Конституциональная гипермобильность. Особенности проведения физкультурных занятий с гипермобильными детьми

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Старшая группа детей дошкольного возраста в полном составе гуляет на улице. Девочки окружили воспитателя, общается “о своем”. Мальчишки организовали игру в мяч: перебегая с места на место, бросают его друг другу. Увлечены все. Антон, один из играющих, как и остальные передвигается по площадке, пытается быть в игре, но … то, что у других получается легко, мальчику дается с трудом: мячи выскакивают из рук, а бег выходит медленным и неуклюжим. Постепенно ребята оттесняют Антона в сторону, и он, огорченный, садится на скамейку, чуть не плачет. На предложение воспитателя вернуть ребенка на поле , играющие протестуют: “Зачем он нам? Только под ногами путается …”

Родители Антона в недоумении: почему так? По всем показателям (обследование, результаты анализов, консультации с врачами) здоровье сына в порядке, не жалуется ни на что и желание двигаться, бегать у него есть, но в связи с физкультурными неудачами желания этого становится все меньше.

В практике мануальной медицины есть такое понятие – конституциональная гипермобильность, о которой должны знать как врачи, так и работники физвоспитания (инструктора ФИЗО, преподаватели физкультуры, тренеры). Конституциональную гипермобильность следует рассматривать как один из вариантов нормального развития ребенка и связана она с врожденными индивидуальными особенностями мышечной регуляции. В основе общей гипотонии мышц лежит конституционный фактор. Конституциональная гипермобильность становится патологической лишь тогда, когда нагрузка превышает способность мускулатуры переносить ее. Это относится прежде всего к однообразным, повторяющимся движениям, нагрузке положением. В отличие от гипермобильоности, связанной с тренированностью мышц при занятиях спортом, при конституциональной гипермобильности мышцы изначально не приспособлены к активной работе, что особенно проявляется при статической нагрузке. Конституциональная гипермобильность внешне проявляется как неловкость, неумелость, неуклюжесть ребенка. Такие дети, по всем остальным физическим параметрам не отличающиеся от других, гораздо медленнее и качественно хуже осваивают новые двигательные навыки, даже самые простые упражнения выполняют не так, как остальные дети, “некрасиво”. Физкультурные занятия и даже подвижные игры не вызывают у них интереса, они либо остаются сидеть на скамейке, либо очень быстро выходят из игры и лишь пассивно наблюдают за общим действием. На занятиях физкультурой стесняются делать лишние движения, переживают по поводу насмешек и оценок со стороны сверстников. В повседневной жизни эти дети чаще, чем другие, запинаются, падают, роняют предметы, разбивают посуду.

По всем остальным физическим параметрам и состоянию здоровья они ничем не отличаются от физически более успешных, но вот случилось родиться именно таким.

А так как авторитет в детской среде формируется в том, числе и за счет спортивных успехов, у детей снижается самооценка, начинаются проблемы в отношениях с окружающими: им кажется, что все знают о их неудачах, смеются над ними, дети становятся очень восприимчивыми к мнению других людей, ревностно относится к оценкам в свою сторону.

Свете 6,5 лет, посещает подготовительную группу детского сада, на занятии по рисованию тема: “Я и моя группа”. Работа девочки яркая, фигуры детей четко прорисованы, все играют в догонялки.

- А где здесь ты?- спрашиваем Свету.

- Меня нет, я никого догнать не могу, а меня догоняют сразу, поэтому я сижу в раздевалке и никого не хочу видеть. Надо мной все смеются.

Детская память избирательна: что-то уходит не оставив следа, что-то остается на всю жизнь, трансформируясь в черты характера, отношение к себе, к людям. И кто знает, как “аукнется” в будущем сегодняшние спортивные неудачи Светы.

Немаловажную роль в проблемах гипермобильных детей играют взрослые (воспитатели, преподаватели физкультуры, родители), которые как правило, стараются активизировать таких детей, настойчиво привлекают их к занятиям, заставляют выполнять упражнения “как все”.В более старшем возрасте требуют выполнения определенных нормативов. Генетически не приспособленная к физическим нагрузкам мышечная система гипермобильных детей не справляется с заданиями, между взрослыми и детьми возникают конфликты. Педагоги, родители обвиняют детей в лености, в отсутствии старания, активности. Дети обижаются переживают, испытывают психологический дискомфорт, у них на долгие годы формируется стойкая неприязнь к любым физическим упражнениям, развивается комплекс неполноценности.

