раздаточный материал трёх уровней сложности [3]

Программное обеспечение:

“Русский язык. 9 – 11. Экспресс-методика быстрого усвоения школьного курса и подготовки к экзаменам. Школа 2005” © 2005 Новая школа. ® 2005 РМГ Мультимедиа

Учебник грамоты на портале “Грамота.ру” (http://www.gramota.ru/idictation/idictation.php?id=60, 62, 66)

Ход урока

1. Оргмомент

2. “Литературный диктант” № 87 [4]

3. Актуализация знаний учащихся по орфографическим темам: “Правописание приставок на – з (- с)”, “Приставки пре- и при-”, “Буквы и – ы после приставок” с применением раздела “Учебник” диска “Русский язык. 9 -11”

4. Выполнение упражнений из “Учебника грамоты” на портале “Грамота.ру”

5. Упражнение на повторение.

Записать предложение, расставить и графически объяснить знаки препинания в нём. Произвести указанные разборы (1 – фонетический разбор, 2 – морфемный разбор, 3 – словообразовательный разбор).

Старуха3 била его а побив2 крестилась2, 3 в угол на иконы и упрашивала со слезами

Матерь Божия3 прости2 Христа ради за обиду3 сироте! [2]

6. Проверочный тест трёх уровней сложности [3, с. 28 -39].

7. Домашнее задание: упр. 144, 146, 147, 149 [1].

Список литературы

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1998.
  2. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др.; Отв. Ред. И.В. Галактионова и Е.И. Литневская. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. – (Московский университет – школе).
  3. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10 – 11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский Лицей, 2005.