Ребенка надо принимать таким каков он есть, но при этом помогать ему развиваться в возможном для него направлении. То же самое касается и детей с конституциональной гипермобильностью. С одной стороны, их организм изначально генетически не приспособлен к большим физическим нагрузкам, с другой – мышцы не могут переносить и статистические нагрузки, например, долгое сидение за партой, рабочим столом или на той же скамеечке на уроках физкультуры. Из-за неприспособленности мышц при нагрузке “положением” появляются боли в спине, шее, плечах, головные боли.

Все это усугубляет положение и еще больше отдаляет ребенка от физкультуры.

Между тем физические нагрузки для гипермобильных детей просто необходимы. На это нелишне еще и еще раз обратить внимание родителей и педагогов. В том числе и потому, что грамотные занятия физкультурой – это путь к здоровью. Но упражнения должны быть специальными, а физкультурные занятия хорошо бы проводить или отдельно, или, учитывая особенности гипермобильных детей.

Заниматься первое время (пока не освоены упражнения) лучше ежедневно, потом – достаточно 2 раза в неделю, индивидуально или малогрупповым методом. Длительность занятий от 20 до 40 минут. Упражнения должны быть для ограниченной группы мышц (выполняющих одинаковую функцию). Амплитуда движений небольшая. Количество повторений от 3-4 в начале курса занятий до 8-10 в конце. Темп медленный и средний. Общая нагрузка на таком занятии незначительная, но гипермобильные дети могут после занятия ощущать утомление, может даже появиться боль в работавших мышцах. И обязательно следует включать в занятие упражнения на растяжение мышц. Это наклоны головы в разных направлениях, широкое разведение рук в стороны и вверх, наклоны туловища вперед, в стороны, назад, а также упражнения на координацию движений и равновесие.

Необходимо, чтобы все, кто занимается физическим развитием детей, отвечает за него или просто заботится о душевном состоянии детей, знали о конституциональной гипермобильности, учитывали особенности таких детей в своей деятельности и в быту и не требовали бы от них невозможного (ведь не будет же никто заставлять ребенка во чтобы то ни стало играть на скрипке, если у него нет музыкального слуха). И тогда гипермобильные дети смогут избежать многих психологических травм, а значит жизнь их станет успешной.

Примеры специальных упражнений

1. И.п. – стоя, подняться на носки и несколько секунд удерживаться, не шатаясь (лодыжки вместе). Медленно опуститься на пятки. Тренируются мышцы свода стопы и тазового пояса.

2. И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. Медленно сесть на пятки. Вернуться в И.П. При этом ребёнок учится удерживать позвоночник равномерным сокращением всей опорной мускулатуры, укрепляются все мышцы туловища, особенно нижней части.

3. И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперёд, полусогнуты, руки на затылке. Медленно поворачивать туловище вправо-влево. Спина должна быть прямая. Тренируются опорные мышцы, координация движений ротаторов, улучшается осанка.

4. И.п. – сидя на стуле прямо, руки свободно опущены. Максимально поднять плечи, затем максимально опустить. Сначала с одной стороны, с другой, с обеих, попеременно. Цель – обучение расслаблению мышц плечевого пояса (трапециевидной, мышц шеи).

5. И.п. – то же. Сокращением межлопаточных мышц сместить плечевые суставы кзади. Цель – разгрузка шейного отдела позвоночника.

6. И.п. – то же, руки в стороны. Потянуться за рукой вправо, влево, смещая грудную клетку в сторону. Цель – укрепление мышц живота, компенсация сколиотической осанки.

7. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Потянуть руки вверх, прогнуться назад, отставив назад на носок ногу (попеременно) – вдох. На выдохе вернуться в и.п. и сделать полуприсед.

8. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. На вдохе развести руки в стороны и отставить ногу в сторону на носок (попеременно). На выдохе вернуться в и.п. и сделать полуприсед.

9. И.п. – стоя, ноги вместе, руки подняты над головой – вдох. На выдохе сделать шаг одной ногой в сторону, руки на пояс, полуприсед. На вдохе вернуться в и.п. То же – другой ногой.

10. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову на 1-2 сек., опустить.

11. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. На выдохе подтянуть ноги к груди (можно сначала поочередно). На вдохе – вернуться в и.п., полностью выпрямить ноги.

12. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. На вдохе – приподнять плечи и голову, прогнувшись в пояснице. На выдохе вернуться в и.п.